Методика для диагностики степени развития наблюдательности

Надо приготовить две картины, которые должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных десяти различий.

При работе с классом эти картины должны быть большой величины и должны быть вывешены на доске на 1-2 минуты, при индивидуальной работе с ребенком можно использовать предложен­ные в книге задания (см. приложение). Ребенок младшего школьного возраста должен написать за­меченные различия.

Можно усложнить задание, убрав после 1—2-

рОСПРИЯТИЕ

минутной экспозиции картины. А после этого по­просить учащихся записать отмеченные различия

по памяти.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитают указанные ошибочно различия. Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к1,тем выше уровень наблюдательности.

154 Развитие познавательных способностей младших школьников

2. ПАМЯТЬ

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и органи­зованна, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они за­поминают конкретные предметы, лица, факты, цве­та, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в началь­ных классах дается очень много конкретного, фак­тического материала, что развивает наглядную, об­разную память.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развиватьлогическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объясне­ния. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует -развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для за-

155

поминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логи­ческими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в зау­чивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники пред­почитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысли­ванию учебного материала.

В процессе обучения в начальном звене школы «память ребенка становится мыслящей» (Элько-нин Д. В.). Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух на­правлениях:

— усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

— ребенок овладевает возможностью сознательно уп­равлять своей памятью, регулировать ее проявле­ния (запоминание, воспроизведение, припомина­ние).

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем,

156 Развитие познавательных способностей младших школьников

что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и вос­произведению смысла, существа материала, доказа­тельств, аргументации, логических схем, рассужде­ний. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от моти­вации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться доль­ше, воспроизводиться точнее.

Наши рекомендации