Проблемное обучение и развитие младших школьников

Продолжительность 2 часа

Вопросы для обсуждения.

Характеристика основных приемов технологии проблемного обучения: проблемная ситуация; проблемная задача; проблемный вопрос. Характеристика основных форм организации проблемного обучения: проблемное изложение; частично-поисковая деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность школьников. Сущность и специфика технологии проблемного обучения. Этапы проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций. Способы создания проблемных ситуаций в процессе обучения. Развивающие возможности проблемного обучения и возможности применения этой технологии в современной школе.

Практическое задание:

Напишите конспект фрагмента урока по любому предмету с использованием проблемной ситуации. Определите тип проблемной ситуации и способ ее создания.

Литература:

1. Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984. – Лекция № 18.

2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975. – Гл.5 § 1 и 3.

3. Хрестоматия по педагогике / Сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. – Часть 2. – Статья М.И. Махмутова «Организация проблемного обучения»

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001. – Гл.6, С.82-89

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1971.

6. Ильиницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке //Знание, серия «Педагогика и психология», 1985. – № 1.

7. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. – Л., 1973.

Семинарское занятие № 7

Тема:

Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению младших школьников.

Вопросы для обсуждения

Способы внутриклассной индивидуализации учебной работы. Виды и формы дифференциации обучения в школе. Технология реализации индивидуальной образовательной траектории. Сущность индивидуализации обучения. Взаимосвязь индивидуализации и дифференциации в процессе обучения. Особенности учащихся, учитываемые при индивидуализации обучения. Понятие и сущность индивидуальной образовательной траектории ученика. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика. Алгоритмы индивидуального образования. Сущность дифференцированного обучения. Внешняя и внутренняя формы дифференциации обучения. Особенности их применения в начальной школе. Виды дифференциации обучения. Особенности их применения в школе.

Практическое задание:

Разработайте различные траектории изучения одной и той же учебной темы для слабого и для сильного ученика. Тему и предмет из курса школы определите по своему желанию.

Индивидуальное сообщение:

Формирование персонального познавательного стиля ученика (См. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. – М., 2000. – С. 21-25).

Литература:

1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – Гл. 8.

2. Хрестоматия по педагогике / Сост. О.П. Морозова. Ч.2. – Барнаул, 1999. – Статьи И.С. Якиманской «Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы» и И. Унт «Индивидуализация и дифференциация обучения».

3. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2001. – Гл. 4 § 3.

4. Чернышова Г.Г. Нужна индивидуализация учебного процесса // Начальная школа, 1997. – №5.

5. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Под ред. Л.Н. Рожиной. – Минск, 1992.

6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

7. Крылов Н.Б., Леонтьева О.М. Школы без стен: перспективы развития и организации продуктивных школ. – М., 2002. – С. 75-81.

Семинарское занятие № 8

Тема:

Система контроля в обучении. Развитие у младших школьников умений самоконтроля и самооценки.

Вопросы для обсуждения

Характеристика этапов формирования оценочной деятельности у школьников. Семь способов повышения стимулирующей роли 5-балльной шкалы оценок. Взаимосвязь понятий «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка» и «отметка». Принципы контроля успеваемости: объективность, систематичность, гласность. Пять необходимых звеньев системы контроля в обучении. Формы и методы обратной связи в обучении. Варианты оценок в баллах (от 2-х до 12-балльной).

Индивидуальные задания и сообщения:

1. «Линеечки» как инструмент небаллированной оценки. См. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва-Рига, 1999. – С.72.

2. Технология обучения младших школьников оценочной деятельности. См. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – Серия «Педагогика и психология». - № 10. – М., 1980.

Практическое задание:

Дайте содержательную оценку к письменному или устному ответу ученика на «отлично», на «хорошо» и на «удовлетворительно». Предмет и задание выберите по своему желанию.

Литература:

1. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. – Гл.12, 14.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – Ч.2. Тема 6, 7.

3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М., 1984.

4. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – Гл. 22 п.4

5. Ильина Т.А. Педагогика. – М.,1984. – Лекция 19.

Семинарское занятие № 9

Тема:

Наши рекомендации