Этапы психологического сопровождения одаренных детей
Программа психологического сопровождения
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Составили:
педагог-психолог: Бондаренко О.Н.
педагог-психолог: Латыпова Е.А.
п.г.т. Приобье 2012г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Наименование программы | Одаренные дети |
Авторы | Латыпова Екатерина Андреевна – педагог - психолог Бондаренко Оксана Николаевна – педагог - психолог |
Наименование учреждения реализуемой программы. | МКОУ « Приобская начальная общеобразовательная школа» |
Цель программы | Содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, сохранении психологического и физического здоровья. |
Срок реализации программы | 2012– 2016 г.г. |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив, специалисты школы |
Соисполнители | Учащиеся, родители учащихся, педагоги |
Ожидаемые результаты |
|
Система контроля исполнения программы | Контроль над реализацией программы осуществляет методический совет школы. |
Пояснительная записка
В настоящее время все более приоритетной становится работы с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Цель психологического сопровождения:содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
1) подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.
2)развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах …);
3)учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
4) повышение психологической компетенции педагогов, родителей, через просветительскую деятельность (проведение консультаций, обучающихся семинаров для родителей и педагогов по знакомству с видами одаренности).
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.
К методам выявления одаренных детей относятся:
· наблюдение;
· общение с родителями;
· работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
· олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Направления работы
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Этапы психологического сопровождения одаренных детей
Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов:
Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников.
Диагностические методы:
· наблюдение;
· беседы;
· измерения выраженности и структуры креативности;
· измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности;
· измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта)
· анкета способностей ребенка (для родителей);
· социометрические исследования;
· оценка коммуникативных навыков.
Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.
Виды деятельности:
· индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований;
· обновление информационной базы данных одаренных детей;
· психолого-педагогические лектории;
· родительские собрания.
Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.
Подготовительный.На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Составление плана развития индивидуальной траектории каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.
Развивающий.Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.
В школе проводятся следующие мероприятия:
· организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся.
· занятия по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения;
· коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;
· создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;
· проектная деятельность учащихся.
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
2. Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;
3. Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно-исследовательских деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах);
4. Использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста личности учащегося при освоении модулей.
Используемая литература
1. Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.
5. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.
ПЛАН РАБОТЫ