Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.
Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспитателем — при всем желании он ничему у него не научится. Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников.
Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают
Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.
Закономерности не дают рекомендаций к решению конкретных вопросов, они являются теоретической основой практических действий, выполняют регулирующую роль отношений между субъектами деятельности. Закономерности реализуются через принципы обучения.
Принципы вытекают из законов и закономерностей, установленных наукой.
Принцип –1)основное правило, основание, руководящая идея, требование к действиям;
2) теоретическая категория, тесно связанная с законами, объективно-субъективная категория. (потому что, когда формулируются Принципы, в них обнаруживаются и объективные и субъективные оценки).
Принципы исторически изменчивы (как и цели, и СОр). Они возникли из практики в результате ее обобщения. С развитием педагогики выявлялись новые закономерности, соответственно им формулировались и новые принципы (принцип гуманизации, гуманитаризации, личностно-ориентированный Пц.)
В основу классификации общепедагогических принципов положим факторы, определяющие эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс и связь педагогического процесса со средой.
Принцип природосообразностиозначает, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. состояния его здоровья; физического, физиологического, психологически го и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип гуманизациисостоит в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными. Данный принцип направлен на развитие у учащихся высоких нравственных качеств, уважения к личности и опирается на его положительные стороны и качества.
Принцип целостности (технологичности) подразумевает необходимость единства и относительной завершенности всех входящих в педагогический процесс компонентов и факторов. Суть принципа в реализации такой закономерности, как технологичность педагогического процесса: построение педагогического процесса должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов; единство обучения и воспитания; единство преподавания и учения; единство обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания; единство теории и практики; системности и последовательности организации педагогического процесса; компьютеризации и информатизации; принцип оптимизации и др.
Принцип демократизациипроявляется в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализация этого принципа происходит в условиях открытого социального контроля со стороны общественности и родителей, высокого информационного обеспечения, взаимного уважения педагогов и учащихся. В то же время предоставление больших свобод требует и более высокой ответственности В совершаемые действия.
Принцип кулыпуросообразностипредполагает максимальное использование в педагогическом процессе культуры той среды (местности, города, региона), в которой находится конкретное учебное заведение, понимание того, что воспитание и обучение являются составной частью культуры общества.
Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения, семьи, общества(в том числе производства, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры) направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности.
Принцип единства индивидуального и коллективногопозволяет педагогу использовать различные подходы, методы и средства