Нервная регуляция функций организма
ГБОУ СПО Некрасовский педагогический колледж Санкт-Петербурга
Возрастная анатомия,
Физиология и гигиена
Основные закономерности роста и развития организма
1.Изучение закономерностей роста и развития детей школьного возраста
Определите понятия: антропометрические показатели, виды антропометрических показателей, акселерация, ретардация
2. Определите свои антропометрические показатели, результаты запишите в таблицу:
показатели результат | Рост | Масса Тела | Окр. Грудной клетки |
168 см | 51 кг | 83 см |
Акселера́ция илиакцелерация(отлат.acceleratio—ускорение) —ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека, но в принципе термин применим и к другим живым организмам.
Ретардация - более позднее или замедленное развитие организма человека.
Координация и регуляция функций организма
1.Определите понятия: нервная регуляция функций организма, гуморальная регуляция функций организма
2. заполните сравнительную таблицу:
Железы внутренней секреции
Железа | Гормоны | Механизм действия | Гипофункция | Гиперфункция |
Гипофиз (нижний придаток мозга) | Гормон роста, окситоцин, вазопрессин и антидиуретический гормон. | Гипофиз вырабатывает вещества (тропностимулирующие гормоны), стимулирующие деятельность других желез внутренней секреции .Гормоны поступают в кровь, и их влияние называется гуморальным. | Гипофункция передней доли гипофиза приостанавливает развитие полового аппарата. При гипофункции задней доли гипофиза нарушаются обмен веществ, приводящий к ожирению (до 50% веса приходится на жировые отложения). Нарушается и половая деятельность | При гиперфункции, наоборот, происходит раннее половое созревание. |
Поджелудочная железа | Инсулин, глюкагон , падутин, липокаин. | Регуляция основных обменных процессов, выполняющихся в организме. | Диабет | Гипогликемия |
Щитовидная железа | Тироксин, трийодтиронин | Вырабатывает и накапливает йодсодержащие гормоны, участвующие в регуляции обмена веществ и энергии в организме. | Гипотериоз (микседема, кретинизм (слабоумие)) | Базедова болезнь |
Вилочковая железа | Тимозин, тималин, тимопоэтин | Регулирует формирование и функционирование системы иммунитета. | Анемия, лейкозы | Гиперплазия |
Надпочечники | Коркостероиды, глюкокортикоиды(кортизон, гидрокортизон, кортикостерон), альдостерон, адреналин | Способствуют отложению гликогена в мышцах и печени и поддерживают достаточную концентрацию глюкозы в крови. | Аддисонова болезнь | Синдром Кушинга |
Эпифиз (верхний придаток мозга) | Мелатонин, окситоцин | Эпифиз тормозит преждевременное развитие половых желез. | Ранняя макрогенитосомия | Проявления гипогенитализма |
Околощитовидные железы | паратиреоидином (паратгормон) | Оказывает влияние на обмен кальция и фосфора в организме. | Тетания | Гиперпаратиреоз |
Половые железы | Тестостерон и андростерон, эстрадиол, или фолликулин, и прогестин (лютеин). | Образование половых гормонов, поступающих в кровь. От степени развития половых желез и поступления в организм половых гормонов зависит наступление полового созревания. | Гипогонадизм |
Нервная регуляция функций организма - координирующее влияние нервной системы (НС) на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.
Гуморальная регуляция функций организма - регуляция процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемая через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями.
Нервная регуляция функций организма
1.Определите понятия: нервная ткань, свойства нервной ткани, нейрон, аксон, дендрит, рефлекс, рефлекторная дуга
Нервная ткань — ткань эктодермального происхождения, представляет собой систему специализированных структур, образующих основу нервной системы и создающих условия для реализации её функций. Нервная ткань осуществляет связь организма с окружающей средой, восприятие и преобразование раздражителей в нервный импульс и передачу его к эффектору. Нервная ткань обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию.
Свойства нервной ткани - основные свойства этой ткани - возбудимость и проводимость.
Нейроны — нервные клетки, структурно-функциональные единицы нервной системы, имеют отростки, которые образуют звездчатую форму нейронов.
Аксон - нейрит, осевой цилиндр, отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки (сомы) к иннервируемым органам и другим нервным клеткам.
Дендрит - ветвящийся отросток нервной клетки, воспринимающий возбуждающие или тормозные влияния др. нейронов или рецепторных клеток.
Рефлекс - стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги. Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.
Рефлекторная дуга - путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса.
2.Сравните условные и безусловные рефлексы, информацию интерпретируйте в таблицу:
Вопросы для сравнения | Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
1)Временные или врождённые(постоянные) реакции организма | это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма | это реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе "жизненного опыта" |
2) Реакции, свойственные представителям данного вида организмов или индивидуальные | являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида | являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют |
3)Рефлексы постоянны или зависят от определённых условий | относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни | непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть |
4)Реакция организма на внешние раздражители | осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю | могут образоваться на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецептивным полям |
5)Замыкаются на уровне спинного мозга или коры мозга | замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга | замыкаются на уровне коры. После удаления коры больших полушарий выработанные условные рефлексы исчезают и остаются только безусловные. |
6)Через что осуществляются рефлексы | осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу. | осуществляются через функциональные временные связи |
3.Изложите в форме текста информацию об анатомо-физиологических и возрастных особенностях спинного мозга
Спинной мозг ребенка в течение всего периода роста увеличивается в весе приблизительно в 8 раз.
4.Заполните таблицу:
Отделы головного мозга и их функции
Название отдела | Функции |
Конечный мозг | Большой (конечный) головной мозг управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, а также является «вместилищем» всех наших интеллектуальных способностей. Импульсы поступают в головной мозг из различных органов чувств, вызывая необходимые реакции, например, поворот головы в ту сторону, откуда слышится шум. |
Промежуточный | Промежуточный мозг делится на вентральную (гипоталамус) и дорсальную (таламус, метаталамус, эпиталамус) части. Таламус является посредником, в котором сходятся все раздражения, полученные от внешнего мира и направляются к большим полушариям мозга таким образом, чтобы организм смог адекватно приспособиться к постоянно меняющейся среде. Гипоталамус является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма. |
Средний | Средний мозг простирается от переднего края моста до зрительных трактов и сосочковых тел. Состоит из ножек большого мозга и четверохолмия. Через средний мозг проходят все восходящие пути к коре больших полушарий и мозжечку и нисходящие, несущие импульсы к продолговатому и спинному мозгу. Он важен для обработки нервных импульсов, поступающих от зрительных и слуховых рецепторов. |
Задний отдел мозга | |
Продолговатый |
5. Представьте информацию о методах изучения коры больших полушарий
6.Определите понятия: доли КБП, борозды, извилины, зоны КБП (приведите примеры)