Технология педагогического мониторинга
Основная идея проведения мониторинга заключается в том, чтобы обеспечить управление формированием и развитием индивидуальности школьника в процессе обучения, сделать этот процесс не стихийным, а целенаправленным и обоснованным. В соответствии с данной идеей представим далее главные цели мониторинга:
• получение достоверной информации о процессе и текущих результатах формирования индивидуальности каждого ребенка;
• выработка коррекционной программы педагогической и учебной деятельности, способствующей оптимальному развитию индивидуальности школьника.
Данные цели требуют решения конкретных задач, которые мы определяем для нескольких этапов. Задачи мониторинга:
• на первом (подготовительном) этапе – определение объема исследования (состав учащихся, учителей, время проведения замеров и их количество); составление схемы мониторинга (график проведения замеров, обработка результатов и их интерпретация); выбор методов и форм исследования, диагностических средств, материалов для накопления информации; проведение необходимых мероприятий (совещания педагогов, психологов, валеологов и др., консультации с научными организациями и специалистами и пр.);
• на втором (основном) этапе – проведение массового диагностического обследования; обработка и интерпретация данных; педагогический консилиум по результатам диагностики;
• на третьем (заключительном) этапе – выработка рекомендаций; создание групп коррекции; планирование последующих диагностических исследований по иным, ранее не использованным в данном мониторинге методикам.
Способы осуществления мониторинга при исследовании индивидуальности подростка целесообразно разделить на две группы: 1) способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов; 2) способы учета полученных данных в принятии решений и выбора соответствующих коррекционных мер.
Способы сбора информации в системе мониторинга и основные требования к организации наблюдения за учениками выбираются с учетом существующих научных представлений об объекте мониторинга – индивидуальности школьника. Как и в случае диагностики других психологических показателей, при диагностике индивидуальности в своем выборе средств мы можем остановиться на определенном их уровне. Полная диагностика требует привлечения трех типов средств'.
1. Самооценочные анкеты с прямыми вопросами, на которые отвечают ученики (обработку производит педагог, психолог или валеолог).
2. Объективные тесты (собственно психологическая диагностика, осуществляемая психологом).
3. Экспертные оценки (осуществляются педагогами с помощью методов педагогической диагностики).
При выборе совокупности методов изучения индивидуальности необходимо в максимальной мере учесть такие требования: 1) проводить изучение школьников комплексом разнообразных методик, которые позволили бы получить многоплановую информацию о всех сферах индивидуальности, а также сопоставить полученные данные; 2) сочетать изучение семи сфер с выделением в них доминирующих, которые ярко характеризуют сильные и перспективные качества, и слабо развитых сфер; 3) рассматривать взаимосвязи и взаимозависимости сфер индивидуальности; 4) получать информацию из взаимопроверяющих источников.
Информация должна отражать состояние каждой сферы индивидуальности, при этом важность, прежде всего, имеет та, которая отражает, во-первых, возрастные особенности развития определенной сферы (или ее компонента) и, во-вторых, ее сильные и слабые стороны. Покажем это на примере возрастных особенностей подростка. К наиболее значимым и нуждающимся в изучении психическим свойствам и качествам, которые ему необходимо преодолеть в себе или развить в учебной деятельности, следует отнести:
• в интеллектуальной сфере – устойчивость внимания, логические способы запоминания, теоретическое мышление, креативность мышления, критичность мышления, познавательные умения;
• в мотивационной сфере – мотивацию учения (познавательная потребность, мотив престижа), общения (мотив учебного сотрудничества), конфликта (мотив избегания конфликта);
• в эмоциональной сфере – тревожность, самооценку;
• в предметно-практической сфере – умения учиться, общие способности (обучаемость) и специальные способности;
• в волевой сфере – умение доводить начатое дело до конца, целеустремленность;
• в сфере саморегуляции – учебную рефлексию, самоконтроль, умение регулировать свое поведение и отношение;
• в экзистенциальной сфере – позицию субъекта в учебной деятельности, жизненную позицию («принца», «лягушек»).
Рассмотрим названные компоненты сфер индивидуальности подробнее и покажем, как можно их изучать и оценивать.
Интеллектуальная сфера.Изучение этой сферы (особенностей развития внимания, памяти, мышления, воображения) осуществляет в основном школьный психолог с помощью специальных тестов. Каждый учитель на основании своих наблюдений, анализа учебной деятельности школьников имеет также свое собственное представление о конкретном проявлении познавательных процессов каждого подростка. Важность этих представлений в том, что учителя-предметники могут дать разную характеристику этой сферы или ее отдельных компонентов у одного и того же ученика, что может объясняться отношением школьника к различным учебным предметам. Это имеет значение для согласования общей оценки уровня развития и выработки коррекционных действий. Во время консилиума могут возникать разногласия в оценках развития и других сфер – это естественно. Смысл консилиума в том и состоит, чтобы учесть разные мнения и привести их либо к единому выражению, либо к механическому объединению.
Педагогическая программа целенаправленного изучения интеллектуальной сферы подростка может включать следующее:
Анкета для учащегося
1. Любишь ли ты трудные задания, когда надо думать над своими действиями? (Да, нет, по отдельным предметам).
2. Всегда ли тебе понятно объяснение нового материала на уроке? (Да, нет, иногда).
3. Бывает ли так, что ты догадываешься раньше других, как надо действовать, что делать и т. д.? (Да, нет, иногда).
4. Можешь ли ты оценить свои рассуждения – насколько они верны? (Да, нет, затрудняюсь).
5. Хотелось бы тебе самостоятельно думать над новыми текстами, решениями новых задач, разработкой проектов и т. д.? (Да, нет, иногда).