Дистанционное образование

Вопросы к семинарскому занятию

1. Технология интерактивного обучения:

♥ история становления (от активного обучения до интерактивного)
В XXI веке требуется современный человек, который не только вооружен новыми знаниями, но и умеет их применять для решения возникающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Развитие личности требует раскрытия новых качеств и возможностей.

Современное образование предъявляет новые требования к формам и методам обучения. Одним из современных и востребованных методов является – интерактивное обучение.

Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие) — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога (Приложение 1) уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. [1]

Цельюинтерактивного обучения является общее развитие учащихся,

· предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении,

· в расширении возможностей самоопределения и самореализации в профессиональной сфере.

Главный принцип интерактивного обучения – принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.

Задачи, которые решает интерактивное общение:

1. Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися.

2. Решает информативную задачу, так как обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которых невозможно реализовать совместную деятельность.

3. Решает воспитательную задачу, так как формирует отношение к людям.

4. Развиваются общие учебные умения и навыки (анализ, синтез).

5. Релаксация.

♥ признаки интерактивного обучения
Ведущими признаками и инструментами интерактивного педагогического взаимодействия являются: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.

В педагогической интерпретации полилог — это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существование.

Диалог предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия.

Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся; не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности; организация проблемного обучения; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия.

Смыслотворчество является процессом осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений окружающей действительности по обсуждаемой проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют оптимальному развитию, саморазвитию.

Создание ситуации успеха заключается в целенаправленном создании педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, радости, проявления спектра положительных эмоций и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Ведущее из условий — позитивность, оптимистичность оценивания учащихся.

Позитивность и оптимистичность оценивания участниками педагогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремлении к возвышению достижений личности, осуществлению оценки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития учащегося.

Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. Это актуализация педагогом и учащимися своих знаний, опыта деятельности в той или иной педагогической ситуации. Это их потребность и готовность зафиксировать изменения состояния развития, определить причины таких изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития.

♥ принципы реализации интерактивного обучения;

♥ формы интерактивного обучения;
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

  • пробуждают у обучающихся интерес;
  • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
  • обращаются к чувствам каждого обучающегося;
  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;
  • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
  • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
  • формируют у обучающихся мнения и отношения;
  • формируют жизненные навыки;
  • способствуют изменению поведения.

Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

1) Работа в парах

2) Ротационные (сменные) тройки

3) Карусель

4) Работа в малых группах

5) Аквариум

6) Незаконченное предложение

7) Мозговой штурм

8) Броуновское движение

9) Дерево решений

10) Суд от своего имени

11) Гражданские слушания

12) Ролевая (деловая) игра

13) Метод пресс

14) Займи позицию

15) Дискуссия

16) Дебаты

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Основные интерактивные формы проведения учебных занятий
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

· творческие задания;

· работа в малых группах;

· дискуссия;

· обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

· изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция);

· эвристическая беседа;

· разработка проекта (метод проектов);

· использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки;

· системы дистанционного бучения;

· обсуждение и разрешение проблем ( «мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);

· тренинги;

· метод кейсов.

Ниже приведены характеристики некоторых интерактивных форм обучения.

Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.


Обязательные условия организации интерактивного обучения:

· доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

· демократический стиль;

· сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

· опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

· включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность

♥ классификации форм интерактивного обучения;

♥ методы интерактивного обучения.
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:

-создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

-организации обмена деятельностями;

-организации мыследеятельности;

-организации смыслотворчества;

-организации рефлексивной деятельности.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.

Примерами таких методов могут быть:

«Аллитерация имени» (особенно эффективен при организации знакомства класса или при изучении темы «Внешность и характер человека»), «Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок», «Прогноз погоды».

Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как преподавателя, так и студентов. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

Например:
«Мастерская будущего», «Интервью», «1*2*4», «Круглый стол» (при обучении дискуссии)

Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

Например: «Ассоциации», «Алфавит» (позволяет повторить практически всю лексику по теме), «Минута говорения», «Аллитерация понятия».

Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой — стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.

Например: «Четыре угла», «Выбор», «Дюжина вопросов», «Смена собеседника» (тренировка вопросов – ответов).

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе заняти. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.

Например: «Рефлексивный круг», «Мини-сочинение», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».

Технология интерактивного обучения может быть технологической характеристикой отдельного урока, занятия, внеклассного мероприятия. В то же время в интерактивном режиме можно проводить серию или все уроки, семинары или занятия по какой-либо учебной дисциплине.

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, преподаватель определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, предлагаемого содержания, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:

· развитие личностной рефлексии;

· осознание включенности в общую работу;

· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

· развитие навыков общения;

· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

· повышение познавательной активности

классу:

· формирование класса как групповой общности;

· повышение познавательного интереса;

· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Дистанционное образование.

♥ история становления;
Технология получения знаний, в основе которой лежит специфический учебный процесс, осуществляемый между педагогом и учениками на удаленном расстоянии с помощью методик и средств, обусловленных используемой средой передачи информации, называется дистанционным обучением (сокращенно «ДО»). Этот вид обучения позволяет получить образование не выходя из дома, и с каждым днем пользуется все большей и большей популярностью не только за рубежом, но и в России.

Несмотря на многовековую историю развития, концепция современного дистанционного обучения практически не отличается от той, которая была принята на заре его становления - поменялись только каналы коммуникации. А в остальном это все то же удобный способ получения знаний, как и прежде.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Точная дата появления дистанционной формы обучения до сих пор вызывает жаркие споры в среде специалистов. Некоторые из них утверждают, что первооткрывателем ДО является Калеб Филипс, который в 1728 году разместил в бостонской газете объявление, в котором предлагал всем желающим записаться на курсы бухгалтерии и быстрого письма. При этом уроки предполагалось высылать на дом студентам обычной почтой один раз в неделю. Другие специалисты считаются, что дистанционное образованиепоявилось в 1840 году благодаря Иссаку Питману, обучавшему студентов Объединенного Королевства с помощью все тех же почтовых отправлений.

Но это все были так сказать частные попытки внедрить новую форму обучения. Среди ВУЗов первооткрывателем ДО считается Университет штата Иллинойс - именно в нем в 1874 году студентам была предложена программа обучения по почте. И с этого момента дистанционное образование начало быстро распространяться по всему миру:

1892 год - в Университете Чикаго открылось первое отделение дистанционного обучения;

1911 год - в Квислендском университете (Брисбен, Австралия) открылись дистанционные курсы ВУЗовского уровня;

1914 год - в Новой Зеландии и Канаде организовано обучение посредством почтовых отправлений для детей, живущих в отдаленных районах;

1939 год - во Франции открыт Государственный центр дистанционного обучения, позволивший детям, не имеющим возможности посещать обычные школы, получать образование на дому.

И этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому, пока ученые спорят о том, кто и когда придумал дистанционное обучение, мы сделаем собственный вывод - до 1874 года все попытки внедрить ДО были локальными, и только инициатива Университета Иллинойса позволила дистанционному образованию выйти на международный уровень.

СТАНОВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В России появление "корреспондентского обучения" датируется ХIX столетием. Советскими педагогами была разработана уникальная модель дистанционного образования, которая получила название "консультационной" (до нашего времени эта модель дошла под название "заочная форма обучения"). Молодое Советское государство всячески стремилось повысить уровень образования среди рабочих и крестьян, поэтому уже в 1926-27 годах на заочную форму обучения в МГУ было зачислено 37 тысяч студентов. А в 1930 году программы ДО были внедрены во всех ведущих ВУЗах страны.

Советская форма дистанционного обучения была устроена максимально просто:

· После поступления студент приезжал в ВУЗ на так называемую установочную сессию, в ходе которой его знакомили с общей программой обучения и выдавали материалы для самостоятельного изучения

· На протяжении семестра (или учебного года) студент самостоятельно изучал полученный материал, а в случае возникновения вопросов писал или звонил своему преподавателю

· В конце семестра (или учебного года) студент должен был снова приехать в ВУЗ и сдать зачеты и экзамены (экзаменационную сессию).

Дистанционное образование в прямом смысле этого слова (не путать с заочной формой обучения) в России появилось в 1997 году, что подтверждается приказом № 1050 от 30.05.1997г. МО РФ, согласно которому российские ВУЗы получили разрешение на предоставление услуг по экспериментальному дистанционному образованию.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Сегодня, благодаря интернету и компьютеризации, возможности обучения дистанционно, значительно расширились и получили наибольшее распространение и популярность. Отличительными особенностями ДО, является отсутствие временных ограничений, экономичность и доступность.

♥ классификация систем и методов дистанционного образования;
Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств. При этом задача исключения личного контакта не является основной целью построения процесса обучения. Более того, использование термина «дистанционное обучение» не совсем корректно, а более верным термином является: «дистанционная подготовка» или «дистанционное образование». Это обусловлено тем. что никакая техническая или программная система на сегодняшний день не может учесть психологических факторов процесса обучения. В дальнейшем под методами дистанционного обучения будут пониматься методы, наиболее приемлемые для решения конкретной задачи обучения или профессиональной подготовки.

Существуют различные подходы к организации систем дистанционного образования (обучения). Эти подходы прежде всего отличаются благодаря использованию различных способов доставки учебного материала и методическими приемами, определяемыми контекстом обучения (цели, контингент, условия и т.д.). Каждое конкретное применение СДО требует точной идентификации варианта, который в наибольшей степени подходит для решения поставленных задач. Таким образом, для определения варианта построения СДО, наиболее приемлемого для конкретного случая, необходима классификация СДО по набору критериев, определяющих архитектуру системы. Архитектура варианта СДО на основе средств автоматизации определяется набором: методическое, организационное обеспечение; программное и информационное обеспечение; аппаратное обеспечение. Классификация СДО также необходима и в том случае, когда для их реализации не используются про граммно -аппаратные средства.

Наши рекомендации