Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся.
Мероприятия | Ожидаемые результаты |
5 - 9 классы | |
Игра по станциям «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Проба своих способностей в различных профессиях. |
Классные часы «Моё любимое занятие», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Кем мечтаю быть», Кто нас обслуживает» (профессии сферы быта), «Профессии наших родителей», «Здоровье и выбор профессии» | Ясное представление о профессиональных требованиях к человеку и его здоровью в соответствии с выбираемой профессией, о месте получения профессии, потребности общества в этой профессии. |
Анкета «Твои знания и увлечения» | Анализ профориентационной направленности учащихся для определения в кружки, факультативы, секции |
Выставка поделок, творческих работ «Мир моих увлечений» | Развитие творческих способностей, приобщение к трудовой деятельности |
Экскурсии на предприятия района | Знакомство с приоритетными профессиями предприятий района. |
Классные часы «Ошибки в выборе профессии», «Престижные профессии»; «Профессии нашего района», «Формула успеха – труд по призванию» | Формирование способности соотносить свои индивидуально- психологические особенности с требованиями выбираемой профессии и умениесделать самостоятельный выбор. Формирование представления о востребованных профессиях на сегодняшний день |
Тест-анкета «Мои способности» | Выявление своих способностей |
Парад проектов «В мире профессий» | Расширение знаний о мире профессий. Умение работать с открытыми источниками информации о профессиях. |
Оформление рекламного стенда «Выбери свою профессию» | Расширение знаний о мире профессий, приобщение к трудовой деятельности |
Планируемые результаты освоения программы профориентации.
Результатом профессиональной ориентации на ступени основного общего образования, является сформированность у школьника представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей. Разнообразие клубных пространств, в рамках которых возможны первые профессиональные пробы.
Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательнойорганизации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с организациями дополнительного образования.
Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни.
Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов:
· Организационно-административный этап (ведущий субъект – администрация школы) включает:
-создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
-формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
-развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;
-адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;
-координацию деятельности агентов социализации обучающихся – сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;
-создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;
-создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;
-поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.
· Организационно-педагогический этап (ведущий субъект – педагогический коллектив школы) включает:
-обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;
-обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
-создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
-создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
-обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;
-определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания
эффективности их вхождения в систему общественных отношений;
-использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;
-использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;
-стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
· Этап социализации обучающихся включает:
-формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
-усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
-формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
-достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
-умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
-поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
-активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
-регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет;
-осознание мотивов своей социальной деятельности;
-развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива;
-формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
-владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования – дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.
Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.) могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности.Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности.Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.
Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк.
В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность:
· решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;
· контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;
· защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.
Деятельность общественных организаций и органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив, а также:
придания общественного характера системе управления образовательным процессом;
создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.
Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры.