Столяренко Л.Д.,Самыгин С.И
Экзаменационных ответов
ПО ПЕДАГОГИКЕ
Разработано с учетом
государственного образовательного стандарта
по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Ростов-на-Дону
Издательский центр «МарТ»
Ответы на вопросы 14, 15, 16, 17 подготовлены в соавторстве с канд. пед. наукА. В. Духавневой, Т. К. Сологубовой;
на вопросы 18, 19, 20, 25, 32, 55, 57-67, 70-74 -в соавторстве с проф, М.В. Булановой-Топорковой,канд. пед. наук А. В. Духавневой
Столяренко Л.Д.,Самыгин С.И.
ПЕДАГОГИКА.
100 экзаменационных ответов.
Экспресс-справочник для студентов вузов. —
Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. — 256 с.
В экспресс-справочнике даны методические рекомендации студентам вузов по подготовке и сдаче экзамена по курсу "Педагогика" в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине. Данный экспресс-справочник служит дополнением к справочнику Столяренко Л.Д. и СамыгинаС.И. "100 экзаменационных ответов по психологии" в рамках единой учебной дисциплины "Психология и педагогика".
ISBN 5-241-00011-9 © Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, 2000
© Оформление, издательский центр «МарТ», 2000
I. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
1. Объект и предмет педагогики
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в ихспециально организованномвоспитании —в целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития,воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое словопейдагогос (пейда — ребенок, гогос — вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании — педагогика. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.