Колебаний голосовых связок певца
В связи с работой гортани и взаимодействием ее с дыханием и
резонаторами рассмотрим механизм колебаний голосовых связок.
Миоэластическая и нейрохронахсическая
Теории голосообразования. Критика теории
Р. Юссона
...Теория Юссона дает маловероятное
объяснение механизма образования голоса.
Гораздо проще объяснить работу голосо
вых связок как механической системы, ее
ли учитывать переменную силу, которая
представляет собой смену избыточного
давления, воздействующего на сомкнутые
голосовые связки, и отрицательного дав
ления, возникающего при протекании воз
духа через открытые голосовые связки,
т.е. эффекта Бернулли.
Г. Фант
Традиционная миоэластическая (от мио - мышечный, эла-
стик - упругий) теория рассматривает образование голоса как ре-
зультат механических упругих колебаний голосовых связок под
действием проходящего через их сомкнутые края тока воздуха из
легких (Miiller, 1840; Garcia, 1854, 1955; Музехольд, 1925). Не-
смотря на свой солидный возраст, миоэластическая теория не ут-
ратила своего значения и признается практически всеми современ-
ными учеными. Тем не менее французский исследователь Рауль
Юссон (1901-1967) выдвинул новую, так называемую нейрохро-
наксическую (от нейро - нервный, хронос - время), или нейромо-
торную, теорию колебаний голосовых связок певца. Опровергая
сложившееся представление, Юссон выступил с утверждением,
что голосовые связки колеблются не пассивно под действием тока
воздуха, но активно, т.е. производят частые со звуковой частотой
мышечные сокращения, в результате чего голосовая щель гортани
периодически раскрывается и закрывается, прерывая тем самым
поток воздуха из легких. Такой механизм, как известно, подобен
механизму звукообразования сирены. Сокращения мышечных во-
локон голосовых связок, по Юссону, обусловливаются нервными
импульсами, поступающими по двигательному возвратному нерву
(n. recurrens) из центральной нервной системы. Для доказательства
своей теории Юссон провел целый ряд разнообразных опытов,
описанных в его трудах (Husson, 1960, 1962; Юссон, 1970).
_________________ Искусство резонансного пения ____________ 181
Тем не менее нейрохронаксическая теория была встречена
большинством ученых с недоверием, породила аналогичные ис-
следования во многих научных лабораториях и была в конечном
итоге отвергнута (Фант, 1964; Медведев, Савина, Суханова, 1959;
Чаплин, 1977; Морозов, 1977, 1995, 1996; Berg, 1957, 1958; Фант,
1964; Сорокин, 1985, 1992 и др.).
Один из основных аргументов против Юссона заключается в
том, что любая нервно-мышечная система имеет предел частоты
сокращений, ограниченный в основном 100 Гц, а при более частых
нервных импульсах, побуждающих мышцу к сокращениям, мышца
впадает в состояние постоянного сокращения (сплошной тетанус),
не успевая расслабляться, что и было подтверждено эксперимен-
тально. А это означает, что голосовые связки не в состоянии, ак-
тивно сокращаясь, по Юссону, производить не только высокие
звуки (верхнее теноровое do2=524 Гц, а женское сопрановое
do3=1048 Гц), но и звуки среднего и даже низкого регистра (100 Гц
соответствует примерно sol большой октавы, т.е. одной из самых
низких басовых нот). Показано также, что не только мышцы, но и
сам нерв не способен проводить импульсы со столь высокой час-
тотой, с которой реально колеблются голосовые связки певцов.
Приведенные Юссоном теоретические объяснения (деление
нерва на функциональные части) признаны неубедительными,
опытами не были подтверждены. Теория Юссона не могла объ-
яснить такое типичное для певческого голоса явление, как виб-
рато, зависимость силы голоса от высоты ноты (без перехода на
фальцет) и т.п., в то время как миоэластическая и резонансная
теории эти явления легко объясняют.
Есть еще один аргумент. При сокращении любых мышц выде-
ляется тепло; недаром на холоде мы стараемся активно двигаться.
Можно подсчитать, что если бы голосовые связки действительно
сокращались со столь большой частотой по теории Юссона (сотни
сокращений в 1 сек), то они должны были бы сгореть от выделив-
шегося тепла. Пассивная их вибрация, особенно с помощью окру-
жающих резонаторов, не приводит к этой трагедии.
Но возникает все же вопрос: как объяснить, что Юссон
вместе со своими коллегами, приложив электроды к возвратному
нерву гортани, иннервирующему голосовые связки (работа велась
в клинике во время операции на гортани), регистрировал электри-
ческие импульсы от этого нерва и притом синхронные (совпа-
д а ю щ и е ) с ч а с т о т о й и з д а в а е м о г о ч е л о в е к о м з в у к а ?
182 В.П. Морозов
Ответ, по мнению ряда исследователей, очень простой и заклю-
чается в свойствах самой мышечной ткани. Дело в том, что если
мышцу резко растянуть, то она автоматически реагирует на это со-
кращением (подобно тому, как удар по коленному сухожилию за-
ставляет ногу дергаться). А любое сокращение мышцы связано с
возникновением биотоков, т.е. электрических импульсов. Но им-
пульсы эти имеют местное периферическое происхождение
и никакого отношения к центральным отделам мозга не имеют. В
голосовых мышцах они также могут возникать в результате их
достаточно резких пассивных колебаний под действием тока воз-
духа из легких, т.е. по миоэластическому механизму. И Юссон,
скорее всего, и регистрировал именно эти, повторяю, местные
биотоки мышц, которые, естественно, распространялись и на
ближайшие участки связанного с мышцей нерва. Юссон считал эти
электрические импульсы причиной активных колебаний го-
лосовых связок, а на самом деле они были лишь следствием их
пассивных упругих колебаний, т.е. происходящих в полном со-
гласии с миоэластической теорией голосообразования.
Наконец, нейрохронаксическая теория Юссона имела и прямое
о т р и ц а т е л ь н о е п с и х о л о г и ч е с к о е и в о к а л ь н о - п е д а г о -
гическое влияние, так как многие вокалисты, взяв на воору-
жение идею Юссона о центрально-нервной природе колебаний го-
лосовых связок, стали культивировать это представление среди
молодых певцов, не заботясь об организации певческого дыхания
и резонаторов («дышите, как удобно» и даже «как угодно» и т.п.),
что, естественно, не могло не сказаться отрицательно на эстетиче-
ских качествах певческого голоса. Но если некоторые рядовые пе-
дагоги, особенно сторонники «связочных» ощущений в пении, бу-
квально ухватились за теорию Юссона как за методологическую
основу, то опытные мастера вокального искусства, так же как и
ученые, не приняли ее. Вот мнение на этот счет нар. арт. СССР,
проф. Е.Е. Нестеренко.
Е. Нестеренко: «Ячитал теорию Юссона, уважаю труд, кото-
рый им проделан. Но я не считаю, что эта теория что-то дала во-
кальной педагогике. На практике мы должны пользоваться моде-
лью «духового инструмента», а это взаимосвязь: дыхание - голо-
совые связки - резонаторы. Это психологически, физиологически и
по-человечески понятно».
Искусство резонансного пения 183
Резонансный механизм