III. Обработка и анализ полученных результатов

Образец

Мониторинг воспитанности учащихся школ Миякинского района

Учебный год

I. Организация диагностики

Диагностика происходит от греческого “диа” - прозрачный и “гнозис” - знание. Является общим способом получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Педагогическая диагностика, являясь одним из компонентов педагогического процесса, рассматривается как сложное, системное явление, в котором можно выделить ряд направлений, основными из которых являются: диагностика развития ученика; диагностика педагога, его деятельности; диагностика педагогического взаимодействия в системе гуманистического воспитания. Ее отличительными характеристиками являются признание ребенка высшей ценностью воспитательной деятельности и носителя определенного сознания, а также равноправного участника воспитательного процесса.

При определении исходных положений изучения воспитанности учащихся необходимо исходить из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащегося осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания личности. При этом под воспитанием следует понимать организацию процесса развития личности. Критерием оценки качества результатов воспитания является уровень воспитанности.

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Изучение воспитанности школьников осуществляется с учётом их возрастных особенностей (ученики 4-ых, 9-ых, 11-ых классов).

II. Проведение диагностики

Цель исследования: определить уровень воспитанности учащихся 4-го, 9-го, 11-го классов, путём самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявление представлений классного руководителя (учителя) – с кем отношения складываются лучше и родителей о воспитанности детей.

Участники исследования: учащиеся 4-го, 9-го и 11-го классов.

Сроки проведения исследования: декабрь, май.

Процедура получения информации:учащимся, классному руководителю (учителю), родителям предлагается оценить, насколько выражены предложенные качества по 5-ти балльной системе, заполнив бланки №1, №2, №3 после соответствующих инструкций (см. Приложение).

1. Классный руководитель (учитель) сообщает детям задание, предлагает сделать необходимые отметки в бланке №1 «Карточка самооценки воспитанности учащегося 4 класса», «Карточка самооценки воспитанности учащегося 9 класса», «Карточка самооценки воспитанности учащегося 11 класса». До начала индивидуальной работы педагог с учащимися внимательно изучает бланк, графы таблицы, объясняет значение каждого качества, отвечает на все вопросы детей. Для индивидуального заполнения бланка отводится 20 минут.

2. Классный руководитель (педагог социальный) передаёт родителям бланк №2 «Карточка оценки личностного роста сына (дочери)», пояснив задание и уточнив время его выполнения.

3. Классный руководитель (учитель) сам оценивает уровень воспитанности каждого учащегося класса с помощью бланка №3 «Карточка оценки воспитанности младшего школьника», «Карточка оценки воспитанности подростка», «Карточка оценки воспитанности старшеклассника».

III. Обработка и анализ полученных результатов

Используя сведения, полученные в бланках №1, №2, №3 классный руководитель оформляет следующие документы:

1) Бланк №4 «Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности одного учащегося» (на основе оценок самого ребёнка, педагога, родителя) (см. Приложение). Определяет уровень воспитанности, проблемное поле.

 
 
Уровень воспитанности до 40 % - критический уровень воспитанности; 41% - 60% - низкий уровень воспитанности; 61% - 75% - допустимый уровень воспитанности; от 76% - оптимальный уровень воспитанности

Пример:

Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности ученика 4 класса Антонова Сергея

№ п/п качества личности самооценка оценка родителей оценка классного руководителя сумма баллов суммарный средний показатель по оцениваемым качествам изменения
Сообразительность вх. 4,3  
вых.          
Любознательность вх. 4,0  
вых.          
Самостоятельность вх. 3,6  
вых.          
Сочувствие вх. 4,6  
вых.          
Дружелюбие вх. 4,6  
вых.          
Трудолюбие вх. 4,0  
вых.          
Честность вх. 4,3  
вых.          
Самокритичность вх. 4,0  
вых.          
Дисциплинированность вх. 4,0  
вых.          
Вежливость вх. 4,6  
вых.          
Патриотизм вх. 4,3  
вых.          
Стремление к здорово- му образу жизни вх. 4,3  
вых.          
Суммарный показатель вх. - -
вых.        

Уровень воспитанности (определяется по сумме баллов).

180 – 100%

154 – х%

х = 154*100 = 15400 = 85,5 %

180 180

х = 85,5% - оптимальный уровень воспитанности.

Проблемное поле (по среднему показателю).

Проблемное поле – если средний показатель оцениваемого качества находится в пределах от 1 до 2,5 балла.

В данном случае проблемного поля у школьника нет.

Классный руководитель делает выводы и рекомендации по дальнейшей воспитательной работе.

2) Бланк №5 «Таблица суммарных показателей уровня воспитанности каждого учащегося и класса в целом» (см. Приложение).

Пример:

Таблица суммарных показателей уровня воспитанности каждого учащегося и

Класса в целом

Класс

№ п/п Ф.И.О. ученика суммарный показатель в % уровень воспитанности рейтинг
Антонов Сергей вх. 85,5 оптимальный
вых.        
Булкина Наталья вх. 72,2 допустимый
вых.        
Иванова Мария вх. 63,8 допустимый
вых.        
Комаров Андрей вх. низкий
вых.        
  Лях Артур вх. 87,2 оптимальный
вых.        
  и т.д.          

3) Бланк №6 «Таблица состояния уровня воспитанности учащихся класса»

(см. Приложение).

Пример:

Таблица состояния уровня воспитанности учащихся 4 класса

  уровень воспитанности количество учащихся   оптимальный уровень воспитанности в % допустимый уровень воспитанности в % низкий уровень воспитанности в % критический уровень воспитанности в %
вх.  
вых.                      

Бланк №6 классный руководитель сдаёт заместителю директора по воспитательной работе. Последний в свою очередь оформляет Бланк №7 «Таблица состояния уровня воспитанности учащихся школы» (см. Приложение). При выявлении учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности коллегиально составляются коррекционные программы, которые прописываются индивидуально для каждого ребёнка или под каждое отклонение (может быть общешкольная программа по отдельно взятой проблеме, на определённую возрастную группу).

IV. Оформление документов

По окончании диагностики воспитанности должны быть оформлены следующие документы:

1. Карта воспитанности на каждого ученика (хранятся у классных руководителей):

а) материалы обследования (Бланк №1, Бланк №2, Бланк №3);

б) Бланк №4 «Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности одного
учащегося»:

- таблица;

- уровень воспитанности;

- «проблемное поле»;

- выводы;

- рекомендации.

2. Бланк №5 «Таблица суммарных показателей уровня воспитанности каждого учащегося и класса в целом»(хранятся у классных руководителей).

3. Бланк №6 «Таблица состояния уровня воспитанности учащихся класса»(хранятся у классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе).

4. Бланк №7 «Таблица состояния уровня воспитанности учащихся школы» (хранятся у заместителей директора по воспитательной работе, в РОО).

5. Отчёт по изучению уровня воспитанности учащихся школы на 2007-2008 учебный год.

Приложение

Класс

Бланк №1

Карточка самооценки воспитанности учащегося 4 « » класса

_____________________________________________________________школы

(фамилия, имя, отчество ученика)

Просим Вас оценить себя по перечисленным качествам, используя пятибалльную шкалу:

5 – очень высокий уровень; 4- высокий; 3 – средний; 2 – низкий; 1 – очень низкий уровень

Дата заполнения:

№ п/п Качества личности оценка
Сообразительность          
Любознательность          
Самостоятельность          
Сочувствие          
Дружелюбие          
Трудолюбие          
Честность          
Самокритичность          
Дисциплинированность          
Вежливость          
Патриотизм          
Стремление к здоровому образу жизни          
Суммарный показатель          

Подпись____________________________

Бланк №2

Наши рекомендации