Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского.
Концепция (от лат.conceptio) – система взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
Система (от греч. systema) – целое, составленное из частей, соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система музыкального воспитания, как и любая др. педагогическая система – многосоставное и сложное по структуре явление, куда входят: деятельность педагога, передающего музыкальный опыт воспитаннику; деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт; средства воспитания и, прежде всего, музыкальное искусство; формы организации музыкальной деятельности.
Разрабатывали оригинальные системы музыкального воспитания прогрессивные музыкальные деятели: Эмиль Жак - Далькроз (Швейцария) – развитие музыкально-ритмического чувства, Золтан Кодаи (Венгрия) – развитие ладового (относительного) слуха, Карл Орф (Австрия) – развитие музыкально-творческих способностей.
В России создателем уникальной концепции массового музыкального образования и воспитания детей и юношества является Д.Б.Кабалевский.
Д.Б. Кабалевский (30.12.1904-14.02.1987) - выдающийся отечественный композитор, общественный деятель, ученый, пианист, дирижер, музыковед, публицист, музыкант-просветитель, педагог-исследователь. В 70-е годы XX века им разработана собственная целостная художественно-педагогическую концепция музыкального воспитания детей. В ее основу были положены научные идеи академика Б.В. Асафьева, достижения прогрессивных педагогов-музыкантов, собственные научные разработки и огромный практический опыт. Этой работе он посвятил последние пятнадцать лет своей жизни. Причины, вызвавшие к жизни программу, раскрыты Д.Б.Кабалевским в статье «Требование времени». По его словам они носили объективный характер, были рождены требованием времени, требованием общества. Изучив программы общеобразовательной школы, публиковавшиеся после 1918года, Д.Б.Кабалевский пытается разобраться в сплетении противоречий в сфере массового музыкального воспитания, и принять наиболее правильное решение.
1-е противоречие связано с названием предмета. Название предмета менялось (Пение (музыка), Пение, Пение и музыка и др.), а содержание оставалось прежним и сводилось лишь к хоровому пению. Это противоречие он разрешал так: Цель – воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры. Название предмета определено только одним словом "Музыка", т.к. хоровое пение не может подменять собой всю культуру. Глубинная направленность занятий выражена в эпиграфе: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека» (В.А.Сухомлинский).
2-е противоречие – между вводными статьями к программе и конкретным содержанием программ, которое не обеспечивало претворение целей и задач, указанных в вводной статье, в реальную педагогическую практику, оставаясь декларациями. Это противоречие разрешалось тем, что почти все основные принципы и методы и значительная часть музыкального материала, заложенного в программу Кабалевским, были опробованы и проверены в практическом опыте автора (в процессе бесед с детьми, включая беседы по радио и телевидению, книга «Про трех китов и про многое другое»).
3-е противоречие возникало между стремлением превратить предмет «Музыка»в единый, целостный предмет и дробление его на малосвязанные части, а то и вовсе не связанные между собой части: пение, музыкальная грамота и слушание.
Самое серьезное заблуждение – в отождествлении понятий «слушание» и «восприятие» музыки, в непонимании того, что восприятие – основа музыкального искусства во всех его проявлениях: и в творчестве, и в исполнении, и в слушании, и в его изучении.
Кабалевский решил, что урок должен быть объединен какой-то единой идеей, темой. Предлагавшиеся ранее темы носили случайный и внешний характер по отношению к закономерностям музыкального искусства, они не могли составить целостную, логичную линию развития музыкальных занятий, и не в состоянии были объединить разные «виды учебной деятельности» в единый, целостный процесс. Был найден один путь: предложить принципиально иной тематизм, который, как и вся новая музыкально-педагогическая концепция, исходил бы из музыки и на музыку опирался. Построение такого тематизма, давало реальную возможность достичь цельности и единства учебного процесса не только в пределах одно урока, но и на протяжении каждой четверти, полугодия, всего учебного года и всего семилетнего учебного курса. «Тематизм новой программы – это лестница, ступени которой (темы) ведут учащихся к овладению музыкальной культурой. Заменить одну ступень другой, вытянуть хотя бы одну из них вообще – значит разрушить всю лестницу, лишить программу не только цельности, но и изъять из нее весь творческий, музыкально-педагогический смысл». (Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. – 2-е изд. испр. И доп. – М., 1984. – С. 104)
Принцип тематизма способствовал реорганизации музыкальных занятий, решению такого вечного вопроса, как «целостность урока музыки». Композитору удалось предложить свою логику представления ведущих закономерностей музыкального искусства в учебной программе. Это способствовало установлению устойчивых связей между этапами музыкального образования, и более целенаправленным стал процесс формирования музыкальной культуры школьников. Именно это делает тематизм новой программы самым принципиально важным и новым, что в ней находится.
Основные искания, с которыми было связано создание новой музыкально-педагогической концепции и построенной на ее основе программы по музыке для общеобразовательной школы, были направлены на разрешение тех противоречий, которые в течение многих лет пыталась разрешить наша музыкальная педагогика.
Д.Б.Кабалевский сформулировал новую музыкально-педагогическую концепцию в статье – «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», которая является вводной статьей к программе «Музыка» 1-7 класс. Опираясь на идеи Б.В. Асафьева и других педагогов-музыкантов, Д.Б. Кабалевский твердо стоял на позиции, согласно которой принципы и методы (как и содержание) учебной программ должны, прежде всего, исходить из самой музыки, ее интонационно-образной природы. Он искал методические принципы, специфические для предмета, изучающего музыку как живое искусство. «Для изучения музыки общедидактические принципы, разумеется, нужны, но, если они не проникнуты живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой». «Я стремился найти концепцию, которая исходила из музыки и на музыку опиралась…»
Одна из главных особенностей концепции Д.Б.Кабалевского - ее ярко выраженная гуманистическая направленность. Система Кабалевского впервые в музыкальном образовании рассчитана не просто на музыкальное развитие, а именно на развитие личности человека через музыку, не только на развитие слуха, певческой культуры, но и на более глубокое развитие музыкальной культуры вообще, культуры души, т.е. культуры отношения к миру. «Прекрасное пробуждает доброе» – эти слова Кабалевского – основа его концепции. Он понял, что в общеобразовательной школе должна решаться проблема не только как преподавать, но и что именно преподавать в учебном предмете «Музыка». Кабалевский не только в корне изменил содержание предмета, он нашел педагогические пути для преподавания нового, глубокого содержания. От содержания профессионального - к содержанию духовному. Кабалевский подчеркивал, что общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей, а главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся. Концепция в корне изменила содержание урока музыки, сделав его уроком искусства, дала возможность для самостоятельной творческой работы учителю.
Академик Д.Б.Кабалевский 8 лет подряд приходил в самую обычную общеобразовательную школу г. Москвы, чтобы дать детям один урок музыки. Каждый его урок был открытым для коллег – отечественных и зарубежных специалистов. Это был эксперимент, уникальный для современной педагогической практики по содержанию и организации.
Д.Б. Кабалевский, завершив собственный эксперимент в школе, не считал работу законченной. В канун своего 80-летия он сказал, что создание школьной программы по музыке – дело всей его жизни. «К сожалению, ни до, ни после Д.Б. Кабалевского ни один музыкант не пожелал заниматься образованием слушателей, а не исполнителей. Все готовы работать с будущими профессионалами, и никто не готов – с теми, для кого эта музыка пишется и исполняется» (друг и единомышленник, автор программы по изобразительному искусству – Б.М. Неменский).
С появлением новой концепции и программы в практике музыкального воспитания произошел подъем. Однако он оказался кратковременным, и уже к концу 80-х годов начался спад. Произошло разрушение системы переподготовки кадров, закрытие кабинетов музыки, из школы ушло поколение старейших и опытных учителей, резко ограничился выпуск нотных и фонохрестоматий для уроков и т.д. «О настоящем присвоении идей концепции и адекватном их внедрении в школьный урок мы не можем говорить и по сей день» (Л.В.Школяр).
После долгих лет эксперимента и широкого внедрения в практику программы, Д.Б.Кабалевский начинает чувствовать неудовлетворенность от практической ее реализации. Незадолго до смерти он подвел итог многолетней экспериментальной и практической работы, выразив его в форме парадокса: «Музыкальную педагогику пришлось во многом принципиально изменить. Теперь принципиально измененная музыкальная педагогика подгоняется под традиционную общую педагогику…». На сегодня это самая точная характеристика того, что происходит в массовой музыкальной педагогике: отношение к искусству, как средству воспитания, подход к преподаванию музыки, как школьному предмету вытесняют идею преподавания музыки, как живого образного искусства.
Система Д.Б.Кабалевского не вступает в противоречие ни с одной из 3-х вышеназванных систем, она – открытая система, способная вобрать в себя многие из практических приемов швейцарского, венгерского и немецкого музыкантов, допускает вариативную множественность путей ее практической реализации. Современный учитель выбирает программу, подход, идеи, которых он разделяет. В 70-е годы XX века эта программа была новаторской. Сегодня ее новаторские идеи не потеряли значения. Хотя в недрах этого подхода уже вызревают новые идеи. И это закономерно.
На сегодняшний день в России сложилась научная школа Кабалевского. Ее представители продолжают успешно развивать идеи композитора в области музыкального образования.
Литература:
1. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные труды и доклады. – М.: Педагогика, 1986.
2. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студ. муз.фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д, Критская и др.; Под ред. Л.В.Школяр. – М.: Издательский центр " Академия", 2001.
3. Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.В. школяр, Л.Л. Алексеева и др. науч.рук. проекта Л.В. Школяр. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 528с.