Интервалы натурального и гармонического мажора и минора

В натуральном и гармоническом мажоре на всех ступенях строятся чистые примы и октавы.

Натуральный мажор   Гармонический мажор
   
I б. б. ч. ч. б. б. I б. б. ч. ч. м. б.
II б. м. ч ч. б. м. II б. м. ч. ум. б. м.
III м. м. ч. ч. м. м. III м. м. ум. ч. м. м.
IV б. б. ув. ч. б. б. IV б. м. ув. ч. б. б.
V б. б. ч. ч. б. м. V м. б. ч. ч. б. м.
VI б. м. ч. ч. м. м. VI ув. б. ув. ув. б. б.
VII м. м. ч. ум. м. м. VII м. м. ч. ум. м. ум.

В натуральном и гармоническом миноре на всех ступенях также, как и в мажоре, строятся чистые примы и октавы.

Натуральный минор   Гармонический минор
   
I б. м. ч. ч. м. м. I б. м. ч. ч. м. б.
II м. м. ч ум. м. м. II м. м. ч. ум. б. м.
III б. б. ч. ч. б. б. III б. б. ч. ув. б. б.
IV б. м. ч. ч. б. м. IV б. м. ув. ч. б. м.
V м. м. ч. ч. м. м. V м. б. ч. ч. м. м.
VI б. б. ув. ч. б. б. VI ув. б. ув. ч. б. б.
VII б. б. ч. ч. б. м. VII м. м. ум. ум. м. ум.

Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в устойчивые. Обычно, если нет особых условий, II, IV и VI ступени разрешаются на секунду вниз, а VII ступень – на секунду вверх. Все увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, а уменьшенные – уменьшаются.

Тритоны.

К тритонам относятся увеличенная карта и уменьшенная квинта, так как их тоновая величина равна трем тонам. В гармоническом мажоре и миноре существуют две пары тритонов, одна из которых возникает и в натуральной разновидности этих ладов. Уменьшенные квинты строятся на II и VII ступенях, а увеличенные кварты – на IV и VI.

В мажоре ум.5 на VII ступени разрешается в б.3 на I ступени,
ум.5 на II ступени разрешается в м.3 на III ступени,

ув.4 на IV ступени разрешается в м.6 на III ступени,

ув.4 на VI гарм. ступени разрешается в б.6 на V ступени.

В миноре ум.5 на VII гарм. ступени разрешается в м.3 на I ступени,
ум.5 на II ступени разрешается в б.3 на III ступени,

ув.4 на IV ступени разрешается в б.6 на III ступени,

ув.4 на VI ступени разрешается в м.6 на V ступени.

Каждый тритон можно разрешить в 8 тональностей с применением энгармонизма: как уменьшенную квинту на VII ступени в мажоре и VII гармонической ступени в миноре, уменьшенную квинту на II ступени в гармоническом мажоре и миноре, а также как увеличенную кварту на IV ступени в мажоре и гармоническом миноре и на VI гармонической ступени в мажоре и VI ступени в миноре.

Наши рекомендации