Проблемное обучение и развитие младших школьников
Продолжительность 2 часа
Вопросы для обсуждения.
Характеристика основных приемов технологии проблемного обучения: проблемная ситуация; проблемная задача; проблемный вопрос. Характеристика основных форм организации проблемного обучения: проблемное изложение; частично-поисковая деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность школьников. Сущность и специфика технологии проблемного обучения. Этапы проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций. Способы создания проблемных ситуаций в процессе обучения. Развивающие возможности проблемного обучения и возможности применения этой технологии в современной школе.
Практическое задание:
Напишите конспект фрагмента урока по любому предмету с использованием проблемной ситуации. Определите тип проблемной ситуации и способ ее создания.
Литература:
1. Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984. – Лекция № 18.
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975. – Гл.5 § 1 и 3.
3. Хрестоматия по педагогике / Сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. – Часть 2. – Статья М.И. Махмутова «Организация проблемного обучения»
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001. – Гл.6, С.82-89
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1971.
6. Ильиницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке //Знание, серия «Педагогика и психология», 1985. – № 1.
7. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. – Л., 1973.
Семинарское занятие № 7
Тема:
Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению младших школьников.
Вопросы для обсуждения
Способы внутриклассной индивидуализации учебной работы. Виды и формы дифференциации обучения в школе. Технология реализации индивидуальной образовательной траектории. Сущность индивидуализации обучения. Взаимосвязь индивидуализации и дифференциации в процессе обучения. Особенности учащихся, учитываемые при индивидуализации обучения. Понятие и сущность индивидуальной образовательной траектории ученика. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика. Алгоритмы индивидуального образования. Сущность дифференцированного обучения. Внешняя и внутренняя формы дифференциации обучения. Особенности их применения в начальной школе. Виды дифференциации обучения. Особенности их применения в школе.
Практическое задание:
Разработайте различные траектории изучения одной и той же учебной темы для слабого и для сильного ученика. Тему и предмет из курса школы определите по своему желанию.
Индивидуальное сообщение:
Формирование персонального познавательного стиля ученика (См. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. – М., 2000. – С. 21-25).
Литература:
1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – Гл. 8.
2. Хрестоматия по педагогике / Сост. О.П. Морозова. Ч.2. – Барнаул, 1999. – Статьи И.С. Якиманской «Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы» и И. Унт «Индивидуализация и дифференциация обучения».
3. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2001. – Гл. 4 § 3.
4. Чернышова Г.Г. Нужна индивидуализация учебного процесса // Начальная школа, 1997. – №5.
5. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Под ред. Л.Н. Рожиной. – Минск, 1992.
6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
7. Крылов Н.Б., Леонтьева О.М. Школы без стен: перспективы развития и организации продуктивных школ. – М., 2002. – С. 75-81.
Семинарское занятие № 8
Тема:
Система контроля в обучении. Развитие у младших школьников умений самоконтроля и самооценки.
Вопросы для обсуждения
Характеристика этапов формирования оценочной деятельности у школьников. Семь способов повышения стимулирующей роли 5-балльной шкалы оценок. Взаимосвязь понятий «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка» и «отметка». Принципы контроля успеваемости: объективность, систематичность, гласность. Пять необходимых звеньев системы контроля в обучении. Формы и методы обратной связи в обучении. Варианты оценок в баллах (от 2-х до 12-балльной).
Индивидуальные задания и сообщения:
1. «Линеечки» как инструмент небаллированной оценки. См. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва-Рига, 1999. – С.72.
2. Технология обучения младших школьников оценочной деятельности. См. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – Серия «Педагогика и психология». - № 10. – М., 1980.
Практическое задание:
Дайте содержательную оценку к письменному или устному ответу ученика на «отлично», на «хорошо» и на «удовлетворительно». Предмет и задание выберите по своему желанию.
Литература:
1. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. – Гл.12, 14.
2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – Ч.2. Тема 6, 7.
3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М., 1984.
4. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – Гл. 22 п.4
5. Ильина Т.А. Педагогика. – М.,1984. – Лекция 19.
Семинарское занятие № 9
Тема: