Концепция проблемно-деятельностного обучения
Вконце 80-х гг. XX в. коллективом педагогов под руководством А. В. Барабанщикова разработана концепция проблемно-деятельностного обучения.
Достоинствами данной концепции являются:
– сохранение и гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, проблемного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, а также существенное сглаживание их недостатков;
– определение взаимосвязанных требований к деятельности обучающего и обучаемых.
Сущность концепции проблемно-деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
В содержательном плане концепция включает два принципа, в соответствии с которыми организуется процесс обучения как совместная деятельность обучающих и обучаемых.
Первый принцип - активно-деятельностное развитие личности обучаемого в процессе обучения. Его основными требованиями являются:
– четкая ориентация всей системы обучения на формирование творческого стиля мышления, широкой научной эрудиции, высокой профессиональной компетентности;
– воспроизведение в процессе обучения современных особенностей социальных отношений: динамизма, многогранности и противоречивости социального развития общества;
– обеспечение тесной связи всей системы обучения с будущей профессиональной деятельностью обучаемых;
– вооружение обучаемых продуктивным, исследовательским стилем деятельности, навыками научной организации труда, потребностью в постоянном самосовершенствовании.
Второй принцип- это принцип проблемности.Его основные требования:
– изучение явлений в их реальном развитии, в широком взаимодействии с др. явлениями. Обучаемые должны быть научены видеть всю многогранность, противоречивость реальных процессов развития общества, природы и человека;
– обучение на высоком уровне познавательных трудностей, связанных с эмоциональной и эстетической привлекательностью самостоятельного творческого труда. Средством моделирования учебного процесса, осуществляемого на основе концепции проблемно-деятельностного обучения, выступают проблемные задачи, проблемные ситуации и их решение;
– развитие диалогических форм учебных занятий. Каждое занятие должно превратиться в совместный поиск знаний обучающим и обучаемым;
– смелое научное прогнозирование со стороны руководителя занятия и обучаемых, поиск новых путей решения традиционных и нетрадиционных проблем.
Педагогические условия реализации концепции проблемно-деятельностного обучения:
– организация интенсивного мышления (проблематизация мышления, наращивание противоречий в учебной деятельности, ограничение времени на разрешение проблемной ситуации и др.);
– создание такого педагогического условия, как объективизация процесса мышления (фиксация всех этапов мыследеятельности, уточнение и корректировка предлагаемой версии, показ педагогом своего отношения к высказанной версии и др.);
– самостоятельность в действиях обучаемого.
С учетом отмеченных и других педагогических условий целесообразно обеспечить в рамках рассматриваемой концепции прохождение следующих этапов:
– восприятие и осмысление предложенной проблемы,
– обоснование модели возможных действий по разрешению проблемной ситуации,
– индивидуальные практические действия в соответствии с принятой моделью,
– анализ эффективности выполненного действия,
– рефлексия мышления в ходе реализованного действия.
Эта концепция, таким образом, позволяет реализовать два основных принципа обучения - принцип проблемности и принцип деятельности[105].