Среди предложений 1-9 найдите простое односоставное назывное предложение. Напишите его номер
(1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, свойств, понятий.
(3) Одного из таких чувств – чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь их даёт как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно – не модно?
10. Среди предложений 22-25 найдите сложноподчинённое, главная часть которого односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
(22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…
(23) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
11. Среди предложений 1 - 14 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Существует мнение, что кража книг не является кражей. (2) Я эту точку зрения не разделяю. (3) На мой взгляд, кража остаётся кражей, что бы ни украл – серебряные ложки, бриллианты или книгу. (4) Во всех случаях – это преступление. (5) Но всё-таки Хемингуэя я украл. (6) Украл в штабе армии. (7) Был там один помощник начальника штаба – очень начитанный, очкастый, длинноносый майор, в прошлом декан какого-то института, великий книжник. (8) Когда я приходил в штаб по своим сапёрно-инженерным делам, он обязательно заводил со мной какую-нибудь «интеллигентную» беседу о литературе, шахматах или Художественном театре. (9) В однообразие обычных, осточертевших уже разговоров о минных полях, лопатах, киркомотыгах или новом НП, который надо за одну ночь построить, беседы эти вносили какую-то новую струю. (10) Но всё горе было в том, что майор в своих суждениях был так банален, так любил повторять чужие слова, что под конец он мне просто надоел со своим вечным «А! Друг мой, зодчий бога Марса» и нудными рассуждениями о музах, молчащих, когда грохочут пушки. (11) Возможно, именно поэтому я и украл у него Хемингуэя. (12) Майор куда-то вышел на минутку, я посмотрел на книгу, которой он только что хвастался. (13) «Всю войну с собой вожу, люблю в свободную от исполнения воинского долга минуту прочесть тот или иной рассказик. (14) Большой, очень большой и своеобразный мастер».
12. Среди предложений 8 - 14 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением.
(8)В нём собирается влага. (9)Средневековые алхимики считали, что это самая чистая влага, которая только может быть на земле. (10)Они надеялись, что именно с её помощью научатся превращать простые вещества в благородное золото. (11)Иногда это моя собственная влага, иногда небесная роса, иногда капли дождя. (12)Обычно с листьев вода, как вы знаете, скатывается, а в моём листе собирается. (13)Поэтому, когда люди идут по росистой земле, они видят большие округлые капли светлой влаги, иногда настолько большие, что можно даже схлебнуть губами. (14)Мои ворсинки не дают росе растекаться по всему листу и делать его просто мокрым.
13. Среди предложений 5 - 15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)0днажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)— Дорогой мой, — сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел.
14. Среди предложений 9 - 15 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
(9)Ходил я жаловаться к здешнему комбату, но тот сказал, что сержанту пистолет не положен. (10)А что я не просто сержант, а разведчик и таких пистолетов у меня перебывало, может, две сотни, он об этом и знать не хочет. (11)Потом перевели меня в подсобное хозяйство, и вот тут мне живётся как зажиточному колхознику. (12)У меня всё есть: и сметана, и масло, и овощи всякие. (13)Тем более я тут заместо главного, как бывший председатель колхоза. (14)3начит, мы всё пашем и сеем. (15)И по вечерам, покушав и запивши молочком, лежу я на перине и думаю про вас, товарищ лейтенант Травкин, и про товарищей моих в моём взводе, вспоминаю наши боевые дела, а главное - мучения ваши и как вы бьётесь за нашу великую родину, и сердце обливается кровью.
15. Среди предложений 12 - 19 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением.
(12)Тем не менее я далёк от того, чтобы констатировать полную безысходность положения. (13) Почему? (14)Давайте сунем нос в интернет, и что мы там увидим? (15)Наряду с грудами всякого мусора мы увидим электронные библиотеки. (16)В составе этих библиотек огромное количество классики. (17)И публицистики, которая обсуждает вот эти самые животрепещущие вопросы. (18)3начит, это кому-нибудь нужно. (19)Я не преувеличиваю популярность классики внутри интернета, но её присутствие там заметно.
16. Среди предложений 1 - 8 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
(1) Критерий пользы ныне более жёстко и последовательно, чем раньше, прилагается ко всему. (2) Идёт ли речь о школьном образовании – принимаются судить да рядить, какие предметы больше пригодятся выпускникам, как бы выкроить часы для занятий информатикой за счёт литературы и с какого класса вводить узкую специализацию, чтобы будущий физик не тратил драгоценные минуты на постижение вещей, которые для работы ему не понадобятся. (3) Обсуждается ли развитие науки – решают, какие её области помогут побыстрее окупить вложенные в них деньги, чтобы финансировать за счёт других, не сулящих скорой прибыли. (4) Сплетничают ли девушки о перспективном общем знакомом, и здесь – «он своей пользы не упустит, за таким как за каменной стеной»…(5) О польза, великая учительница, безупречный эталон из палаты мер и весов!
(6) А если разобраться, какова роль пользы в нашей жизни? (7) Польза и интеллект взаимосвязаны, но не так, как сейчас принято думать. (8) Нам представляется, что существо, действующее всё время себе на пользу, - это очень умное существо.
17. Среди предложений 27 - 31 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
(27)Убедился я и в том, что хороший учитель почти всегда создаёт дружный хороший класс. (28) И за это, может, самое большое спасибо учителям. (29) Потому что школьные друзья – дорогое богатство каждого из нас.
(30) Спустя десятилетия, вспоминая об учителях моей школы, вижу, как многим хорошим я обязан им. (31) Вспоминаются не знания, не предметы, а то человеческое, что вкладывали в нас.
18. Среди предложений 6 - 13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
(6)Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. (7)Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. (8)Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен для хозяина. (9)Он никогда не помышлял о бегстве. (10)Для рабовладельца самое страшное - восстание раба. (11)Каждый раб потенциально мятежник. (12)Манкурт был единственным в своём роде исключением - ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. (13)И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах.
19.Среди предложений 20-27 найдите сложное предложение, в составе которого есть два односоставных: безличное и неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
(20) Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21) Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22) Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24) Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..
(26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27) Ах, какое это счастье – любить и быть любимым, какое счастье!
20. Среди предложений 12 - 19 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением.
(12)Науки далеко не всё могут объяснить, но пытаются объяснить
всё, они объясняют не до конца, но без конца... (13)И всё-таки мы ещё в
значительной степени эмпиричны, потому что не можем объяснить и
предвидеть последствия научных исследований. (14) Чем «научнее» наше бытие, тем эмпиричнее, неопределённее становится наше будущее.
(15)Отвлечённо-философская проблема «быть или не быть» становится практической, и мы нынче ждём спасения уже не столько от наук точных, сколько от гуманитарных, оказавшихся более «природными», ибо они не столь старательно дробили мир на части и частные задачи. (16)Мы хотим, чтобы научные проекты проходили «гуманитарную экспертизу». (17)Мы хотим, чтобы все науки приобрели целесообразность, которая определяется чувством меры. (18) «Возможно» ни в коем случае нельзя путать с «можно» - в этом мы убедились. (19)... для всех наук - вот что прежде всего необходимо.