Создание общественного объединения как уже существующего структурного подразделения.
Я создаю коллектив молодежной организации.
1. Я должен понравиться ребятам.
2. Я должен их изучить.
3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.
4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.
5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников.
6. Я должен поставить перед ребятами яркую далёкую и не менее яркую близкую цель.
7. Я должен утвердить определённый стиль общения, стиль отношений между ребятами.
8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам, научить их самоуправлению.
9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, особые ритуалы.
10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива нашей организации.
11. Я должен заложить определённые традиции.
12. Я должен не допустить появление «изгоев», «козлов отпущения», должен обеспечить надёжное чувство защищённости.
13. Я должен не допустить «замыкания» подростков на себе (групповой эгоизм), должен сделать коллектив открытым.
14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив в другой школе, другом городе.
15. Я должен или сменить основной вид деятельности, или усложнить имеющуюся деятельность, её способы организации или распустить коллектив.
Этапы создания общественного объединения
«Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц...» (Ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях».)
Этапы создания общественного объединения:
Создание инициативной группы. Она проводит подготовительную работу по созданию объединения. Инициаторами создания детского и молодежного объединения могут быть дети, молодежь, педагога, родители. 2.Предваротельная работа инициативной группы на этапе подготовки учредительного собрания. З. Проведение учредительного собрания.
«Решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольноревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом». (Ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях».)
4.Планирование работы объединения.
5.Организация работы руководящего органа.
6. Регистрация устава в соответствующих органах юстиции (при принятии такого решения общественным объединением).
«Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения» (ст.18 Федерального закона «Об общественных объединениях».)
Создание общественного объединения как уже существующего структурного подразделения.
Инициатором создания сети структурных подразделений (первичных, городских, районных организаций) может быть действующая организация (например, областная), расширяющая свою деятельность по территориальному (город, район) либо субьектному (первичные объединения в вузах, школах, училищах и т.п.) признакам.
На этапе подготовки инициативная группа:
1. Изучает устав общественного объединения.
2. Определяет возможность и порядок создания структурного подразделения (первичной группы (организации)).
3. Информирует потенциальных учредителей (членов объединения) о том объединении, структурное подразделение которого планируют создать, а также об идее его создания (важно, чтобы как можно больше людей стали участниками создания организации, т.к. люди лучше поддерживают то, что создают сами).
4. Разрабатывает учредительные документы.
5. Готовит учредительное собрание.
Чтобы у членов инициативной группы, а также у будущего актива школьной организации РСМ сложилось чёткое представление о самой общественной организации и направлениях её работы, чтобы члены инициативной группы получили поддержку со стороны администрации школы, педагогического коллектива да и самих учащихся, можно перед учредительным собранием провести агитпробег «Рост», цель которого – создание и успешная работа общественной организации РСМ в школе.
Программа агитпробега рассчитана примерно на 6 часов и включает в себя несколько блоков:
1 блок – знакомство (особенно актуально, если агитпробег проводится сразу для нескольких школ района или на весь район в целом. Кстати, одна из первичных организаций РСМ может выступить с инициативой организации агитпробега для соседних школ или отдельно взятого района в рамках направления «Соседи»), формирование рабочих команд.
2 блок – трудовой десант.
3 блок – учёба по центральной программе Российского Союза Молодёжи «Достижения».
4 блок - заключительный.
Участники агитпробега – актив школы (школ района) – 13-16 лет, от 70 до 100 человек, заместители директоров школ по воспитательной работе, старшие вожатые (педагоги-организаторы).
В процессе программы агитпробега формируются команды по 15-20 человек, во главе которых стоит капитан. Команды в этом составе действуют на протяжении всего агитпробега.
Содержание агитпробега:
Блоки | Содержание блоков | Советы организаторам |
1 блок 1 час 40 мин. | 1. Песенно-игровая разминка (10 мин.) 2. Представление агитробега и его команды (5 мин.) 3. Формирование команд (7-10 мин.) 4. Командный час знакомства: · игры на знакомство и взаимодействие. Цель: снять состояние настороженности, создать атмосферу доброжелательности, открытости, познакомиться. Ожидаемый результат: знаю в лицо и по именам всех в своей команде, имею ощущение своей команды. 5. Общий сбор-линейка (15 мин.): · построение и перекличка; · приветственное слово директора школы (главы района); · вручение пакетов с заданиями на трудовой десант каждой команде: описание объекта и ожидаемый результат, где взять инвентарь, к кому обратиться за разъяснениями в случае необходимости. | Необходимо большое помещение, вмещающее в себя всех участников агитпробега, 5-6 отдельных помещений для работы команд. Листки бумаги, булавки для написания имён Необходимо заранее подготовить задания для команд в конвертах |
2 блок 2 часа 30 мин. | 1. Трудовой десант (2 часа): · непосредственно работа; · подведение итогов в командах, подготовка творческого мини-отчёта; · линейка - перекличка с рапортом о выполненном задании и творческим мини-отчётом. 2. Обед (30 мин.) | Капитаны команд заранее договариваются о месте построения своих команд после трудового десанта |
3 блок 1 час 35 мин. | 1. Песенный круг (3-4 песни) (15 мин.). 2. Игра-учёба по станциям «Семь ключей» (участники агитпробега, следуя по маршрутным листам, путешествуют по станциям – семи ключам программы «Достижения», получают теоретические знания о направлениях деятельности общественной организации и выполняют командой практические задания) (1 час 20 мин.): · старт учёбы (выдаются маршрутные листы); · путешествие по станциям, время нахождения на станции – 10 мин., переход осуществляется по звуковому сигналу. | Необходимо изготовить маршрутные листы Подача звукового сигнала о переходе на станции через каждые 10 мин. |
4 блок 25 мин. | 1. Подведение итогов агитпробега (10 мин.): · разговор о том, кто готов помочь инициативной группе организовать и провести учредительное собрание, кто уже готов вступить в организацию. 2. Прощание (15 мин.): · песни в орлятском кругу |
Проведение учредительного собрания первичной организации РСМ в образовательном учреждении
До проведения учредительного собрания необходимо, чтобы в
учебном заведении обозначилась команда единомышленников, которая:
- желает создать общественную организацию в образовательном учреждении;
- в своем составе имеет лидера (или лидеров);
- готова предложить своим сверстникам ряд интересных дел.
Наличие команды единомышленников - это первый шаг на пути конкретного воплощения в жизнь замысла создания общественной организации. Следующий непременный шаг - это организационное оформление данной команды. Организационное оформление, или, если быть более точным, создание организации, необходимо в силу того, что любая группа людей, задумавшая проводить совместную деятельность, должна договориться о правилах совместной работы, о распределении обязанностей, о механизме координации общей работы.
Общественная организация не нужна, если мы собираемся просто совершить один туристический поход или сходить всей компанией на дискотеку. Но она становится необходимой, когда мы планируем провести не одно и не два, а гораздо большее количество мероприятий, причем соединенных по смыслу и характеру в несколько программ, нацеленных на решение тех или иных проблем, помогающих сделать свою жизнь интересней. Общественная организация становится явно необходимой при совместной деятельности достаточно большой группы людей с разными интересами, навыками, взглядами.
На сегодняшний день ничего нового в данном вопросе не придумано, и формой любого организационного объединения единомышленников, коллег, участников формально остается проведение учредительного собрания. Формально оно остается, но проводить его надо отнюдь не формально и готовиться к нему следует серьезно и продуманно. Насколько интересно и с пользой для всех пройдет учредительное собрание, настолько в дальнейшем у вас может сложиться действительно эффективная работа всех членов организации.
Учредительное собрание - это сбор людей, желающих создать какую-либо организацию, в нашем случае общественную организацию. Исходя из смысла учредительного собрания, его участниками становятся, как правило, те, кто уже решил для себя, что он желает создать организацию, он готов вступить в создаваемую организацию, он готов участвовать в ее деятельности и вносить свой посильный вклад.
Участники учредительного собрания общественной организации, предусматривающей индивидуальное членство, после принятия решения о создании организации становятся ее полноправными членами.
В принципе, решение учредительного собрания является основополагающим для создания общественной организации. Единственное дополнение требуется, если создается не просто отдельная общественная организация, а, как в нашем случае, организация, которая входит в состав более широкой общественной организации и становится ее структурным подразделением, то есть организация Российского Союза Молодежи в учебном заведении. Для полноправной деятельности организации РСМ в учебном заведении ее создание требуется утвердить решением выборного органа соответствующей территориальной организации РСМ. После такого утверждения организация РСМ в учебном заведении считается окончательно созданной и учредители такой организации считаются принятыми в РСМ (если они до этого не были приняты), получают членские билеты и значки
РСМ.
Кто может стать участником учредительного собрания?
Поскольку РСМ - молодежная организация, то ее членами могут быть молодые граждане России с 14 лет. Отсюда вытекает, что участником учредительного собрания может быть любой учащийся, которому исполнилось уже 14 лет, а также, естественно, преподаватели.
Созывает учредительное собрание инициативная группа. Созыв собрания - это определение места, времени проведения собрания, а также подготовка проектов основных решений учредительного собрания, о которых будет идти речь далее.
В инициативную группу может войти любой желающий, но на практике это бывает именно та небольшая команда единомышленников, которая еще до проведения собрания загорелась идеей создать организацию РСМ в общеобразовательном учреждении, познакомилась с программами и деятельностью РСМ, имеет какие-то наметки плана своей работы.
О созыве учредительного собрания необходимо заранее оповестить всех учащихся в общеобразовательном учреждении (желательно за месяц), повесить красочное объявление, сделать сообщения на радио (телевидении) в образовательном учреждении. Возможно проведение в свободное от учебы время консультаций, где всем желающим еще до собрания расскажут о замысле создания организации, ее задачах и примерных планах, ознакомят с Уставом РСМ, покажут наглядные материалы об РСМ.
Для того чтобы инициативная группа имела достаточно сведений об РСМ и получила наглядные материалы о нем, ей необходимо связаться с территориальной организацией РСМ. Целесообразно на учредительное собрание заранее пригласить и представителя территориальной организации РСМ. Он сможет более компетентно и всесторонне ответить на вопросы участников собрания.
Созыв учредительного собрания обязательно надо согласовать с администрацией образовательного учреждения. Во-первых, необходимо будет помещение для проведения собрания, во-вторых, создание организации, ее деятельность встретит серьезные трудности, если в самом начале учредители не получат поддержку и понимание администрации образовательного учреждения, не увидят пользы совместной работы и не выработают конкретные формы сотрудничества на благо всего образовательного учреждения.
Помимо объявления об учредительном собрании и приглашении всех заинтересованных людей, инициативная группа должна в ходе подготовки учредительного собрания осуществить необходимую организационную работу. Что это такое?
Во-первых, помещение, где будет проходить учредительное собрание, желательно оформить информацией, плакатами и другими наглядными материалами об РСМ.
Во-вторых, необходимо подготовить проекты решений по всем предполагаемым вопросам собрания, собрать и обработать все предложения и пожелания учащихся.
В-третьих, необходимо определить выступающего с информацией о создаваемой организации, группу регистрации участников собрания, кто будет предложен для ведения собрания (председатель собрания), записи протокола (секретарь собрания).
В-четвертых, пригласить представителей территориальной организации РСМ, администрации образовательного учреждения.
В-пятых, если есть возможность, размножить некоторые наиболее большие проекты решений (например, Положение об организации в образовательном учреждении) для последующей раздачи участникам собрания.
В день проведения учредительного собрания за 30-50 минут до его начала группа регистрации начинает регистрировать участников собрания - учредителей организации в образовательном учреждении. Регистрацию желательно проводить по списку, в котором указываются полные фамилия, имя, отчество, дата рождения, место учебы, место жительства, телефон.
При регистрации возникает один важный организационный момент, который необходимо знать для правильной ориентации в ситуации. Регистрируются именно те участники, которые пришли на собрание с целью создать организацию. Те же, кто пришел просто послушать информацию и не хочет участвовать в создании организации, не регистрируются, а участвуют в собрании как гости. Это определено и законодательством, которое говорит, что учредители общественной организации становятся после принятия решения о ее создании членами этой организации и имеют право в дальнейшем на этом же учредительном собрании голосовать по всем вопросам как полноправные члены организации. Те же, кто не желает создавать организацию (не хочет быть учредителем), не имеют права участвовать в голосовании на собрании, поскольку не являются (не стали) членами организации.
Учредительное собрание открывает представитель (лидер) инициативной группы. Он говорит о цели собрания, о количестве зарегистрировавшихся участников с целью создания организации. От инициативной группы он предлагает избрать председателя и секретаря собрания. Если собрание достаточно многочисленное (более 20 человек), то можно избрать помимо председателя собрания еще двоих-троих членов президиума. Председатель собрания (президиум) в дальнейшем будет вести собрание. Секретарь собрания обязан вести протокол, то есть записывать обсуждаемые вопросы, фамилии выступающих, принятые решения, результаты голосования. Очевидно, что председателем собрания по практике избирается лидер или представитель инициативной группы. Члены президиума помогают председателю вести собрание, собирают записки с вопросами и предложениями, помогают формировать поправки к проектам решений.
Если количество участников собрания превышает 70 человек, то можно избрать счетную комиссию в составе трех человек, которая будет вести подсчет голосов во время голосования, либо счетную комиссию не избирать, а поручить ее функции президиуму собрания.
Председатель собрания выносит на утверждение собрания повестку дня.
Повестка дня состоит из следующих вопросов:
1. О создании организации РСМ в образовательном учреждении.
2.Об утверждении Положения об организации РСМ в образовательном учреждении.
3. Об утверждении Программы деятельности организации РСМ в образовательном учреждении.
4. Об избрании руководителя организации РСМ в образовательном учреждении.
5. Об избрании руководящего (координирующего) органа организации РСМ в образовательном учреждении.
Именно в такой последовательности рассматриваются вопросы на учредительном собрании. Если Положением об организации РСМ в общеобразовательном учреждении будет предусмотрено, что руководитель организации избирается на заседании руководящего (координирующего) органа организации, тогда 4 вопрос из повестки дня исключается.
По первому вопросу выступает с сообщением, как правило, лидер инициативной группы. Он обосновывает необходимость создания организации РСМ в образовательном учреждении, ее возможные направления деятельности. Далее могут выступить представители территориально организации РСМ, администрации общеобразовательного учреждения. Обычно по данному вопросу большой дискуссии не происходит, потому что полноправными участниками собрания являются те, кто зарегистрировался и уже имеет желание создать организацию в образовательном учреждении.
Таким образом, принимается первое решение: создать организацию РСМ в образовательном учреждении. Обязательно проводится голосование кто «за», так как во время обсуждения данного вопроса некоторые зарегистрировавшиеся участники собрания могут передумать и отказаться учреждать организацию, и наоборот, некоторые из гостей, кто пришел только послушать, решат, что будут участвовать в учреждении и создании организации РСМ в образовательном учреждении. Поэтому, по первому вопросу повестки дня голосовать может любой желающий, присутствующий на собрании. Подсчитанное число голосов и будет обозначать количество учредителей организации РСМ в образовательном учреждении. Исходя из этого числа учредителей, будет определяться большинство голосов при принятии других решений собрания, и только учредители имеют в дальнейшем право голосовать по вопросам повестки дня.
Второй вопрос повестки дня - принятие Положения об организации РСМ в образовательном учреждении. Это очень важный документ. Как мы говорили выше, при организации коллектива людей важно договориться о том, кто, как, с какими полномочиями будет координировать всю деятельность членов организации, какие будут взаимные права и обязанности членов организации. Такая совместная договоренность необходима, и, чтобы не потонуть в дальнейшем в спорах и дискуссиях о том, кто прав и кто не прав, лучше обозначить ее в письменном виде в одном документе.
Вы можете спросить: но как же Устав РСМ? Разве он не регламентирует деятельность организаций РСМ? И да, и нет. Устав РСМ определяет лишь общие цели и задачи Союза Молодежи, принципы его деятельности, полномочия центральных руководящих органов, основные права и обязанности членов РСМ, взаимоотношения территориальных организаций РСМ. Что же касается местных организаций РСМ, организаций в образовательном учреждении, то здесь на основании Устава РСМ каждая организация вправе самостоятельно определить, как и чем она будет заниматься, какой руководящий орган будет избираться и какими полномочиями он будет обладать, каков будет его количественный состав, на какой срок будет избираться, как голосовать, как часто проводить собрания и т.п.
Желательно, чтобы инициативная группа заранее подготовила проект Положения об организации в образовательном учреждении с учетом своих желаний, специфики образовательного учреждения, местности, где оно находится, с учетом пожеланий всех заинтересованных людей. Идеальный Вариант, когда проект Положения об организации в образовательном учреждении получат на руки все участники собрания перед его началом.
Принятие Положения об организации в образовательном учреждении осуществляется только учредителями организации, то есть теми, кто проголосовал «за» по первому вопросу повестки дня. Именно от этого числа считается большинство. Например, за создание организации проголосовало 35 человек. Значит, число учредителей 35. При утверждении Положения об организации в учебном заведении «за» проголосовало 22 человека, 10 - «против», 3 - «воздержалось». Таким образом, положение принято, поскольку 22 человека это больше половины от 35 человек, хотя при этом в зале на собрании вместе с гостями может присутствовать и 100 человек.
Как по данному вопросу, так и по всем остальным вопросам, решения принимаются простым большинством голосов, если иное не будет предусмотрено в Положении об организации в образовательном учреждении (например, в Положении может быть предусмотрено, что руководителем организации (председателем, президентом и т.п.) избирается тот, кто на собрании получит большинство, не менее 2/3 голосов).
Еще одно важное правило, которое пригодится при проведении любых собраний организации. Если вы выносите на обсуждение достаточно объемный документ, например Положение об организации в образовательном учреждении, написанный на 4 страницах, то для более эффективного обсуждения и учета всех мнений сначала поставьте на голосование вопрос о том, кто за то, чтобы принять предложенный проект за основу. Если большинство «за», тогда переходят к обсуждению поправок к проекту. Обсуждается и голосуется каждая вносимая поправка (дополнение, изменение), причем поправки лучше принимать и обсуждать по порядку, то есть сначала поправки к первому пункту (или первой главе, разделу) проекта, затем ко второму и т.д.
Поправка принимается, если за нее проголосовало большинство членов организации, присутствующих на собрании. После обсуждения всех поправок и принятия по ним решений проект документа с учетом принятых поправок ставится на голосование в целом. Документ в итоге считается принятым с учетом всех поправок, если при голосовании в целом за него опять же проголосовало большинство присутствующих членов организации. Последнее голосование необходимо, поскольку после принятия ряда поправок проект может так измениться, что те, кто голосовал за принятие его за основу в первоначальном виде, не согласятся уже с измененным вариантом, считая его принципиально другим.
Следующий вопрос учредительного собрания - утверждение Программы деятельности организации в образовательном учреждении.
Проект Программы деятельности организации в образовательном учреждении инициативная группа должна подготовить заранее. Программа отличается от планов работы тем, что отвечает на главный вопрос: какие основные проблемы и задачи собирается решать организация на перспективу.
поскольку речь идет об организации в образовательном учреждении, то и перспективу имеет смысл рассматривать как ближайшие два-три учебных или календарных года.
Несмотря на заранее подготовленный проект программы, роль учредительного собрания ничуть не принижается, поскольку на практике в
ходе таких собраний поступают очень интересные предложения, порой в корне меняющие отдельные положения проекта.
Порядок принятия Программы аналогичен порядку, описанному только что для любых случаев принятия больших документов. Сначала принимается проект программы за основу. Затем рассматриваются все поправки. В итоге ставится на голосование вопрос о принятии программы в целом с учетом утвержденных поправок.
Следующий вопрос повестки дня - избрание руководителя (лидера) организации. Как уже говорилось выше, этот вопрос может не стоять в повестке дня, если в Положении об организации в образовательном учреждении будет указано, например, что деятельностью организации руководит Совет, который из своего состава избирает Председателя Совета. В этом случае следует сразу переходить к выборам руководящего органа организации, то есть в нашем примере - Совета.
В Положении об организации в образовательном учреждении может быть указано на то, что деятельностью организаций руководит Совет, возглавляемый Председателем, который, в свою очередь, избирается на собрании учебного заведения.
Рассмотрим подробнее схему избрания руководителя организации на собрании. Поскольку мы имеем дело с общественной организацией, то надо учитывать то, что даже если инициативная группа заранее проведет какое-то выдвижение кандидатов на должность руководителя организации, организует что-то вроде предвыборной кампании, все равно главное действие разворачивается на собрании. Ибо согласно уставным нормам любой член организация вправе выдвинуть любое количество кандидатур, в том числе и себя. Собрание обязано предоставить каждому кандидату какое-то время для выступления. Если кандидатов достаточно много (более четырех), то имеет смысл ограничить количество выступающих с агитацией за того или иного кандидата, например, не более трех выступающих за кандидата. Можно ограничить и количество выступающих против того или иного кандидата, например, не более трех против кандидата.
Если выдвинутый кандидат взял самоотвод, то имеет смысл его кандидатуру уже не рассматривать и не ставить на голосование.
После обсуждения кандидатур решается вопрос о том, открыто или тайно будет избираться руководитель. За что проголосует большинство собрания, так в дальнейшем и будет организовано голосование.
Тайное голосование отличается от открытого тем, что в первом случае подготавливаются бюллетени с написанными фамилиями кандидатов, за внесение которых в бюллетень для тайного голосования проголосовало собрание. То есть прежде чем готовить бюллетени для тайного голосования, собрание принимает решение о внесении в этот бюллетень каждой кандидатуры. Зачем вносить кандидатуру в бюллетень, если собрание заранее большинством голосов выскажется против нее. При голосовании по вопросу внесения кандидатур в бюллетень для тайного голосования каждый член организации вправе голосовать «за» сколько угодно раз.
После того как бюллетени со списком всех кандидатур, внесенных решением собрания (а не всех выдвинутых), подготовлены и розданы участникам собрания, каждый обязан подчеркнуть или поставить «галочку» (или иной знак, который будет оговорен на собрании) около той фамилии кандидата, за которого он голосует. Здесь каждый член организации может проголосовать только за одного кандидата, поскольку вакантная должность только одна.
Бюллетени опускаются в ящик, который предварительно закрыт и опечатан, с подписями членов счетной комиссии (при тайном голосовании избрание счетной комиссии обязательно, более того, в члены счетной комиссии не может входить человек, кандидатура которого внесена в бюллетень для голосования).
После того как все проголосовали и опустили бюллетени в ящик для голосования, счетная комиссия вскрывает ящик. Она определяет, не появились ли лишние бюллетени или не того образца, которые выдавались участникам собрания. Затем идет подсчет «нормальных» бюллетеней. Их количество должно быть более 50% от числа участников собрания — членов организации, так как по Уставу РСМ нельзя принимать решение, если при голосовании присутствует не более 50% членов организации или членов руководящего органа, принимающих решение. То есть, в нашем примере, если число учредителей было 35, то количество бюллетеней должно быть не менее 18. Далее идет подсчет голосов, поданных за того или иного кандидата. Избранным считается тот, за кого проголосовало более 50% от участвовавших в голосовании, если иное большинство не установлено Положением об организации в образовательном учреждении. Например, если в нашем случае в ящике было обнаружено 18 бюллетеней, то выборы состоялись, и победителем признается тот, кто набрал хотя бы 10 голосов.
В случае открытого голосования никакой дополнительной работы проводить не надо. После того как выдвинуты все кандидатуры и нет самоотводов, по каждой кандидатуре проводится голосование, причем можно подсчитывать голоса, поданные только «за». Опять, как и в случае с тайным голосованием, каждый член организации имеет право проголосовать «за» только один раз, поскольку вакантная должность одна. Победителем признается тот, за кого подано более 50% голосов членов организации - участников собрания, если иное большинство не установлено в Положении об организации в образовательном учреждении. В нашем примере при количестве участников собрания членов организации 35 человек, победу одерживает тот, кто получил не менее 18 голосов.
Вы, наверное, обратили внимание на разницу в том, с каким числом победа приходит при тайном и открытом голосовании. Это связано с тем, что при открытом голосовании все члены организации, присутствующие на собрании, являются участниками голосования, то есть 35 человек, и именно от этого числа необходимо набрать большинство. При тайном же голосовании участниками голосования становятся только те, кто опустил бюллетень в ящик для голосования. Именно бюллетень становится фактом «присутствия при голосовании» Те же, кто не опустил бюллетень (а это право есть у каждого члена организации), уже не являются участниками голосования, они как бы по аналогии с открытым голосованием ушли просто из зала, их волеизъявление непонятно («за» или «против»). Поэтому для определения большинства они уже не учитываются. Самое главное в данном случае, чтобы соблюдался кворум при принятии решения, то есть участников тайного голосования должно быть более 50% от числа участников собрания - членов организации.
Следует обратить внимание на то, что любой участник собрания член организации вправе проголосовать против всех кандидатов.
В случае, если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов для победы, то возможны два выхода из ситуации: либо собрание проводит повторное голосование по двум кандидатам, которые набрали наибольшее количество голосов по сравнению с другими, либо повторно происходит выдвижение кандидатов, как старых, так и новых, и по ним происходит голосование с соблюдением всей процедуры.
Избранный руководитель организации одновременно считается и избранным в состав руководящего органа организации, так как работу именно этого органа необходимо будет постоянно организовывать. Нельзя быть председателем Совета, не входя в состав самого Совета.
Следующий вопрос учредительного собрания избрание руководящего (координирующего) органа. Это может быть и совет, и комитет, и бюро, и правление и т.п. Наименование руководящего органа определяет собрание и фиксирует это в Положении об организации в образовательном учреждении. Пусть в нашей ситуации это будет Совет.
Количественный состав Совета определяет также собрание. В то же время можно вообще не обозначать заранее количественный состав Совета, тогда все избранные в него и будут составлять количество членов Совета.
На практике, для организации в 20-40 человек наиболее оптимально избрать в состав Совета 5-7 человек.
Выдвижение кандидатов происходит на собрании, даже если до собрания проводилась какая-то предвыборная кампания. Любой член организации вправе выдвинуты любое количество кандидатов, в том числе себя. Обсуждение кандидатов происходит таким же порядком, как э делалось при обсуждении кандидатов на председателя Совета.
Голосование происходит по каждой кандидатуре отдельно. В случае если заранее определен количественный состав Совета, то каждый участник собрания - учредитель голосует «за» столько раз, сколько членов Совета предусмотрено в его составе. То есть, если решено избрать в состав Совета 5 человек, а выдвинуто 8 кандидатур, то каждый заранее для себя г голосованием должен определиться, по каким 4 кандидатурам или меньшему числу он будет голосовать «за» (пятый член Совета уже избран: им является председатель Совета).
Голосование «против» и «воздержался» в данном вопросе можно проводить. Избранными считаются те, кто набрал простое большинство голосов, если иное большинство (2/3, 3/4 и т.п.) не предусмотрено для избрания в члены Совета Положением об организации РСМ образовательном учреждении.
Как быть, если вы сначала установили количественный состав 5 человек, а избранными оказались 3 человека (большего числа не может получиться по простой арифметике, так как каждый имеет право проголосовать «за» только столько раз, сколько мест в Совете предусмотрено, или вообще за меньшее количество кандидатов)? В этом случае вы можете на собрании дополнительно выдвинуть еще другие кандидатуры, в том числе те, которые были во время первого голосования, но не прошли в члены Совета, и провести снова голосование, но уже на оставшиеся вакантные места. Либо вы можете решением собрания сократить численность Совета до З человек, то есть до такого количества, которое получило большинство при избрании в Совет.
Далее собрание может обсудить другие вопросы в так называемом разделе «Разное». Здесь могут быть какие-то инициативы, предложения участников собрания, по которым необходимо принять решения.
В заключении председательствующий на собрании объявляет о его закрытии.
Как было уже сказано выше, протокол собрания ведет секретарь собрания. Так как собрание идет обычно интенсивно, порой бурно, с множеством выступлений и голосований, то секретарю приходится быстро записывать основные моменты собрания, не утруждая себя почерком и вводя множество сокращений. Таким образом, получается как бы черновик протокола. Поэтому после собрания, как правило, из черновика протокола оформляется чистовой протокол без сокращений, читаемым почерком. Протокол подписывается председателем собрания (а не председателем Совета, если он не является одни и тем же лицом) и секретарем собрания.