Тема 15. Идея «свободного воспитания» Л.Н.Толстого

Деятельность. Л.Н.Толстого по созданию школы для крестьянских детей в Ясной Поляне. Осуществление им принципов гуманистической ненасильственной педагогики. Сходство и различие теории «свободного воспитания» Л.Н.Толстого и Ж.-.Ж.Руссо.
Л.Н.Толстой – педагог-экспериментатор. Его дидактические взгляды. Учебные книги Л.Н.Толстого.

* * *

Острой критике современную ему систему образования подверг Л.Н.Толстой (1828–1910гг.) – великий русский писатель, философ и выдающийся педагог–экспериментатор, создавший для крестьянских детей школу в Ясной Поляне. Здесь он смело реализовал идею свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики. В статьях «О народном образовании» (1862г.), «Воспитание и образование» (1862г.) он решительно отстаивал право народа создавать такую систему образования, которая отвечает его жизненным потребностям и интересам (См.табл. 34).
Л.Н.Толстой является автором неоднократно переиздававшихся учебных книг для начальной школы: «Азбуки» (1872г.), «Новой Азбуки» (1875г.), четырех книг для чтения, для которых написал 629 коротких рассказов. Его статья «Кому у кого учиться писать – крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862г.) является свидетельством талантливой работы Л.Н.Толстого с детьми по развитию их творческой мысли, познавательной активности.
Значение своей педагогической работы он ставил в один ряд с такими художественными творениями, как, например, роман – эпопея «Война и мир». «Пустить на свет живого человека просвещенного считаю важнее сотни книжек», – писал он. По мнению Л.Н.Толстого, совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Школа для него – это педагогическая лаборатория, а самый действенный метод обучения – живое слово учителя (См. табл. 35).

Рекомендуемая литература

1. Вейкшан В.Л. Л.Н.Толстой о воспитании и обучении. – М., 1953.
2. Гончаров H. Педагогические идеи и практика Л.Н.Толстого // Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.
3. Равкин З.И. Проблемы духовного развития личности ребенка в педагогическом наследии Л.Н.Толстого // Советская педагогика. – 1978. – №9.
4. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.
5. История педагогики в России: Хрестоматия / С.Ф.Егоров. – М., 1999.

Таблица 34

Теория «свободного воспитания» Л.Н.Толстого (1828–1910гг.)

«Человек родится совершенным» – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным. Родившись, «человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».

«Воспитание портит, а не исправляет человека. Ребенка развивают все дальше и дальше и все дальше и дальше удаляют от бывшего и уничтоженного первообраза совершенства взрослого человека. Идеал наш сзади, а не впереди».

«Воспитание – это стремление сделать ребенка таким, каков сам воспитатель. В основе этого стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя, т.е. больше испорченным. Такого воспитания я не признаю».

Задача школы состоит в том, чтобы дать образование ребенку. Образование – это свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает ее.

Цель образования: «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Острогорских, Ломоносовых».

«Очень может быть, что в моих статьях о воспитании окажутся и противоречия, и неясности… Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование, и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

Таблица 35

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого (1828–1910гг.)

Критика официальной школы

«Народ жаждет образования, считает его благом, но не любит школ, устроенных правительством и обществом, ибо эти школы служат местом мучения для детей: казарменный режим, телесные наказания, утомительность занятий, скука».

Этапы педагогической деятельности Дидактические взгляды
I. 1859–1861гг. Период филантропической деятельности. Открытие Ясно-полянской школы и содействие открытию школ в уезде. Выпуск педагогического журнала «Ясная Поляна». II. 1861–1862гг. Период теоретический. Критика русской и зарубежной школы и педагогики. Провозглашение теории «свободного воспитания». III. 1872–1876гг. Период методический. Издание «Азбуки», «Новой азбуки», 4 «книги для чтения», для которых написал 629 коротких рассказов. IV. 90-е годы ХIХв. 1900-е гг. Период организации воспитания на религиозной основе. «Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». «В обучении применяйте разнообразные методы». «Живое слово учителя – самый действенный метод обучения». «В преподавании опирайтесь на опыт учащихся, развивайте их творчество». «Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении». «Ученики должны усваивать знания сознательно». «Обучение строить на наблюдении (больше экскурсий и наглядности). «Основой успешной работы учителя является его любовь к детям.

«Если учитель любит свое дело, он будет хорошим учителем, если он имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал много книг, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам; совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам».
Из ст. «Общие замечания для учителей» (1872г.)

Наши рекомендации