Программа «Ритмическая мозаика» Автор А. И. Буренина.
Программа по ритмической пластике, направленная па целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева СПб., 1996).
Ведущая идея — использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, нравственно-коммуникативные качества, способность к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Авторы также рассматривают программу как своеобразный «до нотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации.
В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.
По каждому возрастному периоду (3 — 4, 4—5, 5—7, 7—9 лет):
· рассматривается основное содержание;
· выделены показатели уровня развития;
· рекомендуется репертуар.
При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.
Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоятельности и творчеству, практический материал — 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.
Программа «Топ-хлоп, малыши»
Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2 — 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию.
В программе формулируются цели и задачи музыкально-ритмического воспитания:
· развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
· развивать музыкальные сенсорные способности;
· развивать слуховое внимание, двигательную сферу, выразительность движений;
· воспитать общительность;
· развивать умения пространственных ориентировок и др. Важное место в программе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.
Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы для работы с детьми 2 — 3 лет.
В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым.
Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необходимой последовательности.
«Са-Фи-Дансе»Авторы Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.
Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой — содействие всестороннему развитию личности дошкольника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию дошкольников.
Основные задачи программы:
· укреплять здоровье;
· развивать психомоторные и творческие способности, мышление, воображение и познавательную активность;
· расширять кругозор;
· формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;
· развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и трудолюбия.
Основные разделы программы:
· танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;
· нетрадиционные виды упражнений: игропластика; пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж; музыкально-подражательные игры; игры-путешествия;
· креативная гимнастика.
В программе представлены характеристика каждого раздела, содержание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков.
Программа «В мире бального танца»
Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.
Цель программы:
· приобщать ребенка к миру танца;
· формировать пластику, культуру выразительность движений;
· способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи программы:
· способствовать физическому развитию ребенка;
· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;
· учить понимать язык музыки и выражать его в танце;
· развивать умение применять элементы бального танца в импровизации;
· обучать основам этикета.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций.
Программа включена в пособие «Фольклор — музыка—театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «Путешествие в страну “Хореография”» Автор А. А. Матяшина
Направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства, на проявление себя посредством пластики, вводит в мир хореографии, посредством игры знакомит с ее жанрами, видами, стилями.
Цель программы:
· привить интерес к хореографическому искусству;
· развить творческие способности детей посредством танцевального искусства.
Задачи программы:
· овладеть основами классического экзерсиса;
· ознакомить детей с историей развития танца;
· снять мышечное и психологическое торможение.
Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (4 — 5, 5 — 6, 6 — 7 лет), учитывающих особенности динамику развития годичного цикла ребенка и преследующих вначале обучающую цель, а затем — развитие творческих способностей.
По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методические указания.
Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается музыкальный материал и игры.
Программа включена в пособие «Фольклор музыка — театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «В мире музыкальной драматургии»Автор Т. Ф. Коренева.
Цель программы:
· формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 — 7 лет через осознание драматургии музыкального произведения;
· воспитывать желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи программы:
· развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, способность эстетически переживать музыку и передавать музыкальные образы в движениях;
· знать простейшие музыкальные понятия;
· формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр.
Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода.
Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей.
Весь репертуар представлен по следующим темам:
· характер музыки, средства музыкальной выразительности;
· музыкальная форма;
· комплексы ритмической гимнастики;
· танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;
· историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца;
· игровое танцевальное творчество;
· инсценирование песен;
· постановка ритмопластических спектаклей.
В программе приведены примерные конспекты занятий по ритмике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года.
Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования и науки РФ.
Остановилась!
Программа «От жеста к танцу»Автор Е. В. Горшкова.
Программа по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце. Ее главная цель — научить детей творчески осмысливать и воплощать образное содержание в танце через освоение языка выразительных движений.
Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.
Особенность методики: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому а затем — к «композиционному» творчеству в танце.
В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описываются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми.
Комплект пособий «От жеста — к танцу» состоит из трех книг. Первая — изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений); — приложения к первой.
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ
МУЗИЦИРОВАНИИ
По утверждению психологов ребенок-дошкольник находится на стадии сенсомоторного развития, поэтому одно из основных направлений развивающей работы в дошкольном детстве является его моторное и сенсорное развитие.
В соответствии с этим важной задачей музыкального воспитания дошкольников является музыкально-сенсорное развитие, поскольку этот возраст благоприятен для развития музыкальной сенсорики, без которой будет ущербно сенсорное развитие ребенка в целом. Кроме того, музыкальная сенсорика помогает развитию интеллектуальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребенку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их свойства.
Большой потенциал и для моторного, и для сенсорного развития заложен в элементарном инструментальном музицировании, так как ребенку предоставляется возможность для экспериментирования со звуками. Именно манипулирование, игра со звуками, в том числе музыкальными как объектами познания, помогает ребенку чувственным путем познать окружающий мир, начать ориентироваться в характере музыки, накопить первоначальный музыкальный опыт. Овладение же музыкальными инструментами способствует развитию моторики (особенно мелкой).
Именно поэтому в практике современного музыкального воспитания встречается достаточно большое количество программ, основанных на таком виде музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных и инструментах.
Программа «Звук-волшебник»1
Образовательная программа но музыкальному воспитанию старших дошкольников, предусматривающая изучение музыкальных и iк'музыкальных звуков, способов их распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. В программу входит изготовление детьми самодельных игрушек-инструментов и обучение игре па них.
Цель программы: развивать интерес к эстетической стороне дойствитещадосЖ потребности детей в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замы ела.
Задачи программы:
· создать условия для экспериментирования ребенка со звуком;
· расширять кру! Шор;
· развивать творческое самовыражение, стремление к импровизации и др.
Курс рассчитан на 1 год и разделен на четыре этапа.
В методических рекомендациях содержатся задания, игровые упражнения для самостоя тельной творческой деятельности ребенка, представлены требования к уровню подготовки дошкольников и основные организационные требования.
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»[2]
Программа разработана на стаюве сочетайия 11 ри i щт юв творческого импровизационного музицирования австрийского композитора Карла Орфа с достижениями отечественной детской музы каль- ной педагогики. Программа рассчи тана на два года занятий с детьми старшей и подготовительной групп.
В основе программы лежит элементарное музицирование, объединяющее пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализа цию.
Цель п р о г р а м м ы:
· привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов;
· развить природные способности ребенка.
Задачи программы:
· помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; пережить ее чувственно;
· воспитать потребности в музицировании;;
· способствовать формированию творческого мышления и практическому усвоению музыкальных знаний;
· развить навыки общения и соучастия;
· формировать качества, способствующие самоутверждению и др.
Работа с детьми по развитию у них навыков элементарного музицирования осуществляется по трем направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому направлению работы даются рекомендации для педагогов.
Основу методики составляют два метода:
· активизация творческих проявлений;
· моделирование элементов музыкального языка.
Ее содержание базируется на формировании метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма, ритмического рисунка, формы). Важнейшим принципом программы является активное слушание музыки в соединении с движением.
Программа снабжена учебно-методическим комплектом.
Программа«Оркестр в детском саду»1
Рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада.
Цель программы: помочь им активно войти в мир музыки, раскрыть творческие способности, сделать ее необходимой в жизни ребенка.
Задачи программы:
· расширять музыкальный кругозор детей;
· воспитывать интерес к музицированию;
· развивать музыкальные способности, творческую активность, художественный вкус;
· приобщать к самостоятельному музицированию; развивать чувство ансамбля;
· формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность и др.
Для успешного решения этих задач необходимо следующее: квалифицированная подготовка музыкального руководителя; его умение эффективно организовать занятие; правильный выбор инструментов (простота при музицировании, чистый строй и др.),
В программе, кроме ударных инструментов, используется комплект
Для каждой возрастной группы выделены задачи. Отмечается, что в работе необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода. Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать детское творчество: пение, танец, игру, может использоваться на празднике в качестве сопровождения.
В программу включены примерные музыкальные занятия для всех возрастных групп. По каждому разделу предлагается содержание и музыкальный репертуар.
Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.