Основы экстремальной подготовки сотрудников
Экстремальная подготовка — система целенаправленной психолого-педагогической работы с сотрудниками органов внутренних дел7, главная цель которой — формирование у них экстремальной подготовленности и экстремальных способностей, обеспечивающих безусловно успешное решение профессиональных задач в любых экстремальных ситуациях их деятельности.
Основными задачами экстремальной подготовки выступают:
• вооружение сотрудников психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими экстремальных проблем профессиональной деятельности, способов ее осуществления и личной подготовки к их решению;
• психологическая закалка (повышение надежности) обычных профессиональных навыков и умений до уровня, обеспечивающего их наилучшее проявление в любых экстремальных ситуациях;
• формирование у сотрудников надежных навыков и умений выполнять специальные действия, присущие решаемым в экстремальным ситуациях задачам;
• достижение высокого мастерства в использования оружия и специальных средств, а также его правового регулирования;
• развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и умения понимать и оценивать экстремальную обстановку, ее психолого-педагогические факторы и принимать всесторонне взвешенные решения;
• формирование высокой экстремальной надежности, обеспечивающей самообладание, уверенное поведение и действия при любых трудностях, предупреждение психологических срывов и негативных последствий;
• повышение уверенности в себе, в успех и обучение методам самомобилизации, самоуправления поведением и саморегуляции психических состояний;
• обучение совместным, согласованным действиям в составе группы, оказанию само- и взаимопомощи, а также взаимозаменяемости в экстремальной обстановке;
• обучение тактике действий в экстремальных ситуациях;
• обучение обеспечению личной профессиональной безопасности;
• обучение умению учиться по ходу решения экстремальных задач.
Есть еще задача — поддержания служебно-боевой натренированности личного состава, т.е. каждодневной сохранности достигнутого каждым сотрудником, группой уровня профессионального мастерства, обеспечивающего возможность действовать в любой момент и достигать максимума возможного при действиях в условиях любой сложности. Такая натренированность — важнейшая составляющая экстремальной готовности действовать в любой момент при внезапном возникновении экстремальных условий. Ошибочно считать, что раз сотрудника научили когда-то, то он должен в любой момент, даже если его поднимут с постели ночью, действовать успешно. Не только знания, но и навыки, умения подвержены спаду. Спад сложных навыков и умений происходит уже через 10—15 дней перерыва в тренинге. Повседневная практика поддерживает только часть (не более 50%) экстремально важных из них. Поэтому в системе педагогического обеспечения успешных действий сотрудников в экстремальных условиях должны проводиться практические занятия по поддержанию боевой натренированности. Необходимо:
• принятие для отработки на систематических тренировочных знаниях только тех навыков и умений, которые не находят частого подкрепления в практической повседневной работе специалистов и нужны для поддержания готовности к действиям в экстремальных ситуациях;
• отбор навыков, умений и других компонентов экстремальной подготовленности, наиболее чувствительных к разрушающему влиянию перерывов и самых важных для успеха экстремальных действий и обеспечения безопасности сотрудника;
• выделение для подкрепления и совершенствования на тренировках главным образом сложных профессиональных умений и навыков;
• строгое соблюдение сроков повторных занятий для поддержания навыков и других компонентов экстремальной подготовленности у тех категорий личного состава, которые выполняют наиболее опасные задания в сложнейших условиях (борьба с террористами, бандитами, захватчиками заложников и др.);
• уточнение сроков подкрепления конкретных навыков и умений путем контрольных замеров (снятия нормативов) после перерывов разной продолжительности;
• в системе мероприятий по поддержанию натренированности отдавать предпочтение кратким (до 30 мин) и частым тренировочным практическим занятиям (тренингу, тренажу), чем 90-минутным, но редким.
Одно из основных психолого-педагогических условий успешной экстремальной подготовки — обучение в основном решению тех задач и в тех учебных условиях, которые присущи данной категории личного состава. Это вызывает потребность в разных видах экстремальной подготовки. Различается подготовка по:
• экстремальным ситуациям — при обострениях повседневной профессиональной деятельности (конфликт, провоцирующие действия, неподчинение требованиям, нервно-психологические и физические перегрузки, пожары, побег задержанного, конвоируемого, заключенного), чрезвычайных обстоятельствах (землетрясения, наводнения, крупные техногенные катастрофы, массовые нарушения общественного порядка и др.), при решении служебно-боевых задач (задержание вооруженного преступника, антитеррористическая операция, ликвидация бандитских групп и др.);
• отдельным действиям, выполняемым в экстремальных ситуациях, — оказание первой медицинской помощи, взаимозаменяемость, использование оружия, проведение осмотров и проверок документов в опасных условиях, ведение переговоров с правонарушителями, освобождение заложников, задержание вооруженных правонарушителей, быстрое вождение автомашины в сложной дорожной обстановке и др.;
• отдельным экстремальным факторам — подготовка к действиям в темноте, при плохой освещенности или видимости, на высоте, в горных условиях, в лесу, в пустынной местности, при радиоактивном (химическом) заражении, при отсутствии воды и пищи, работе с трупами, по отражению внезапного нападения, по быстрому изготовлению оружия к использованию, по борьбе с терроризмом и пр.;
• отдельным компонентам экстремальной подготовленности — экстремально-тактическая, экстремально-психологическая, специальная морально-психологическая, к экстремальному (конфликтному) общению, к преодолению противодействия (борьбе с противником, вооруженным преступником, ведению психологической борьбы), волевая подготовка, обучение самообладанию (владение собой, управление своими психическими состояниями и поведением), физическая подготовка, огневая (стрелковая) подготовка, к рукопашному бою, боевым искусствам и др.;
• категориям обучающихся — курсантов и слушателей, молодых сотрудников и опытных; рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава; по специальностям и должностям;
• объектам обучения — индивидуальная и групповая;
• времени проведения — предварительная (в течение службы) и непосредственная (перед началом выполнения конкретного задания).
Специальные педагогические принципы экстремальной подготовки.Экстремальная подготовка как педагогическое явление закономерна. Ей свойственны свои причинно-следственные зависимости между требованиями к ее результатам и используемыми педагогическими средствами и способами их достижения, которые и лежат в основе специальных педагогических принципов экстремальной подготовки — основных рекомендательных положениях по ее проведению. В соответствии с основными элементами педагогической системы подготовки они делятся на четыре группы: основные, содержательные, организационные и методические.
Основные (системные) педагогические принципы экстремальной подготовки, относящиеся к системе ее построения и проведения:
1) принцип научности. Экстремальная подготовка — сложный вид подготовки, который может дать результат только при опоре на научные данные психологии и педагогики в их взаимосвязи;
2) принцип экстремальной природосообразности. Требует проводить подготовку с полным учетом объективных психолого-педагогических закономерностей, в частности, формировать все компоненты экстремальной подготовленности сотрудников;
3) принцип экстремальной целеустремленности и надежности. Все и вся в организации и проведении экстремальной подготовки должно строго отвечать критериям экстремальности, поискам организационных и методических путей приближения условий ее проведения к реальной экстремальной обстановке без формализма, упрощенчества, условностей;
4) принцип гуманизма и личностного подхода. Подготовка строится с заботой о сотруднике, его здоровье и обеспечении безопасности при приближении условий обучения к реальным экстремальным, обучении способам личной безопасности и выживания в экстремальных ситуациях;
5) принцип оптимизма и позитивности. Выбирая формы, средства, методы и приемы приближения условий подготовки к реальным, важно не запугивать обучающихся ими, а укреплять позитивные движущие силы поведения — патриотические, моральные, профессиональные мотивы, чувства чести, долга и ответственности, мужества, стойкости, высокое мастерство действий в условиях риска и опасности, отношение к трудностям и опасностям как к профессиональной норме, оптимизм и веру в личную способность успешно действовать в экстремальных условиях.
Содержательные педагогические принципы экстремальной подготовки отражают зависимости ее результатов от особенностей реализуемых программ и занятий и отвечают на вопросы, чему учить, что формировать у сотрудников:
6) принцип формирования экстремальной подготовленности и профессиональных способностей. Необходимо с пониманием своеобразия и структуры формировать их и их компоненты;
7) принцип единства экстремального обучения, воспитания и развития обеспечивает всестороннюю, а не однобокую подготовленность сотрудников к решению задач в экстремальных условиях, которая только и может быть гарантией успеха;
8) принцип экстремально-прикладной результативности. Важны правила специализации подготовки с учетом особенностей группы и задач ее подготовки, максимальной практичности, непрерывного повышения уровня подготовленности, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности (боевой натренированности).
Организационные педагогические принципы экстремальной подготовки отражают закономерную зависимость результатов подготовки от ее четкой организации, порядка при ее проведении. К ним относятся:
принцип педагогической системности. Предполагающий создание особой педагогической системы в единстве и своеобразии всех ее элементов (см. гл. 1, параграф 1.3). Цель должна воплотиться в конкретные педагогические задачи, а последние — в отвечающее им содержание и формы занятий, обеспечение всем необходимым, подбор средств, способов, методов и т.д. Такая системность необходима и каждому занятию;
10) принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального подходов. Он требует комплектовать учебные группы по однородному признаку (специальности, должности, опытности), а группы специального назначения обучать совместным действиям, сочетать групповой подход с индивидуальным;
11) принцип специального обеспечения экстремальной подготовки. Это довольно сложный вид профессиональной подготовки, и он нуждается в особом управленческом, кадровом, учебно-материальном, методическом, финансовом, научном обеспечении (см. ниже).
Методические принципы экстремальной подготовки. Их назначение — полно и точно учесть психолого-педагогические закономерности при ответе на вопрос, как учить:
12) принцип мотивирующей, воспитывающей и развивающей личность методики. Правила его реализации принципиально схожи с изложенными в гл. 5 и 6;
13) принцип доступности, последовательности и прочности подготовки. Своеобразен (в сравнении с его применением в обычном учебном процессе) в приближении трудных для переживания условий некоторых реальных ситуаций (стоны, истошные крики, кровь, трупы и т.п.);
14) принцип интенсивной мобилизующей методики подготовки. Отражает закономерную зависимость результатов подготовки от достаточно высоких, но доступных учебных нагрузок обучающихся сотрудников. Его правила: интеллектуальная активизация, интенсивное, но доступное наращивание трудностей учебных заданий, упражнений, стимулирование упорства и настойчивости, самостоятельности, ответственности.
15) принцип максимально возможного приближения трудностей и условий обучения к реальным экстремальным. Его правила: моделирование внешних и внутренних условий и трудностей, последовательное приближение к максимальным трудностям.
Описанные принципы и правила их реализации следует использовать системно, а не по одиночке и врозь.