Перевод прямой речи в косвенную
Задание 14. Найдите и исправьте ошибки, объясните причину их появления.
1. Меня спросили, что не знаю ли я, где находится Главпочтамт. 2. Преподаватель спросил студента, какие трудности были у вас при подготовке к экзамену. 3. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу». 4. Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю». 5. Уезжая в Москву, Андрей обещал, что обязательно сообщу, как устроился. 6. Отец часто спрашивает: «Куда я буду поступать после школы?» А я отвечаю: «Пока еще не знаю». 7. Игорь предложил, что давайте поедем в субботу за город. 8. Когда я спросил брата, что какое твое любимое стихотворение Пушкина, он ответил, что затрудняюсь сказать. 9. Лермонтов говорил о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». 10. Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна». 11. Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть ее сегодня. 12. Раскольникова постоянно мучает проблема, что «тварь ли я дрожащая или право имею?». 13. Он сказал, что давай лучше попробуем решить эту проблему сообща. 14. Я еще не решил, что буду ли я поступать в университет.
ТЕСТЫ
1. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота
a) Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
b) По небу ползли тяжелые тучи, скрывая собой уже начавшие меркнуть звезды.
c) Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
d) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.
2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота.
a) Лежащее большое дерево на земле загородило путь.
b) Через некоторое время его можно было видеть подъезжающим к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма.
c) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, поросшая изжелта-бурой травой.
d) Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними.
3. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
a) Приближаясь к морю, мы еще издали услышали его глухой шум.
b) Отдохнув и утолив жажду, путники двинулись дальше.
c) Употребив спиртное, у них возник умысел.
d) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом.
4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастия или деепричастного оборота.
a) Поднялся свежий восточный ветер, и мы воротились домой, посмеиваясь друг над другом и ничуть не сожалея ни о потраченном времени, ни о своем предприятии, давно задуманном, но не доведенном до желаемого конца.
b) Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
c) На лесной дороге, расходясь веером, лежали тени от сосен.
d) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».
5. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.
a) Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль.
b) Солнце устало склоняется к югу, свет его сверкает только на поверхности вод и, отражаясь от них, создает осенний блеск осени.
c) Вернувшись в Литовск, на него был наложен арест.
d) Починив карандаш, он опять сломался.
6. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.
a) Преподаватель входит в аудиторию, начав лекцию.
b) Возвращаясь домой, надо было переезжать мост через реку.
c) Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь.
d) Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки.
7. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
a) Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь.
b) Промотав все состояние, ему нечего было оставить своим детям.
c) Слуга Лермонтова, по своему обыкновению, лежал на подоконнике и, сощурив глаза, смотрел на улицу.
d) Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода.
8. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
a) Снег с полей сошел за одну неделю, обнажив парящую влажную землю.
b) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет.
c) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
d) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.
9. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
a) Понять это произведение можно, только учитывая условия его создания.
b) Старик шел прихрамывая на левую ногу.
c) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.
d) Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.
10. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастия или деепричастного оборота.
a) Листва берез висит не шелохнувшись.
b) По небу ползли тяжелые тучи, скрывая собой уже начавшие меркнуть звезды.
c) Какая-то ночная птица низко пролетела над самой землей и, заметя нас, вздрогнула, зашуршала крыльями и полетела на ту сторону реки.
d) Устав после занятий, мне не читалось.
11. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Слово лето в древние времена означало «год».
Б. В современном языке сохранились следы подобного словоупотребления в сложных словах летопись, то есть запись событий по годам, и летосчисление.
В. Это вполне естественно, если учесть, что наиболее деятельным временем года у славян, как земледельцев и скотоводов, было лето, на которое приходились наиболее важные работы, обеспечивающие материальное благополучие на целый год.
Г. В старом значении слово лето в настоящее время употребляется только в родительном падеже множественного числа в сочетании с числительными, начиная с пяти, а также в некоторых устойчивых сочетаниях: человек преклонных лет.
a) В, А, Г, Б, параллельная
b) А, Б, В, Г; параллельная
c) А, В, Б, Г; последовательная
d) А, Г, В, Б, последовательная
12. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем.
Б. Уже в ранних стихах начала складываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности.
В. Это, бесспорно, верный критерий подлинности и силы поэтического мастерства.
Г. Стихи ее узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей иннтонации.
a) А, Г, В, Б; последовательная
b) Б, В, Г, А, параллельная
c) А, Б, В, Г; последовательная
d) Г,Б,А,В, параллельная
13. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и духовной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству.
Б. Нельзя забывать, что в старину многие люди считали божьим наказанием не бедность, а богатство.
В. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала.
Г. Гордились не богатством, а умом и смекалкой.
a) А, Б, В, Г; последовательная
b) Б, Г, В, А, параллельная
c) Г, В, А, Б, параллельная
d) Б, А, Г, В; последовательная
14. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений.
А. Лексика – это весь словарный запас языка, в переводе с греческого «лексис» означает – слово, выражение.
Б. В современном русском языке более 150 тысяч слов.
В. Затем – научные термины, специфические слова моряков, спортсменов, музыкантов.
Г. Их около 10 тысяч.
Плюс иностранные слова, которыми мы часто пользуемся, их 30 тысяч.
a) между Б и В, последовательная
b) между А и Б, параллельная
c) между В и Г, последовательная
d) после Г, параллельная
15. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Определите тип связи предложений.
А. Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией.
Б. Первые иконы были привезены готовыми.
В. В числе их икона «Владимирская Божья Матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее.
Г. Писал ее, по преданию или по легенде, евангелист Лука.
Это бесспорно.
a) мосле Г, последовательная
b) между Б и В, последовательная
c) между В и Г, параллельная
d) между А и Б, параллельная
16. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.
А. Осенью в лесу происходят перемены.
Б. Как приятно ходить по нему солнечным осенним днем!
В. Постепенно они сбрасывают листву, образуя на земле ковер из опавших листьев.
Г. Лиственные деревья меняют окраску с зеленого на желтый и красный цвета.
a) А, Г, В, Б последовательная
b) А, Б, В, Г параллельная
c) А, Г, В, Б параллельная
d) Б, В, А, Г последовательная