Основные задачи социально-психологической реабилитации
Реабилитационный процесс чаще осуществляется на уровне личности, субъекта деятельности и социального субъекта с учетом его индивидуальности. Однако все больше исходным становится состояние здоровья ребенка во всех сферах, включая душевно-духовную.
Разные авторы рассматривают четыре основные варианта понятия «реабилитация»: а) педагогическая реабилитация; б) медицинская реабилитация; в) психологическая реабилитация; г) социальная реабилитация, а также и множество их комбинаций и промежуточных вариантов: психолого-педагогическая реабилитация; социально-психологическая реабилитация; социально-педагогическая реабилитация; медико-педагогическая реабилитация; психолого-медико-педагогическая реабилитация и т. п.
Существуют различные точки зрения на явление реабилитации:
- Реабилитация во всех видах есть результат воздействия не только на отдельные психофизические функции ребенка, но и на личность в целом.
- Реабилитация есть последующая ступень адаптации. Если адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация есть восстановление, активизация личности. Таким образом, необходима опора на адаптационный аппарат: физиологический, психологический, биологический, социальный.
- Социальная реабилитация – непрерывный процесс, способствующий проявлению новых качественных характеристик ребенка.
- Реабилитацию ребенка нельзя рассматривать в отрыве от воспитывающей его семьи, которая обязана способствовать раскрытию реабилитационных возможностей.
- Социально-психологическую реабилитацию не следует понимать как абстрактную категорию, она имеет свою направленность и специфику для каждого возрастного этапа, конкретных особенностей развития ребенка (Н.В. Морова 1998).
Соединяя разные определения в один перечень, можно получить примерный список реабилитационных задач,
1) восстановление самоуважения и жизнерадостности, веры в свои силы, чувства безопасности;
2) восстановление адаптационных способностей;
3) восстановление активности ребенка, подростка как субъекта своей жизнедеятельности;
4) восстановление своей социальной значимости и на этой основе выстраивание социально-ценных жизненных планов;
5) восстановление и укрепление общеучебных умений и навыков, способности к волевому усилию;
6) восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения;
7) восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.
Педагогический смысл реабилитации– создание среды (условий) для восстановления потенциала естественного развития сил ребенка: познавательных, физических, эмоциональных, когнитивных, и главное – духовно-нравственных, его гармоничности и целостности.
Эффективность реабилитационного процесса, по мнению многих его исследователей, напрямую связана с комплексным подходом к нему. Подчеркивается первичность психолого-педагогических средств по отношению к медицинским, именно отсюда берет начало представление о социально-психологической реабилитации в ее комплексном понимании, которое стало получать особо отчетливые очертания в 90-е годы XX века.
Позиция Министерства образования РФ была сформирована в 1992 году, исходя из определения реабилитации как комплекса психолого-педагогических, а, при необходимости, и медицинских мероприятий, направленных на коррекцию, восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных психофизических функций. Дети с отклонениями в развитии, дети-сироты, дети-правонарушители, дети из семей, относящихся к группе социального риска, были обозначены как приоритетный объект реабилитации.
Предлагаемые изменения ожидаются при таком понимании в ходе взаимосвязанных процессов диагностики и коррекции. Очевидно, предполагается активное внешнее воздействие специалиста, в первую очередь специального психолога, проводящего диагностику и осуществляющего коррекцию. В то же время, без ведущей внутренней активности самого реабилитанта результат не будет достигнут.
На основании научных исследований можно заключить, что, практически, любая воспитательная и образовательная деятельность может иметь реабилитационный эффект.
Выделяются общие характеристики, присущие воспитательным, образовательным системам:
а) широкое использование реабилитационного потенциала учебно-воспитательного процесса;
б) создание благоприятного социально-психологического климата, условий для развития каждого ребенка, независимо от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей, наклонностей;
в) целенаправленное формирование навыков здорового образа жизни;
г) интеграция деятельности педагогов, психологов, медицинских и социальных работников.
Наиболее эффективно социально-психологическая реабилитация протекает в условиях гуманистической воспитательной системы, которая изначально ориентирована на личность каждого ребенка, на восстановление и развитие его способностей, на создание особой обстановки социальной защищенности и творческого содружества воспитателей и воспитанников, что значительно влияет на развитие внутреннего реабилитационного потенциала.
Социально-психологической деятельности и социальной работе внутренне изначально присуща реабилитационная составляющая. То есть сама специфика работы специального психолога предполагает действия не в коррекционном плане, через внешнее вмешательство и исправление, а через создание условий для возрождения, то есть в реабилитационном ключе.
Педагогическая реабилитация как восстановление человеческого в человеке, блестяще продемонстрированная А.С. Макаренко, В.Н. Сорокой-Росинским, С.Т. Шацким и др., осуществлялась гораздо шире и глубже, чем на уровне лишь восстановления собственно социальных связей и нормы поведения.
Психологическая реабилитация в образовании тесно связана с другими ее видами и является условием эффективности упомянутого реабилитационного комплекса социально-психолого-педагогических влияний с использованием прикладного медицинского знания.
В отличие от коррекционного реабилитационный подход опирается на внутренний восстановительный потенциал человека. Широко известны слова И.П. Павлова, что человек есть система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая.
Социально-психологическая реабилитацияесть процесс и результат восстановления максимально доступной ребенку с его «особенностями» целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению. Тем самым создаются условия для дальнейшего нормального, т. е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.
Все больше в последнее время при обсуждении условий обеспечения социально-психологической реабилитации детей с нарушениями в развитии средствами образования встречаются и используются понятия «реабилитационное пространство», «реабилитационная среда», «реабилитационное поле», каждое из которых подчеркивает опосредованность реабилитационной работы, осуществление ее через формирование средовых качеств, в силу которых в каждом помещенном туда «проблемном» ребенке невольно и естественно запускаются внутренние, присущие человеку реабилитационные механизмы.
Реабилитационная среда соотносится с масштабом образовательного учреждения, она является частью реабилитационного пространства в социуме или его части. В рамках образовательной среды, может создаваться некое реабилитационное поле вокруг особо нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации детей в специфически созданных условиях и ситуациях.
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите, как изменялось терминологическое обозначение детей, имеющих различные нарушения.
2. Дайте общую характеристику детей с нарушениями в развитии.
3. По каким параметрам (признакам) классифицируют нарушения развития?
4. Дайте определение «адаптации». Какие формы адаптации вы знаете?
5. В чем, на ваш взгляд, заключается дискуссионность проблемы (вопросов) интеграции?
6. Каковы основные задачи социально-психологической реабилитации?
7. От каких условий зависит эффективность социальной реабилитации?
Литература
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: SVR – Аргус, 1994.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
3. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук / РАО. – М., 1998.
4. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова. – М.: «Академия», 2001.
5. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Холостовой Е.И. – М., Институт соц. работы Ассоциации работников соц. служб, 1996.
6. Симоно К.К. К вопросу о терминологии // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. – М., 1992.
7. Теория и методика социальной работы: Краткий курс / МГСУ, Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.
8. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.