Общая характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, применяемых в профессиональном образовании.
Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его являются: для чего учить – цели обучения; чему учить – содержание обучения; как организовать процесс обучения – формы организации обучения; что использовать в процессе обучения – средства обучения; как обучать – методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, отметим, что важнейшей из них являются методы обучения, т.е. как обучать. Именно от их эффективности, при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит и количество, и качество получаемых обучающимися знаний, навыков и умений.
В педагогических концепциях понятие «метод» рассматривается следующим образом: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин – метод – процесс воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях.
И.Ф. Харламов – метод – совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
Б.Т. Лихачев – метод – способ общественно признанного взаимодействия и воздействия, имеющий педагогическую сущность и определяющий способы отношений воспитателей с детьми, влияющий на организацию всех сфер детской жизни, формирующий нравственно-эстетическую сущность детской личности и выполняющий диагностическую функцию.
В.А. Сластенин – метод – способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
И.П. Подласый – метод – путь достижения заданной цели воспитания.
И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.
Данные и другие определения метода (А.В. Мудрик, В.А. Никитин) основываются, прежде всего, на методологии научного познания. С точки зрения системной методологии, метод – путь соотненсения системы «Человек» с системой «Общество» в целях приближения самобытности человека к социально-значимому в обществе нормативу его поведения.
С точки зрения функционально-ролевой методологии, метод – способ подготовки подрастающего поколения к реализации им основных личностных и профессиональных функций, подтверждающая достигнутый им уровень воспитанности и развития.
С точки зрения культурно-исторической методологии, метод – способ передачи молодому поколению культурно-исторического наследия, накопленного человечеством за период своего развития.
С точки зрения целевого подхода под методом можно понимать способ взаимодействия участников педагогического процесса с целью разрешения ими социально-педагогических задач.
С точки зрения личностно-ориентированного подхода под методом можно подразумевать пути (способы) педагогического выявления, коррекции и формирования личности на основе интуитивно-ситуативного подсознательного взаимодействия с целью решения управленческих задач.
Итак, в современном педагогическом знании понятие метод соотносится с понятиями «средство», «прием» и «технологии». Прием понимается как часть метода. Средство трактуется неоднозначно. В основном, под средством понимается та или иная часть модели педагогического действия, реализующая данный метод. Технологии (педагогические) – совокупность индивидуальных педагогических приемов, позволяющих обеспечить саморазвитие воспитанников.
В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.
1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы:
а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);
б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
2. Классификация методов на основании дидактических задач
(М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются:
а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).
4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
в) проблемное изложение знаний;
г) частично-поисковый (эвристический);
д) исследовательский.
5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:
а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;
б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).
8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.
а) Монологические методы:
- лекция;
- рассказ;
- демонстрация.
б) Формы сотрудничества:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные.
в) Диалогические методы: - беседы.
9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:
а) искусственное (школьное);
б) естественное (окказиальное).
Этим методам соответствуют два метода обучения:
а) преподносящее;
б) поисковое.
10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в “Введении в общую дидактику” В. Оконя, представлена четырьмя группами:
а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);
б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:
- классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
- метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;
- ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения;
- банк идей — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей;
- микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;
- дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);
в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности:
— импрессивные методы;
— экспрессивные методы;
— практические методы;
— учебные методы;
г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.
Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. “Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление — это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия — от самых простых структур наиболее общего характера до сложных.
Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, — может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними”.
11. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие:
- Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.
- Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.
- Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.
- Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.
- Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации.
- Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, “влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов” и стимулов поведения.
- Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).
В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.
В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.
Выбирая тот или иной метод обучения, преподаватель должен каждый раз учитывать множество факторов, перечислим некоторые из них:
─ цель обучения, основной компонент которой – достижение студентами определенного уровня усвоения знаний, умений и навыков;
─ принцип обучения;
─ наличие или отсутствие у студентов мотивации к обучению;
─ содержание изучаемого материала, его объем и степень сложности;
─ уровень развития и их подготовленность к восприятию нового;
─ степень работоспособности и обучаемости студентов;
─ сформированность общеучебных умений и навыков;
─ временные рамки процесса обучения;
─ методы, использованные на предыдущих уроках;
─ конкретные материально-технические средства обучения;
─ типология планируемого занятия;
─ доминирующий стиль организации деятельности преподавателя;
─ уровень профессионального мастерства подготовленности преподавателя.
Таблица – Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому
I группа методов | II группа методов | III группа методов | ||||||
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Методы стимулирования и мотивации учения | Методы контроля и самоконтроля в обучении | ||||||
Доминирующие функции: организация познавательной деятельности обучающихся по чувственному восприятию, логическому осмысливанию учебной информации, самостоятельному поиску и получению новых знаний. | Доминирующие функции: стимулирующе-мотивационная, регулировочная, коммуникативная (создание благоприятного общения, влияние положительного примера) | Доминирующие функции: контрольно-оценочная (создание контроля и самоконтроля в процессе обучения). | ||||||
Смежные функции: стимулирующе-мотивационная, контрольно-регулировочная. | Смежные функции: организационно-познавательная, контрольно-регулировочная | Смежные функции: организационно-познавательная, стимулирующе-мотивационная, регулировочная. | ||||||
I подгруппа | II подгруппа | III подгруппа | IV подгруппа | I подгруппа | II подгруппа | I подгруппа | II подгруппа | III подгруппа |
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы): 1. Словесные: – рассказ; – беседа; – лекция. 2. Наглядные: – иллюстрации; – демонстрации, практич. опыты. 3. Практические: – опыты; – упражнения; – учебно-производственный труд. | По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы): – индуктивные; – дедуктивные; – аналитические; – синтетические. | По степени самостоятельности мышления обучающихся при овладении знаниями: – репродуктивные; – поисковые; – частично-поисковые; – исследовательские. | По степени управления учебной работой (методы управления учением). Учебная работа под руководством педагога, включая работу с обучающими машинами и самостоятельную работу обучающихся: – работа с книгой; – письменная работа; – лабораторная работа; – выполнение трудовых заданий. | Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций эмо-ционально-нравственных переживаний, создание ситуаций занимательности, создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт), создание ситуаций познавательной новизны. | Методы стимулирования долга и ответственности в учении: убеждения в значимости учения, предъявление требований, упражнения по выполнению требований, поощрение успеха в учении, порицание недостатков в учении. | Методы устного контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены, программированный опрос. | Методы письменного контроля: контрольные и письменные работы, письменные зачеты, экзамены, программированные письменные работы. | Методы лабораторно-практического контроля: контрольные лабораторно-практические работы, машинный контроль. |