Разработка наглядных пособий к урокам изобразительного искусства
Задание: Знакомство с видами и возможностями использования наглядного материала на уроке ИЗО.
Значение наглядных пособий в учебном процессе. Оснащение уроков наглядными пособиями (количество, содержание). Способы изготовления. Методика демонстрации наглядных пособий.
Наглядность в преподавании изобразительного искусства занимает ведущую роль. При объяснении нового материала наглядные пособия дают возможность преподавателю активнее включать учащихся в беседу и проверять степень понимания наблюдаемых явлений и правил рисования.
Виды наглядных пособий
1. Плакаты-таблицы.
Могут быть представлены в виде:
а) плаката с изображением отдельных предметов и явлений природы;
б) плаката с методической последовательностью изображения конкретного задания (поэтапное выполнение конструкции какого-либо объекта, схематические рисунки, выполнение учебного задания в определенной технике).
Например: Отдельные изображения объектов пейзажа – деревья, различные состояния природы и серия методических листов с последовательностью изображения композиции пейзажа. Подобные рисунки-таблицы могут заменить рисунок учителя на классной доске, способствуют экономии времени.
2. Динамическое пособие:
а) пространственная динамическая модель, объясняющая конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени.
Например, для демонстрации явлений перспективы используют модели вращающихся кругов на подставках, квадратных досок на подставках и т.п. При изучении конструкции и различных движений человека или животного используют манекены фигур, проволочные и картонные модели;
б) фланелеграф;
в) транспаранты на пленке для кодоскопа и др.
3. Пособия с использованием средств ТСО:
а) серия транспарантов (не менее 4-х этапов) ;
б) компьютерная графика либо кинофрагмент.
Все виды наглядных пособий могут быть выполнены с использованием мультимедийных средств и представлены на электронных носителях.
Рекомендуемая литература: 6, 7, 12, 13, 57.
Вопросы для самоконтроля:
1. Виды наглядных пособий.
2. Роль и место рисунков учителя, выполненных мелом на классной доске.
3. Какие компьютерные программы можно использовать для изготовления наглядных пособий?
3. Составление карты критериев для анализа детских рисунковЗадание: изучение психологических особенностей рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Выявить типичные недостатки в изобразительном творчестве детей. Познакомиться с различными позициями объективного подхода к изучению детского творчества в изобразительной сфере.
Разработать критерии оценки детских рисунков на основе знаний возрастных особенностей детской изобразительной деятельности. Задание:
1. Разработка критериев одного изобразительного компонента по группе рисунков (например, варианты композиционного решения).
2. Подбор рисунков по одному критерию (например, подобрать рисунки, в которых работа ведется только локальными цветами).
Примерные критерии оценки:
Рисование с натуры: сходство с натурой в передаче формы, пропорций, цвета, конструктивного строения; линия в рисунке, композиция листа и др.
Декоративное рисование: декоративная переработка элементов природы, ритм, цветовое решение, передача формы, пропорций.
Тематическое рисование:композиционное решение, передача пространства, работа с цветом, владение изобразительным материалом.
Детальная проработка критериев по определенной теме.
Составление карты критериев по 5-7 блокам (25-30 критериев) для 10 человек. Сделать выводы из полученных результатов.
Рекомендуемая литература: 2, 6, 7, 12, 13
Вопросы для самоконтроля:
1. Возрастные и индивидуальные закономерности характеристики детского рисунка.
2.Определить параметры, по которым оцениваются детские рисунки.