Изучение морфологических написаний

К этим написаниям, как уже говорилось, относятся написания звонких и глухих согласных в конце и середине слова и безудар­ных гласных, проверяемых ударением.

В младших классах вспомогательной школы обучение данным правилам ведется на уровне фонетических занятий. Написание безударных гласных, звонких и глухих согласных устанавливает­ся «не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопо­ставления ударных и безударных гласных, согласных в конце слова с согласными перед гласными»1 (кроме звонких и глухих со­гласных в середине слов). Тем не менее именно эти правила пра­вописания являются наиболее трудными для усвоения умственно отсталыми учащимися младших классов.

изучение морфологических написаний - student2.ru 1 Рождественский Н. С. Методика грамматики и правописания//Методика русского языка.—М.: Просвещение, 1982. — С. 191. ,

Система упражнений по этим темам требует особой проду­манности, чтобы подвести учащихся к выводам, которые могут быть оформлены в виде правила.

Для облегчения овладения этими сложными написаниями про­грамма вспомогательной школы располагает материал так, чтсбы каждое правило опиралось на пройденный материал, изучалось довольно длительно и подробно.

Правописание звонких и глухих согласных опирается на уме­ние различать парные звонкие и глухие согласные (второй класс), поэтому само правило о правописании звонких и глухих соглас­ных в конце слов изучается с третьего класса. Правописание звон­ких и глухих согласных в середине слов предлагается программой в четвертом классе, так как требует иного способа проверки.

Умение правильно писать безударные гласные требует разли­чения гласных ударных и безударных. Во втором классе учащие­ся знакомятся с понятием «ударение», учатся выделять ударные гласные, опираясь на фонематическое восприятие, различать удар­ные и безударные гласные в двухсложных словах, в третьем клас­се— в трехсложных, а в четвертом — в словах разной слоговой структуры. После такой длительной подготовки правило право­писания безударных гласных во вспомогательной школе начина­ют изучать только в четвертом классе.

Правописание звонких и глухих согласных в конце (середине) слов. Первыми предлагаются упражнения на различение парных звонких и глухих согласных.

1. Прочитать (барабан, палка, зонт, санки, гусь, курица и др.).
Прочитать первые буквы каждого слова. Сказать, какие это согласные, звонкие или глухие. Как это определить? Выписать первые буквы.

2. Написать парами звонкие и глухие согласные. Прочитать.

3. Прочитать слова (воробей, бабочка, филин и т. д.).
Списать. Звонкие согласные подчеркнуть двумя чертами, глу­хие — одной.

Следующие упражнения направлены на установление разницы в произношении и написании слов со звонкими согласными в кон­це слов, на сравнение их с глухими согласными.

1. Прочитать (зуб, ров, овраг, дуб и т. д.). Определить, как слышатся звуки в конце слов. Сравнить их произношение и напи­сание. Сделать вывод, что звонкие согласные в конце слов слы­шатся как глухие, а пишутся как звонкие.

2. Прочитать (лак, шалаш, самолет и т. д.). Сказать, как слышатся глухие согласные в конце слов и как пишутся. Сделать вывод, что глухие согласные в конце слов слышатся и пишутся одинаково.

3. Прочитать (рот — род, мороз — нос, зуб — суп, еж — ерш). Сказать, как слышатся и как пишутся звонкие и глухие согласные в конце слов. Записать слова. Соответствующим образом вы­
делить звонкие и глухие согласные в конце слов.

В результате этих упражнений учащиеся подводятся к выводу, что орфографическая трудность в написании этих слов связана с несоответствием произношения и написания звонких согласных в конце слов. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково, пишутся по-разному.

Сравнение слов, в которых звонкие и глухие согласные нахо­дятся в разных позициях (на конце слова и перед гласными), должно подвести учащихся к выводу: чтобы не ошибиться в напи­сании, необходимо подбирать слова, в которых данные согласные стояли бы перед гласными.

1. Прочитать (грибы — гриб, зубы — зуб, снопы — сноп). Сравнить пары слов. Установить разницу в произношении конеч­ных согласных и сходство в написании. Списать. Подчеркнуть эти согласные.

2. Прочитать.

Столбы — столб. Снопы — сноп.

Арбузы — арбуз. Носы — нос.

Шаги — шаг. Жуки — жук.

Сады — сад. Самолеты — самолет.

Посевы — посев. Шарфы — шарф.

Обратить внимание на произношение и написание конечных звонких согласных в парах слов первого столбика и глухих — второго.

Списать. Согласные подчеркнуть.

3. Прочитать (рог —рога, мак —маки, пруд — пруды, прут—прутья и т .д.).

Сказать, в каких словах можно допустить ошибку при напи­сании конечной согласной и почему. Списать. Согласные подчерк­нуть.

4. Прочитать слова в первом и втором столбиках.

Зубы гриб

Сады флаг

грибы мороз

флаги сад

морозы зуб

Сказать, в каких словах можно допустить ошибку при написа­нии конечной согласной и почему. Какие слова помогут избежать ошибки?

Подобрать к словам первого столбика соответствующие им слова из второго. Списать слова парами.

5. Прочитать (луг, голубь, город, воз, чиж).

Сказать, как слышатся и произносятся звонкие и глухие со­гласные в конце слов и как они пишутся.

Списать слова, подобрать к ним из списка слова, в которых согласные слышатся четко.

Слова для справок: луга, голуби, города, возы, чижи.

На основании выполненных упражнений делается вывод, что звонкие и глухие согласные в конце слов слышатся и произно­сятся одинаково — как глухие. Чтобы не допустить при письме

ошибки, нужно изменить слова так, чтобы после согласной шла гласная. В этих случаях произношение и написание согласной совпадают.

В четвертом классе для повторения темы даются аналогичные упражнения. Однако они должны быть более сложными, чтобы подготовить школьников к усвоению правил правописания звон­ких и. глухих согласных в середине слов. Связано это с тем, что при проверке звонких и глухих согласных, находящихся в сере­дине слов, в качестве проверочных выступают не формы того же слова (дуб— дубы), а родственные слова (возки — возок, возит). Тема «Родственные слова» сложна для усвоения ее умственно отсталыми школьниками. Грамматическое понятие формируется постепенно, главным образом путем накопления в словарном за­пасе гнезд родственных слов. Поэтому уже при повторении пра­вописания звонких и глухих согласных в конце слов в четвертом классе в упражнения включаются родственные слова (в качестве проверочных наряду с формами того же слова):

прочитать (год, лист, сад, лук, нож). Списать, подбирая к данным словам проверочные1 из предложенного списка (листы, листок; луковица; сады} садик; ножи, ножик; года, годик).

С новым для учащихся способом проверки связан тот факт, что для наблюдения за произношением и написанием звонких и глухих согласных в середине слова подбираются родственные сло­ва. Здесь также дается вывод, что, для того чтобы не ошибиться при письме, в некоторых случаях надо не изменять, а подбирать слова, в которых согласный произносится и пишется одинаково.

На основании сделанного вывода формулируется правило и дается понятие о том, что слова, в которых произношение и напи­сание звонких и глухих согласных совпадают, мы подбираем для проверки правильного написания, поэтому их можно называть проверочными.

Предлагаемые ниже упражнения направлены на выработку навыка подбирать проверочные слова.

1. Написать названия предметов, нарисованных на картинках.
(Дуб, дубы. Флаг, флаги. Уж, ужи.) Подчеркнуть согласные, которые надо проверить, и слова, которые являются проверочными.

2. Прочитать. (Гриб, грибки. Глаз, глазки. Сосед, соседка. Мороз, морозко. Тетрадь, тетрадка.)

Сказать, какие согласные в конце и середине слов следует проверить. Списать, подбирая проверочные слова.

Слова для справок: грибы, грибок, тетради, соседи, мо­розы, заморозить, глаза, глазок.

3. Прочитать. (В лесу растет могучий дуб. Рядом поднимают­ся молодые дубки. Дубок — лесной красавец. Берегите дубы.)

Сказать, какие слова нуждаются в проверке сначала с соглас­ной в конце слова, затем — в середине. Какие слова являются проверочными?

изучение морфологических написаний - student2.ru 1 В третьем классе к моменту формулирования правила термин «провероч­ные слова» еще не используется.

Списать. Подчеркнуть согласные, которые нужно проверить, и проверочные слова1.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением2.

Подготовительными к усвоению данной темы могут явиться уп­ражнения на повторение тем «Ударение» и «Ударные и безудар­ные гласные». В результате учащиеся должны уметь выделить ударный гласный в словах со слоговой структурой разной слож­ности, ставить знак ударения, находить безударные гласные.

1. Прочитать (кот, рак, соль, крот). Сказать, какой гласный звук слышится в данных словах, какая буква пишется. Списать.

2. Прочитать (коза, вода, волна, звезда, земля, лиса). Выде­лить голосом ударные гласные. Отметить, как произносятся гласные звуки в каждом слове и как они пишутся. Списать, поставить
знак ударения, подчеркнуть безударные гласные.

3. Прочитать (вечер, вечерок; город, городок; улов, ловил; земля, землянка). Выделить голосом ударные гласные. Списать. Поставить знак ударения. Подчеркнуть безударные гласные. Ска­
зать, в какой из пар слов один и тот же гласный является ударным, а в какой — безударным.

4. Списать. (Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Грач улетает). В подчеркнутых словах поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные.

В результате упражнений на сравнение гласных в разных по­зициях, под ударением и в безударной, учащихся можно подвести к выводу, что гласная под ударением пишется так, как слышится, а в безударном положении ее произношение расходится с написа­нием. Именно при написании безударной гласной можно допу­стить ошибку.

Прочитать (поле, стол, кот, крот, поля, столы, коты, кроты).

Записать слова парами. Поставить ударение. Подчеркнуть без­ударные гласные. Сравнить произношение и написание гласной корня в ударном и безударном положении.

Следующие упражнения должны показать, что орфографиче­ская трудность связана с несоответствием произношения и напи­сания безударных гласных о, е, я, а, и.

1. Списать (вода, река, ряды). Поставить знак ударения, под­черкнуть безударные гласные. Сказать, как произносятся и как пишутся данные слова.

2. Прочитать (дрова — трава, лиса — леса). Сказать, как произносятся и как слышатся безударные гласные в этих словах. Сравнить с их написанием. Списать. Подчеркнуть безударную
гласную.

Далее учащиеся должны уяснить, что правописание не всех гласных в безударном положении вызывает затруднение. Написа­ние безударных у, ю, ы не представляет орфографической сложности, ошибку можно допустить при написании слов с безударными а, о, е, и, я.

изучение морфологических написаний - student2.ru

1 В основу изучения правописания безударных гласных во вспомогательной школе положена система, разработанная А. К. Аксеновой.

2 Примеры следует подбирать согласно программе того или другого года обучения.

1. Прочитать (вода, рука, река, пылит, ряды, дрова, лиса, клю­чи). Выделить голосом ударные гласные, назвать безударные. Выписать только те слова, в которых можно допустить ошибку на
правописание безударной гласной.

2. Записать гласные, безударное положение которых в словах вызывает орфографическую трудность, и гласные, при написании которых не возникает сомнений (а, о, е, я, и, у, ю, ы).

Подобрать примеры с этими гласными в ударном и безударном положении.

Упражнения на сравнение слов с гласными в ударном и без­ударном положении готовят учащихся к выводу о необходимости проверять правильность написания слова путем изменения его формы, а затем и подбора родственных слов.

1. Прочитать (следы — след, носы — нос, страна — страны, пила — пилы, ряды— ряд). Установить разницу в произношении гласных корня в этих словах и сходство в их написании. Списать. Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть.

2. Прочитать (реки — река, ноги — нога, письма — письмо, травы — трава, грозы — гроза). Сказать, какие слова вызывают сомнение в написании и почему. Списать. Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть.

3. Написать слова в один столбик (столы, шары, моря, снега). Поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные. По образ­цу написать слова во второй столбик. (Образец. Столы — стол.)

Выработке навыка подбирать проверочные слова помогут сле­дующие упражнения. Сначала по образцам, а затем и самостоя­тельно дети учатся изменять формы слов. После этого в каче­стве проверочных необходимо предлагать родственные слова, так­же используя образец. На первых порах их можно давать наряду с измененной формой слов.

1. Изменить слова по образцу.

Мост — мосты. Грозы — гроза.

Сад — .... Росы — ....

Дом — .... Козы — ....

Грач — .... Травы — ....

Час —.... Горы — ....

Слово — слова. Море —... . Поле — ;....

Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные.

2. Изменить слова по образцу.

Шары — шар. Слеза — слезы.

Леса — .... Стекло — ... .

Мячи —.... Письмо — ....

Годы —.... Лицо — .,. .

Обратить внимание, что слова правого столбика являются про­верочными. Записать слова парами. Поставить ударение. Под­черкнуть безударные гласные.

3. Списать, подбирая к выделенным словам проверочные.

Сильная гроза. (...) Белые паруса. (...) Речные берега. (...) Быстрая река. (...) Спелые плоды. (...) Зеленая трава. (...) Рыжая лиса. (...) Дре­мучие леса. (...)

Слова для справок: грозы, лисы, реки, берег, травы, парус, лес, плод.

4. К данным словам с безударными гласными подобрать про­
верочные слова.

Трава, часы, земля, зима, снега.

Слова для справок: зимы, зимний; снег, снежный; час, часики; тра­вы, травка; земли.

Списать. Поставить ударение. Безударную гласную подчерк­нуть.

5. Прочитать.

Лесная (...) полянка. Хитрая лиса. (...) Золотая осень. (...) Ядовитые (...) грибы. (...) Птичье гнездо. (...)

К выделенным словам подобрать проверочные слова. Списать.

Слова для справок: лисичка, лисы, лисий; гнездовья, гнезда, гнез­дышко; яд; грибное, гриб; осенний; лес, лесник.

6. Списать, подбирая к выделенным словам проверочные слова.

Без росы (...) трава (..., ...) не вырастает. Мы любим полевые (...) цветы (..., ...). В саду (..., ...) много плодовых (...) деревьев.

Слова для справок: травы, травка; поле, полевка; сад, садик, са­довник; росы, росистая; цветик, цвет; плод.

7. Списать, подбирая к данным словам слова с безударными
гласными. Использовать слова для справок.

Реки, лес, воды, цвет, травы.

Слова для справок: лесник, лесок; вода, водный, водичка; цветок, цветы; речка, река, речной; травка, трава, травушка, травинка.

Таким образом, предложенные упражнения должны помочь учащимся сформулировать правила правописания, использовать различные способы проверки слов со звонкими и глухими соглас-ными в конце и середине слов, с безударными гласными. Однако для усвоения морфологических написаний учащиеся должны вы­работать навыки применять правила при письме. Для этого необ­ходимо соблюдать некоторые условия1. Первое — формировать умение объяснять написание слов с помощью того или иного пра­вила.

1. Списать. Объяснить правописание выделенных слов. Подо­брать к ним проверочные слова.

Голая земля промерзла Но зима еще не настала. К вечеру потеплело.

изучение морфологических написаний - student2.ru 1 Эти условия относятся ко всем видам морфологических написаний, поэто­му в качестве примеров приводятся упражнения на правописание как безудар­ных гласных, так и звонких и глухих согласных.

2. Списать. Вставить пропущенные буквы.

Книжечка — кни.ка, ложечка — ло.ка, дубок — ду.ки, рожок — ро.ки. Ель — .ловая, пахнут — п.хучие, косит — к.силка, лед — л.док.

3. Списать. Вставить пропущенные буквы. Проверочные слова подобрать из слов для справок.

Ры.ка (...) мелка, да уха сла.ка (...).

У розы к.лючие (...) шипы.

Слова для справок: рыбы, рыбак; колется, колкий; сладость.

В одних из этих упражнений указание на орфограмму дает выделение слов, в других — пропуск буквы. Прежде чем к словам с пропущенной буквой школьники научатся подбирать провероч­ные слова, в упражнениях проверяемые слова вначале даются после проверочных.

Вторым условием является формирование умения находить слова (не выделенные!) на изучаемое правило. Материалом для упражнений могут явиться отдельные слова, предложения, связ­ный текст.

1. Выписать слова с нужной орфограммой.

2. Подчеркнуть слова с данной орфограммой.

3. Определить на слух слова, написание которых вызывает сомнение, и слова, которые являются проверочными (лес— леса; летают — полет; сказание — сказки).

Третье условие заключается в формировании у учащихся на­выка самоконтроля. Для этого могут быть рекомендованы все ви­ды упражнений: подробный орфографический разбор у доски, самостоятельные работы типа списывания с орфографическим за­данием, комментированное письмо, различного рода диктанты (зрительные, объяснительные, выборочные).

Предлагаемая нами система упражнений по формированию на­выка письма по правилу учитывает как особенности самого рус­ского правописания, так и особенности умственно отсталых школь­ников, причем не в самом общем виде, а конкретно, позволяя диф­ференцированно подходить к учащимся, корригируя имеющиеся у них недостатки, опираясь на их сохранные возможности.

ЛИТЕРАТУРА

Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомо­гательной школе. — М.: Просвещение, 1986.

Аксенова А. К., Воронкова В. В. Изучение безударных гласных в IV классе вспомогательной школы//Дефектология.— 1979.— № 2.

Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Сборник диктантов для вспо­могательной школы: 1—4-е классы. — М.: Просвещение, 1980.

Архип И. А. Самостоятельная работа на уроках русского язы­ка во вспомогательной школе//Дефектология. — 1983. — № 2.

Воронкова В. В., Мачихина В. Ф. О новых программах спе­циальной общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа)//Дефектология. — 1986. — № 1.

Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в младших клас­сах вспомогательной школы. — М.: Учпедгиз, 1959.

Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1965.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогатель­ной школе. — М.: Просвещение, 1981.

Коломыткина И: В. О роли орфографического чтения и проговаривания в предупреждении ошибок при списывании умственно отсталых школьников//Дефектология. — 1983. — № 5.

Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы /Под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 1982.— Разд. Рус­ский язык.

Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной шко­лы.— М.: Педагогика, 1977.

Программы специальных общеобразовательных школ для ум­ственно отсталых детей (вспомогательная школа). — М.: Просве­щение, 1986. — Разд. Русский язык. Объяснительная записка.


Наши рекомендации