Определение моделирования в спорте. Модели, используемые в спорте
ТЕМА. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
План
1. Определение моделирования в спорте. Модели, используемые в спорте.
2. Понятие эталонной модели
3. Методические подходы к разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов.
Определение моделирования в спорте. Модели, используемые в спорте
В настоящее время метод моделирования рассматривается как основной инструмент в изучении сложных психофизиологических систем с целью управлять ими. Методы моделирования широко используются в биологии, медицине, педагогике, психологии, физической культуре и спорте.
Разработка научно-методических основ отбора тесно связана с изучением модельных характеристик сильнейших спортсменов. Чтобы рационально производить спортивный отбор и эффективно осуществлять процесс спортивного совершенствования, необходимо выявить основные особенности, присущие спортсменам экстра-класса.
Современная наука исследует проблему человека в большом спорте. Изучаются различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. По каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами на каждом из них.
Установлены требования к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. С этими целями применяются специальные информативные тесты педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной спортивной подготовки.
И так, модель спортсмена – это некий идеал, в котором сгруппированы оптимальные характеристики, гарантирующие спортивный успех, — включает в себя наиболее важные показатели, характерные для спортсменов разного пола и возраста и отражающие эффективность их соревновательной деятельности, технико-тактическую подготовленность, двигательные, функциональные и психические особенности, а также возраст, рост, стаж занятий.
Модель сильнейшего спортсмена должна определять не только наиболее существенные показатели (модельные характеристики), но и возможный порог отклонений от «идеала», а также предусматривать определенные изменения в связи с предполагаемым ростом спортивного мастерства.
Для осуществления эффективного отбора важно знать не только спортивный идеал, но и промежуточные модели, которые характеризуют спортсмена на отдельных этапах спортивного мастерства.
Для спортсменов невысокого класса характерна большая вариативность модельных признаков, а факторов, ограничивающих спортивный результат, сравнительно много. С ростом спортивного мастерства вариативность уменьшается. Одновременно появляются новые признаки, которые определяют спортивное совершенствование.
Системный подход применительно к проблемам моделирования предполагает использование следующих основных компонентов управления:
1. прогнозирование модельных характеристик исходного состояния подготовленности спортсмена и состояния, необходимого для достижения запланированного результата;
2. разработка программы-модели, раскрывающей содержание тренировочного процесса с учетом исходного уровня подготовки спортсмена;
3. организация системы контроля над выполнением запланированной программы и сравнение полученных результатов с промежуточными модельными характеристиками;
4. коррекция разработанной программы.
Различают три вида модельных характеристик:
1. общие для всех видов спорта (генеральные) модельные характеристики;
2. общие для группы видов спорта (обобщенные) модельные характеристики;
3. модельные характеристики, специфичные для отдельного вида спорта.
Или же: обобщенные, групповые и индивидуальные.
Обобщенные модели отражают характеристику объекта или процесса, выявленную на основе исследования относительно большой группы спортсменов определенного пола, возраста и квалификации. К таким моделям могут быть отнесены, например, модели соревновательной деятельности пловцов на различных дистанциях, модели многолетней подготовки или структуры годичного макроцикла и т. п. Модели этого уровня носят общеориентирующий характер и отражают наиболее общие закономерности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
Групповые модели строятся на основе изучения конкретной совокупности спортсменов, отличающихся специфическими признаками. Примером может служить модель соревновательной деятельности пловцов, отличающихся высоким скоростно-силовым потенциалом и недостаточной выносливостью.
Индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного исследования и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности отдельного спортсмена, его реакции на нагрузки и т. п. В результате получают самые различные индивидуальные модели соревновательной деятельности, различных сторон подготовленности, модели занятий микроциклов, непосредственной подготовки к соревнованиям и др.
В спортивной практике находят применение модели всех трёх уровней. Модели более высокого уровня, обеспечивая общее направление спортивной подготовки и участие в соревнованиях, детализируются в индивидуальных моделях и создают предпосылки для разностороннего управления тренировочной, соревновательной деятельностью спортсменов. Установлено, что эффективность использования обобщённых и групповых моделей для ориентации и коррекции тренировочного процесса особенно высока при подготовке юных спортсменов. Что касается подготовки спортсменов международного класса, то ориентация на такие модели оказывается малоэффективной.
Модели соревновательной деятельности.
Модели соревновательной деятельности, которые используются в случае выхода спортсмена на уровень заданного спортивного результата, являются тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на данном этапе спортивного совершенствования.
При формировании моделей соревновательной деятельности выделяют наиболее существенные для данного вида спорта характеристики соревновательной деятельности, которые носят относительно независимый характер. Применительно к различным группам видов спорта целесообразно ориентироваться на следующие важнейшие характеристики соревновательной деятельности:
Циклические виды спорта с проявлением выносливости:
- график прохождения дистанции (время и скорость прохождения отдельных отрезков);
- темп движений на отдельных отрезках дистанции;
- разница между измеряемыми характеристиками на отдельных отрезках дистанции.
2. Циклические виды спорта с проявлением скоростных качеств:
- график прохождения дистанции (время и скорость прохождения отдельных отрезков, в том числе старта, стартового ускорения, финиша);
- длина шага на этих отрезках;
- максимальная скорость на дистанции.
Модели подготовленности
Модели подготовленности позволяют раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности, определить основные направления совершенствования подготовленности, установить оптимальные уровни развития различных её сторон у спортсменов, а также связи и взаимоотношения между ними.
Модели подготовленности, как и модели, относящиеся к другим группам, могут быть подразделены на модели, способствующие общей ориентации процесса подготовки в зависимости от специфики вида спорта и особенностей его конкретной соревновательной дисциплины, и на модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенства тех или иных сторон подготовленности. Использование этих моделей позволяет определить общие направления спортивного совершенствования в соответствии со значимостью различных характеристик технико-тактических действий, параметров, функциональной подготовленности для достижения высших показателей в конкретном виде спорта. Модели, ориентирующие на достижения конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяют сопоставлять индивидуальность данного конкретного спортсмена с характеристиками модели, оценивать сильные и слабые стороны подготовленности, исходя из этого, планировать и конкретизировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия. К таким моделям, например, относятся разработанные на основе анализа подготовленности сильнейших спортсменов мира обобщенные модели подготовленности пловцов-спринтеров.
Ориентируясь на эти данные, можно не только выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена с целью разработки наиболее эффективной программы дальнейшего совершенствования, но и прогнозировать по отдельным параметрам возможности достижения тех или иных результатов.
Морфофункциональные модели
Модели этой группы включают показатели, организующие морфологические особенности организма и возможности его важнейших функциональных систем. При разработке морфофункциональных моделей ориентируются на наиболее значимые показатели, определяющие способность к достижению выдающихся результатов в конкретных видах спорта. Морфофункциональные модели могут быть подразделены на модели, способствующие выбору общей стратегии процесса спортивного отбора, спортивной ориентации и процесса подготовки. Например, для специализации в плавании очень важны такие модели, как профильные контуры тела на различных дистанциях, типичный рельеф мускулатуры, а также состав тела пловцов различных специализаций и др. Кроме того, существуют модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных компонентов функциональной подготовленности спортсменов.
Модельные характеристики функциональной подготовленности должны рассматриваться по отношению к модельным характеристикам соревновательной деятельности в качестве нормативной основы, позволяющей открыть резервы достижения запланированного результата. Однако следует учитывать, что практически при одном и том же результате у пловцов высокого класса возможны существенные колебания по отдельным параметрам.
Также, модели, используемые в спорте, делятся на две группы.
Первая:
· модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;
· модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;
· морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;
Вторая:
· модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленности в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и микроцикла;
· модели крупных структурных образований тренировочного процесса;
· модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;
· модели тренировочных занятий и их частей;
· модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.
Понятие эталонной модели
Комплектуя группы новичков, тренер всегда, пусть интуитивно, ориентируется на известный ему идеал. Однако этот идеал будет выглядеть неопределенно, если он не наполнен четкими качественными и количественными характеристиками.
Такие характеристики получают с помощью опроса специалистов, тестирования, лабораторных экспериментов и т. д. В результате формируются отдельные эталонные модели, которые в комплексе составляют эталонную модель спортсмена.
Любая эталонная модель основана на оценках особенностей личности и организма, специальной подготовленности, игровой эффективности. Особенности личности определяются ее направленностью, опытом, особенностями психических процессов, свойствами нервной системы (К. К. Платонов).
Особенности организма условно рассматриваются с точки зрения морфологических особенностей и функционального состояния физиологических систем.
Специальная подготовленность включает специальную физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность.