Основные и дополнительные источники по теме. 1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования

Основные:

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студента. – М,, 2005.

Дополнительные:

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2007.

2. Куликова Т.А. Методология и методики психолого-педагогических исследований. – М., 2008.

Тема 5.2. Методологические основы исследования.

Основные понятия и термины по теме:

Методология- это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.

Принцип- способ достижения социально-значимых целей на основе учета объективных закономерностей.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к самостоятельному изучению):

1. Понятие о методологии.

2. Методологические принципы исследования.

3. Методологические характеристики исследования.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Методология- это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Другое также точное определение дает «Философский словарь» под ред. М.М. Розенталя, М., 1975.

Методология - это учение о методе научного познания и преобразования мира.

В современной литературе, в частности в работе Юдина Э.Г. «Системный подход и принцип деятельности» под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

Педагогическое исследование строится на базе методологии. Если до недавнего времени научное педагогическое исследование проводилось в рамках единой философской концепции, то в настоящее время необходимо определить в рамках какой философской концепции разворачивается исследование, каков взгляд зрелого или начинающего ученого на ребенка, его духовное или социальное развитие на период детства и каково отношение к педагогическим воздействиям.

Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.

Принцип- способ достижения социально-значимых целей на основе учета объективных закономерностей.

Исследователи выделяют, называют и характеризуют разные принципы педагогического исследования. Рассмотрим некоторые из них, рассмотренных Загвязинским В.И.

1. Объективность- принцип требует всестороннего учета факторов и условий, порождающих то или иное явление;анализа процесса развития явлений со вскрытием и всестороннем рассмотрением их внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений; адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте; предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке факторов.

Достоверность.

Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное истолкование(не отдельные примеры, факты , а совокупность фактов), не выхватывание тех фактов, которые выгодны исследователю, а анализ всех полученных материалов. Факты необходимо брать в «целом» и в их «связи». Это относиться не только к полученным фактам, но и к выводам, так на достоверности фактов основывается достоверность выводов.

Доказательность

Связана с достоверностью. Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, каждого шага исследования и выводов.Исходные посылки определяются и формируются на основе анализа исследований предшественников научных школ и направлений. Обоснованность требует выбор методов и структуры исследования. Достоверность обеспечивает доказательность. В этом два названных принципа взаимосвязанности.

Альтернативность

или альтернативный характер научного поиска - требование выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос. Обычно в конкретном исследовании поисковый этап позволяет выделить наиболее значимые условия, направления и перспективы работы. При поиске путей решения проблемы важно проанализировать не только совпадающие или близкие точки зрения, но и противоположные, несовпадающие.

Важно проверить не только напрашивающиеся, но и скрытые, неочевидные пути решения. В научном поиске важно проанализировать возможность разных вариантов решения исследовательской задачи.

Научность.

Этот принцип предполагает конкретно - историческое исследование педагогических явлений.

Одинаковые по форме явления исполняются иным, конкретно-историческим содержанием на каждом этапе развития общества.

Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного и единичного в педагогических явлениях,раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно - историчесского подхода.

Наши рекомендации