Вклад Ш. Марджани в просвещении татарского народа.
Шигабутдин Марджани – просветитель татарского народа.
Марджани — религиозный деятель, просветитель, философ, историк. Вышеперечисленные определения не охватывают все стороны его многогранной деятельности. Марджани также и этнограф, и археограф, и востоковед, и педагог. Энциклопедичность его знаний можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей ХVIII века - Дидро и Руссо.
Каким же был путь Марджани к признанию, высотам, позволившим Габдулле Тукаю охарактеризовать его как "поборника свободомыслия, знания и прогресса, сделавшего первый шаг к просвещению"? Шихаб ад-дин (Шихабуддин) б. Баха ад-дин б. Субхан б. Абд аль-Карим аль-Марджани родился 16 января 1818 года (по новому стилю) в с. Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана. Полученное образование не удовлетворяет Марджани, постоянно стремившегося к получению новых знаний. В 1838 году он отправляется в Бухару для продолжения образования.
В Бухаре неудовлетворенный системой обучения в медресе он, в основном самостоятельно, занимается в богатых ценными рукописями местных библиотеках. Деньги на жизнь зарабатывает обучением детей состоятельных людей. В 1843 году Марджани отправляется в Самарканд — один из древних очагов культуры Средней Азии. Там он обучается в медресе "Ширдар", знакомится с известным историком кади Абу Саидом ас-Самарканди (ум.1848-49 гг.), который, как пишет Марджани, стал первопричиной того, что он "начал интересоваться исторической наукой и приступил к исследованию исторических книг".
Педагогическая работа Марджани — еще одна страница его просветительской деятельности в широком смысле этого слова.
13 сентября 1876 года в Казани открылась Татарская учительская школа с восьмилетним обучением. Школа готовила учителей начальных классов из татар. Преподавание велось на русском языке, исключая урок шариата. Марджани первым из татарского мусульманского духовенства согласился на предложение инспектора школы В.Радлова преподавать в ней вероучение. На открытии школы он выступил с приветственной речью, в которой призывал татар к обучению в этой школе. В течение девяти лет Марджани преподавал в Татарской учительской школе, входил в педагогический совет. Однако в результате разногласий с инспектором и некоторыми учителями вынужден был оставить преподавание. За эту деятельность консервативные круги мусульманского духовенства называли Марджани миссионером, еретиком, вероотступником.
В своем медресе Марджани многие занятия ведет по собственной программе.В 80-х годах ХIХ века радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани, на передний план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами. В этот период Марджани работает над рукописным биографическим словарем "Вафиятуль-асляф ва тахийятуль-ахляф" ("Подробное о предшественниках и их приветствиях потомкам"), который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических деятелей мусульманского Востока. К "Вафиятуль-асляф" Марджани написал введение — "Мукаддима", которое тоже было издано. В нем ученый описывает историю зарождения наук на Востоке, дает их классификацию, подкрепляя ее ссылками на высказывания видных деятелей мусульманской культуры, рассматривает основные религиозные школы, направления в Исламе. По сути, это не только исторический, но и мировоззренческий труд, посвященный различным аспектам и проблемам духовной культуры Востока. Марджани — предвестник джадидского движения в России, и именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке. Только некоторые сочинения написаны на татарском языке арабским шрифтом. Не все произведения, написанные ученым, еще обнаружены. Например, "Рисалятун фи масаилин-нахв" ("Трактат о вопросах грамматики"), "Ат-тахрират аль-муфрада" ("Отдельные редактирования").
Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.
36. Каюм Насыри – выдающийся татарский педагог.
Габделькаюм Габдулнасыров - Каюм Насыри - выдающийся татарский просветитель, педагог и краевед родился 2 февраля 1825 года в семье муллы в деревне Ширдан. Сегодня это село Верхние Ширданы в заволжской части Зеленодольского района.
От природы любознательный Каюм, получив первые азы грамоты у отца, продолжил образование в казанском медресе "Касимия", одном из крупных мусульманских учебных заведений конца XVIII века. О высочайшем уровне подготовки учащихся можно догадаться хотя бы по тому, что в этом медресе в разные годы преподавали Шигабутдин Марджани, Ахмад-Заки Валиди, Гафур Кулахметов, Ахметхади Максудов и другие. Среди шакирдов были такие будущие знаменитости мусульманского мира, как Загир Бигиев, Муса Бигиев, Гаяз Исхаки, Садри Максуди.
Приехав в Казань в 1841 году, Насыри изучает восточные языки, великолепно овладевает русским. С 1855 по 1871 преподает татарский язык в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии, приобщая будущих служителей православных христианских церквей к татарской истории, культуре и языку. Одновременно в качестве вольнослушателя Каюм Насыри обучается в Казанском университете, где активно участвует в работе «Общества археологии, истории и этнографии», действительным членом которого его избирают в 1885 году. В годы учебы в Казанском университете он сближается и сотрудничает с выдающимися учеными того времени - историками Н.Г.Фирсовым, М.М.Хомяковым, востоковедами Н.Ф.Катановым, со знаменитым Гордеем Саблуковым.
В 1871 году в Казани Каюм Насыри организовал свою школу. А с 1879 года занимался творческой и научной деятельностью.
Насыри был горячим поборником дружбы татарского и русского народов. Он первым из просветителей знакомит татар с российской историей и культурой на родном языке, переводит на татарский язык многие учебники по географии, физике, математике, языкознанию. В организованной Каюмом Насыри школе впервые велось преподавание русского языка для татар.
Каюм Насыри заложил основы современного татарского литературного языка, его научной терминологии. И в наши дни актуальны его труды по фонетике и грамматике, лексикографии татарского языка (двуязычные словари, первый толковый словарь в двух томах). Он является составителем русско-татарского словаря, автором учебника русской грамматики для татар, а также научно-популярных произведений, первых татарских календарей.
Насыри много внимания уделял изучению истории края, татарского народа, его фольклора и этнографического наследия. Издававшиеся ученым с 1871 года на протяжении 27 лет настольные календари, знакомили читателя с историей и культурой татар и являлись своего рода литературными энциклопедиями. Каюм Насыри написал также труды по литературе, педагогике, земледелию, ботанике, медицине, составил учебники по арифметике, геометрии, географии. В общей сложности он создал более сорока томов сочинений. Наиболее известные – «Книга о воспитании» (1881 г.), «Краткая история России» (1890 г.), «Повести об Авиценне».
По паспорту до конца своей жизни Каюм Насыри считался крестьянином деревни Ширданы. В последний год жизни он вернулся в родную деревню, все свои заработанные деньги отдал на постройку новой мечети, и умер 20 августа 1902 года на 78-м году жизни, не дожив даже до начала строительства мечети, Она была возведена уже без него.
Благодарные потомки сохранили старый дом, собрали многие вещи, связанные с жизнью своего знаменитого земляка Каюма Насыри, и открыли музей в деревне Большие Ачасыры. Посетите этот музей и Вам приоткроется частица души великого просветителя.
37. Риза Фахретдин – идеолог и лидер движения джадидизма.
ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в обл. школьного образования, возникшее во 2-й пол. 19 в. среди тюркских народов России. Нач. движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, т. наз. "усул-и джадид", т.е. новый метод. Движение стали называть Д. в противовес кадимизму ("кадим" - "старый"). К 80-м гг. 19 в. Д. оформился в мощное обществ.-полит. движение. Джадидисты критиковали религ. фанатизм, требовали замены устаревших религ. школ нац. светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном яз., за открытие культурно-просветит. учреждений, что способствовало сплочению демократич. сил об-ва. В Уфим. губ. новый метод обучения впервые был введен в медресе "Гусмания" (нач. 90-х гг.), в Оренб. губ. - в медресе "Хусаиния". К нач. 20 в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на тат. яз., к-рый обрел также статус уч. предмета; существенно расширилось изучение и др. светских дисциплин. Был установлен твердый уч. год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная жен. школа. Первые баш. и тат. преподаватели, последователи Д., были выпускниками реформир. медресе Каира и Стамбула, пед. курсов в гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 90-х гг. проф. учителей стали готовить медресе "Расулия", "Гусмания", "Хусаиния" и др. Идеологами Д. были просветители (М.Акмулла, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, З.Расулев, крымско-тат. обществ. деятель И.Гаспринский), прогрессивные предст. нац. буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы) и духовенства мусульманского (З.Камалетдинов, К.Закир).
Риза Фахретдин был из породы вечных тружеников, ведущих тяжкий повседневный диалог с властями, всегда стремившихся к знаниям и просвещению людей. Его скромное подвижничество, умение оставаться человеком в сложнейших условиях максимально проявилось в страшные годы сталинского террора, когда он чудом сумел сохранить многие памятники мысли наших предков.
Фонд Оренбургского магометанского духовного собрания в уфимском архиве, основанный на собранных им метрических книгах мусульманских приходов, - это тот подвиг, благодаря которому почти каждый мусульманин округа ОМДС может проследить историю своего рода. И сам Риза сумел воссоздать историю не только выдающихся деятелей нации, но и своего рода до тринадцатого колена. Он понимал, как важно не стать иванами, не помнящими родства. Тома метрических книг останутся вечным памятником Ризе Фахретдину.
В отличие от своего предшественника и ровесника - первого свободно избранного муфтия сына казанского миллионера Галимджана Баруди Риза Фахретдин родился в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Альметьевский район Татарстана) в семье скромного сельского муллы. Эта порода людей сохранила основы Ислама, грамотности, татарской литературы и истории в сложнейшие годы восстаний и террора.
Самые древние предки Фахретдина жили в Булгарском государстве. Закамье, с одной стороны, находилось на острие любых атак, с другой - здесь, вдали от чиновников Казани, относительно свободно развивалась система мусульманского образования.
В 1867–1868 гг. Риза учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у выдающегося суфия шейха Закира-ишана Камалова. Но это было далеко от дома. В 1869–1889 гг. Фахретдин учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Здесь в 1884 году (через год после создания!) в его руки попала газета «Тарджеман» Исмаила Гаспринского. В последние годы учебы Фахретдин заинтересовался творчеством улемов-реформаторов А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани, М. Абдо.
В 1887 году он впервые поехал в Уфу, в ОМДС, для сдачи экзамена. ОМДС возглавил бывший студент Казанского университета муфтий Мухаммедьяр Султанов, и ему были нужны образованные люди.
Гуманизм Фахретдина проявился в том, что он создал трактат о реформе просвещения, где призывал к образованию женщин. Он написал в рамках джадидистской реформы четыре учебно-методические книги по арабскому языку, мусульманскому праву и этике.
В 1888 году Фахретдин пробыл около двух месяцев в Петербурге. На всю жизнь у него осталось восхищение Северной Пальмирой, где «над Невой посольства полумира». Ему особенно запомнилась встреча с великим мусульманским реформатором Джамалетдином Афгани. Тот говорил: «В улучшении и очищении мусульманского Шариата наш основной долг - брать пример с немусульманских народов, умма исламия (исламская нация) еще не готова выполнить этот долг».
С 1889 года Фахретдин был избран имам-хатыбом и мударрисом деревни Ильбяково Бугульминского уезда. А уже с 1891 года Фахретдин стал казыем ОМДС. Фахретдин пишет хронику «Асар» («Следы»).
В ней он создает биографии ученых булгар, кыпчаков, татар попутно с описанием мусульманских путешественников, посетивших наши земли. Хроника содержит более 500 биографий. Она до сих пор не имеет себе равных, но ни разу не была переиздана. Эта хроника - великий гимн подвижничеству улемов, которые в течение тысячи лет не давали нашему народу превратиться в безграмотное стадо, вели его по пути знания и веры. Фахретдин писал, что народ, не имеющий улемов, обречен на гибель.
Синтезу религии и реалий современности Фахретдин посвятит целый ряд работ, но вершинной точкой станет фундаментальный труд «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» («Религиозные и общественные вопросы», 1914). Само название работы говорит о необходимости синтеза религиозных и светских основ для развития исламской нации.
Основные тезисы работы во многом совпадают с взглядами великого муфтия Египта Мухаммада Абдо, стремившегося совместить догматику Ислама с реалиями современной цивилизации (насколько и как это у него получалось, другой вопрос – прим. ред.). Так, в области права совет (шура), принимающий правовые решения и включающий тогда только богословов, зачастую находящихся под жестким контролем властей, превращается в орган мусульманской общины Нового времени.