Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебнОГО предметА
«ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
Изучение учебного предмета «Обществоведение»в учреждениях общего среднего образования направлено на:
- освоение учащимися знаний о природе и деятельностной сущности человека, о мире духовно-нравственных ценностей личности, об основных сферах общественной жизни, устройстве, внутренней и внешней политике белорусского государства, которые необходимы для определения путей самореализации, конструктивного взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;
- формирование способов учебно-познавательной, коммуникативной, практической деятельности, позволяющих учащимся эффективно действовать в различных ситуациях личной, общественной, профессиональной жизни;
- освоение учащимися опыта применения усвоенных знаний, умений и навыков для решения учебно-познавательных и практических задач; осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;
- развитие нравственной, политической, правовой, экономической культуры личности в единстве знаниевого, поведенческого и эмоционально-ценностного компонентов; воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Республики Беларусь.
В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:
для IX класса:
Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Грамадазнаўства. IX–XI класы. – Мінск: НІА, 2012;
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Обществоведение. IX–XI классы. – Минск: НИО, 2012;
для X класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Грамадазнаўства» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (базавы ўзровень)». – Мінск: НІА, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Обществоведение» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (базовый уровень)».– Минск: НИО, 2015;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Грамадазнаўства» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.Х клас (павышаны ўзровень)». – Мінск: НІА, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Обществоведение» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (повышенный уровень)».– Минск: НИО, 2015;
для XI класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Грамадазнаўства» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання.ХI клас (базавы ўзровень)». – Мінск:НІА, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Обществоведение» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (базовый уровень)». – Минск: НИО, 2016;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Грамадазнаўства» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (павышаны ўзровень)». – Мінск: НІА, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Обществоведение» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (повышенный уровень)».– Минск: НИО, 2016.
Обращаем внимание, что преподавание учебного предмета «Обществоведение» должно быть направлено на формирование не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов, обеспечивающих способность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных учебных и практических ситуациях.
В качестве важнейших метапредметных результатов освоения содержания учебного предмета «Обществоведение» следует рассматривать готовность и способность учащихся:
- сознательно организовать свою учебно-познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебно-познавательной, учебно-исследовательской, общественно полезной, проектной деятельности;
- самостоятельно работать с различными источниками информации, включая умения ориентироваться в различных источниках информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; различать факты, аргументы, оценочные суждения; отделять основную информацию от второстепенной; передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из текста в схему и др.);
- использовать информационно-коммуникационные технологии при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- использовать различные виды публичных выступлений (доклад, сообщение) для представления результатов учебно-познавательной и творческой деятельности;
- осуществлять познавательную рефлексию (осознавать совершаемые учебные действия и мыслительные процессы, их результаты, границы своего знания и незнания, новые познавательные задачи и средства их достижения).
Личностными результатами учащихся при освоении содержания учебного предмета «Обществоведение» являются:
- ценностные ориентации, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, понимании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, стремлении к сохранению суверенитета и территориальной целостности белорусского государства, признании ценности семьи и семейных традиций, осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями;
- готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности решения личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- мотивация и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- готовность жить в поликультурном обществе: уважительно относиться к представителям других культур, вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить общие цели, сотрудничать для их достижения.
В процессе обучения обществоведению рекомендуется реализовывать компетентностный подход, который предполагает создание условий для формирования у обучающихся опыта учебной и практической деятельности с использованием усвоенных знаний, умений и навыков.
Реализации компетентностного подхода будут способствовать:
- отражение в целях учебного занятия не только обществоведческих знаний, но и мотивов, способов, опыта деятельности, ценностных ориентаций, которые должны быть усвоены учащимися в процессе изучения темы;
- отбор содержания учебного материала с учетом целей учебного занятия;
- использование в процессе обучения учебно-познавательных и практических заданий.
Выполнение учебно-познавательных и практических заданий должно предусматривать:
- анализ ситуации, самостоятельное определение того, какие усвоенные знания, умения и навыки необходимы для ее разрешения;
- соотнесение изучаемого учебного материала с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями учащихся, с их представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе;
- применение знаний и умений по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «География», «Белорусская литература», «Русская литература» и др.;
- использование широкого круга источников социальной информации: помимо учебного пособия по обществоведению рекомендуется работа с нормативными правовыми актами белорусского государства, материалами электронных и печатных СМИ, научно-популярной и публицистической литературой.
Обращаем внимание, что учебной программой предусмотрено проведение уроков-практикумов, на которых рекомендуется решать учебно-познавательные и практические задачи, работать с различными источниками социально-гуманитарной информации, проводить учебные исследования и представлять их результаты.
В примерном календарно-тематическом планировании по учебному предмету рекомендованы формы и методы изучения тем учебной программы.
Записи в классном журнале о проведенных учебных занятиях с использованием различных методов обучения могут быть оформлены следующим образом: «Практикум по теме…», «Защита проектов по теме…». Записи об учебных занятиях, на которых проводятся обобщение изученного учебного материала и контроль усвоения содержания образования по соответствующему разделу, могут быть оформлены следующим образом: «Обобщение по разделу…», «Контроль по разделу…».
Напоминаем, что критериальной основой для оценки качества образования по учебному предмету являются основные требования к результатам учебной деятельности учащихся; на них также следует ориентироваться при определении целей учебного занятия. Личностные результаты освоения содержания образования по учебному предмету, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, определены как прогнозируемые и не подлежат промежуточному и итоговому контролю.
Особенности содержания образования по учебному предмету «Обществоведение» в Х–XI классах.В 2016/2017 учебном году учащиеся Х–XI классов имеют возможность изучать обществоведение на базовом или повышенном уровнях, которые отличаются целевыми установками, количеством часов на изучение учебного предмета, содержанием образования, требованиями к результатам учебной деятельности учащихся, формами и методами организации процесса обучения.
Базовый уровень изучения обществоведения предусматривает освоение учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося, способствует формированию опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности, развитию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.
Учебные программы для базового уровня изучения обществоведения в Х–XI классах скорректированы с учетом количества часов, отведенного на изучение учебного предмета. Часть учебного материала перенесена на повышенный уровень изучения учебного предмета; отдельные вопросы переведены на уровень формирования представлений и практического освоения; скорректирован перечень основных понятий; упрощены и конкретизированы основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.
Повышенный уровень изучения учебного предмета «Обществоведение» ориентирован на усвоение учащимися систематических знаний; развитие средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных компетенций, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а также для осознанного и эффективного решения образовательных и жизненных (социокультурных) задач.
Содержание образования по учебному предмету на повышенном уровне предусматривает (в сравнении с базовым уровнем изучения учебного предмета):
– более глубокое изучение отдельных вопросов, которые позволяют обеспечить системность знаний о современном обществе и белорусском государстве;
– изучение нормативных правовых актов белорусского государства;
– введение дополнительного учебного материала по наиболее актуальным проблемам социально-гуманитарных наук;
– расширение личностно значимого для учащихся учебного материала (учебный материал профориентационной направленности, материалы о социально-экономическом, политическом, культурном развитии региона, в котором проживают учащиеся).
Обращаем внимание, что повышенный уровень изучения обществоведения предполагает не только увеличение объема учебного материала, но и более высокие требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты освоения учащимися Х–XI классов содержания учебного предмета «Обществоведение» в учебных программах устанавливаются на базовом и повышенном уровнях. Предметные результаты освоения учащимися Х–XI классов содержания учебного предмета «Обществоведение» на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки; на повышенном уровне – на обеспечение возможности дальнейшего успешного профессионального обучения, развитие индивидуальных способностей учащихся путем более глубокого освоения систематических знаний и способов учебно-познавательной деятельности.
Материалы для изучения учебного предмета на повышенном уровне будут размещаться на Национальном образовательном портале (http://adu.by / Профильное обучение http://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html /Дополнительные материалы для изучения учебных предметов на повышенном уровне), а также в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства».
Основными задачами методической деятельности с педагогами в 2016/2017 учебном году являются:
– повышение качества образования по учебному предмету;
– реализация компетентностного подхода в преподавании учебного предмета;
– организация системной допрофильной подготовки учащихся по учебному предмету на II ступени общего среднего образования, обеспечивающей осознанный выбор учащимися профиля обучения на III ступени общего среднего образования;
– обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания учебного предмета на базовом и повышенном уровнях в условиях профильного обучения;
– методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.
В течение учебного года рекомендуется:
провести 4 заседания методических объединений учителей обществоведения;
организовать работу школы эффективного педагогического опыта по вопросам профильного обучения;
создать творческие группы и иные методические формирования учителей с целью разработки дидактического обеспечения преподавания учебного предмета на основе компетентностного подхода;
обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых учителей.
На августовских предметных секциях учителей обществоведения рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1. Допрофильная подготовка учащихся:
– организация учебной и внеучебной деятельности учащихся по учебному предмету с целью обеспечения осознанного выбора ими профиля обучения на III ступени общего среднего образования;
– учебно-методическое обеспечение факультативных занятий по учебному предмету «Обществоведение» в IX классе;
– особенности проведения факультативных занятий по учебному предмету «Обществоведение» в IX классе.
2. Реализация компетентностного подхода в преподавании учебного предмета «Обществоведение»:
– особенности учебных программ по учебному предмету «Обществоведение», разработанных в контексте компетентностного подхода (X–XI классы: базовый и повышенный уровни);
– приемы и методы реализации компетентностного подхода в преподавании учебного предмета;
– требования к уровню освоения учащимися содержания учебного предмета по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
3. Профильное обучение:
– нормативный правовой, научно-методический и организационный аспекты введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
– особенности содержания учебных программ по учебному предмету для X–XI классов (повышенный уровень);
– современные технологии обучения в Х–XI классах учреждений общего среднего образования (повышенный уровень).
4. Из опыта работы учителей обществоведения:
– эффективный опыт преподавания учебного предмета на повышенном уровне в условиях организации профильного обучения в учреждениях общего среднего образования;
– система работы учителя по обобщению, описанию и представлению опыта собственной педагогической деятельности.
5. Планирование работы районных методических объединений:
– анализ работы районного методического объединения в 2015/2016 учебном году;
– планирование работы районного методического объединения, творческих групп, школы молодого учителя и других методических формирований на 2016/2017 учебный год.
На заседаниях методических формирований учителей обществоведениярекомендуется рассмотреть актуальные вопросы практики обучения обществоведению.
Предлагаются следующие темы:
- Формирование и развитие предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся в процессе обучения обществоведению. Использование заданий, требующих применения усвоенных знаний, умений и навыков для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Организация эффективной учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по обществоведению. Создание условий для включения каждого учащегося в учебно-познавательную деятельность, использование эффективных приемов обратной связи, организация системной работы по устранению выявленных пробелов в усвоении учебного материала.
- Формирование читательской грамотности, информационной компетентности учащихся на учебных занятиях по обществоведению. Целенаправленное и системное развитие читательских умений учащихся: находить информацию в разных видах текстов (сплошные тексты, рисунки, таблицы, графики, схемы, диаграммы и др.), анализировать, интегрировать, интерпретировать информацию, делать выводы; оценивать содержание текстов; применять информацию для решения учебно-познавательных и практических задач.
- Системная работа учителя по допрофильной подготовке учащихся. Учебная и внеучебная деятельность по учебному предмету с целью подготовки учащихся к осознанному выбору профиля обучения на III ступени общего среднего образования. Ориентация учащихся на профессии, связанные с изучением обществоведческих наук. Формирование у учащихся мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, к изучению учебного предмета на повышенном уровне.
- Особенности организации процесса обучения обществоведению на повышенном уровне в профильных классах и группах. Использование проблемных, проектных, исследовательских методов в процессе обучения обществоведению на повышенном уровне.
- Реализация обновленного содержания обществоведческого образования на базовом уровне изучения учебного предмета. Сущность компетентностного подхода в преподавании учебного предмета и его реализация в процессе преподавания обществоведения в X–XI классах на базовом уровне. Требования к результатам учебной деятельности учащихся по учебному предмету.
Обращаем внимание, что недопустимо требовать от педагогов различные письменные анализы и отчеты об эффективности проведенных методических мероприятий.
С целью совершенствования педагогического мастерства учителей обществоведения в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется:
повышение квалификацииметодистов ОИРО, Р(Г)УМК, педагогических работников, являющихся руководителями методформирований учителей истории и обществоведения, по теме «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса по истории и обществоведению» (14–19 ноября 2016 г.);
проведение обучающих курсов (тематических семинаров):
«Формирование медиа- и информационной грамотности учителя истории и обществоведения» (11–12 октября 2016 г.) для методистов ОИРО, учителей истории и обществоведения, членов республиканской творческой группы;
«Технология обобщения, описания и представления опыта педагогической деятельности» (октябрь-ноябрь 2016 г.) для учителей, сдающих экзамен на высшую категорию или подтверждающих высшую категорию (по запросам);
«Активизация учебной деятельности учащихся посредством визуализации исторического знания: пути, приемы, средства» (14–15 декабря 2016 г.) для учителей истории и обществоведения, работающих в классах с базовым и повышенным уровнями изучения учебных предметов.
Планируется, что и во втором полугодии 2016/2017 учебного года для учителей истории и обществоведения также будет организовано повышение квалификации по вопросам содержания образования и методики преподавания учебных предметов на базовом и повышенном уровнях, организации допрофильной подготовки учащихся.
Обращаем внимание на необходимость изучения научно-методической литературы по реализации компетентностного подхода в преподавании учебного предмета. Список литературы по данной проблеме можно найти в электронном каталоге и аннотированном сборнике Национальной библиотеки Республики Беларусь (www.nlb.by).
Приложение 10