Российские педагоги-новаторы 70-80 гг. Педагогика сотрудничества
Краткая характеристика современных систем педагогов-новаторов:
4 педагогика сотрудничества - основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам;
4 система В.Ф. Шаталова - учебный материал объясняется максимально четко, логично, с использованием блок-схем, которые отражают логические связи учебного материала; ученики отвечают, опираясь на блок- схему, которую держат в уме; дома первоначально решаются те же задачи, что и на уроке, - в результате даже "слабые", но желающие учиться школьники могут добиться успеха; оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником;
4 система Е.И. Ильина - уроки литературы - уроки человековедения, средство глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни; ключ к изучению литературного произведения - художественная деталь в тексте;
4 система С.И. Лысенковой - изучение нового материала "крупными блоками", идея опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяются знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в скором времени);
4 система Ш. Амонашвили - идея "гуманной педагогики", которая в состоянии "приобщить ребенка к процессу изучения самого себя"; идея педагогического сотрудничества в системе "учитель - ученик";
4 система И.П. Волкова - использование различных видов деятельности для развития склонностей и способностей учащихся; идея "свободной мастерской", где каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника; творческая реализация принципа: "Научился сам - научи товарища".
О том, как и что нужно сделать, чтобы урок стал поиском истины учителя и ученика, лабораторией культуры мышления рассказывает в своей книге "Уроки истории - уроки жизни"1 Татьяна Ивановна Гончарова, преподаватель ленинградской школы, одна из отмеченных в свое время высшей наградой страны - орденом В.И. Ленина.
Социальный педагог найдет в ее опыте учителя истории нужные для себя приемы в работе с детьми. Гончарова считает, что изучение прошлого, обращение к истории своего народа - это путь познания современности. Ученик, переживая и осмысливая прошлое, его победы и поражения, обязательно сопоставит их с сегодняшним днем. Ее методика поиска истины заставляет ребенка думать, развивает его творческие способности.
В основе методов Т.И. Гончаровой лежат отношения ученика и учителя. Ученик на ее уроке - ее соратник, "человек с большой буквы". Как и учитель, он ищет истину в человеческой истории, в обществе, в отношениях между людьми. Она советует: для успеха важно вовлечь ребенка в самостоятельную творческую работу познания истории своего народа, постоянно придумывая разнообразие форм вовлечения, привлечь к этому процессу родителей.
Новизна методики донецкого учителя В.Ф. Шаталова2 в том, что он сумел заинтересовать ребенка в умственном труде, воспитать стремление к знаниям, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
В.Ф. Шаталову удалось предоставить ученику условия работать в полную силу, дать такую интеллектуальную нагрузку, которая обогащала бы его ум и развивала желание познать окружающий мир. Важно, по мнению Шаталова, воспитать стремление познавать, научить самостоятельно овладевать знаниями, которые необходимы цивилизованному человеку.
Для достижения этой цели Шаталов изменил систему преподавания. Он разделил учебные материал на крупные блоки, использовал листы с опорными сигналами, подбирал домашнее задание отдельно каждому ученику в зависимости от уровня его подготовленности и знаний. Разработанные им листы учета знаний контролировались самим ребенком, что давало возможность каждому видеть свои результаты и перспективы учения.
Интересным так же является построение В.Ф.Шаталовым урока по принципу разделения учеников на группы, пары при освоении знаний.
Константин Александрович Москаленко (1917-1984) – учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого метода» школьного обучения, отличник просвещения СССР, участник Великой Отечественной войны. Труды К.А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода», метода передовых учителей-новаторов. В 1959 году в журнале «Народное образование» было опубликована статья Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широких резонанс в СССР и социалистических странах. В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку – структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения