Развитие импрессивной и экспрессивной речи
Задачи:
- развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
- формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия;
- работать над семантикой слова;
- стимулировать простые виды коммуникативной речи.
Приемы:
- узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);
- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям различающихся по признакам;
- выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;
- побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;
- развитие непроизвольного подражания — звукового и словесного;
- соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным, отраженным и произвольным звукоподражанием;
- различение действий, совершаемых одним объектом; звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие;
- соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;
- выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов;
- автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);
- узнавание предмета по его словесному описанию;
- экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката;
- выработка обобщенных понятий;
- смысловое обыгрывание слов путем включения их в различные смысловые контексты;
- выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.
Приведем примеры планов занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи.
Цели:
- учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания а-а-а;
- развивать слуховое внимание.
Ребенку показывается кукла и сообщается, что она хочет спать и ее нужно покачать. Логопед качает куклу, сопровождая действия ритмичным звукоподражанием а-а-а, а-а-а. Затем показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием, и побуждает дошкольника к совершению аналогичных действий со звукоподражанием.
Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний «Ух! Ах! Ай! Ой!», используя разницу температурных ощущений.
На столе перед ребенком расставлены тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга. Дошкольник последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью логопеда, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует взрослый).
Цели:
- закреплять слуховой образ звуков [а], [о], [у], [и] и образов звучащих игрушек;
- развивать тактильное восприятие.
Занятие 1
За ширмой находятся знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка. Дошкольник по произнесенному логопедом звуку догадывается, кто так «говорит» и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.
Занятие 2
Знакомые ребенку игрушки завернуты в бумагу. Логопед предлагает ребенку, ощупав игрушку и не разворачивая ее, догадаться, кто (что) там, произнеся соответствующее звукоподражание.
Тип ориентировки, сформированный у безречевых детей, определяет качественные стороны высших психических функций, обеспечивает переход к более высокому уровню опосредования действительности. Развернутый характер начального этапа, его словесная эмоциональная организация, фиксация внимания на основных признаках объекта, включение в общение сенсорно-перцептивных действий и невербальных компонентов коммуникации, основанных на межанализаторной интеграции, стимулируют эмоционально-волевую сферу, способствуя формированию предпосылок общения.