Принципы проведения диагностики
При проведении любого вида диагностики дошкольного образовательного учреждения должны соблюдаться следующие принципы:
– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;
– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены нужно принимать во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы;
– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.
К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.
Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные с слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: за первое полугодие – январь, за второе в мае (возможно третье в начале учебного года) Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое ) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо).
Система педагогического анализа :
- наблюдения педагогического процесса,
- контроль за ходом воспитательно - образовательной работы,
- педагогический анализ.
Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.
Основные функциональные задачи внутрисадового контроля:
1. Сбор и обработка информации о:
- эффективности реализации образовательных программ;
- состоянии предметно - развивающей среды;
- профессиональном уровне педагогов.
2. Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.
3. Обеспечение замкнутости управленческого цикла.
Объекты внутрисадового контроля по компонентам деятельности:
- Воспитательный, образовательный и оздоровительный процессы.
- Методическая работа.
- Инновационная деятельность.
- Состояние психологического микроклимата на всех уровнях (ребенок-ребенок, ребенок – педагог, ребенок- родитель, педагог-родитель, педагог-педагог и.т.д.)
Формы контроля (по используемым методам):тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, анализ документации, самоанализ, беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми и др..
Формы контроля (по последовательности и периодичности):предварительный, текущий, промежуточный, итоговый, эпизодический, периодический.
На основе педагогического анализа определяется степень эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
21. Основные понятия теории воспитания. Сущность процесса воспитания как части ЦПП. Концепции воспитания в современной педагогике.
22. Методы воспитания. Подходы к классификации методов воспитания. Особенности использования методов воспитания с детьми дошкольного возраста.
23. Понятие о содержании воспитания, цели и задачи воспитания в ДОО.
24. Нравственное воспитание дошкольников. Значение, механизм нравственного воспитания, задачи, методы и средства нравственного воспитания, содержание.
А) ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.
Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).
Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.
Результатомнравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств- гуманизм, коллективизм, патриотизм. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих
Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).
Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог, исследователь должен помнить, что любая нравственная задача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты и раздельны, и взаимосвязаны.