Методы контроля и самоконтроля в обучении — методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.
Задачи:
— определение готовности учащихся к восприятию и усво
ению новых знаний;
— выяснение причин их затруднений и ошибок;
— определение эффективности организации, методов и
средств обучения;
— получение информации о характере самостоятельной ра-
боты в процессе обучения;
— выявление степени правильности, объема, глубины зна
ний, умений и навыков;
— определение уровня развития психических новообразо
ваний.
Основные недостатки при осуществлении проверки и оценки знаний: неправильное понимание ее функций, неоправданно переоценивается ее роль в процессе обучения; проверка и оценка превращаются в самоцель на уроке; используются однообразные методы проверки и оценки знаний; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие четких, обоснованных критериев.
Функциипроверки и оценки знаний: контролирующая, обучающая, воспитывающая. Контролирующая — это основная функция, а обучающая и воспитывающая являются сопутствующими. Однако при различных целях и видах проверки эти три функции могут проявляться по-разному. Например, при проведении итогового экзамена преобладающей функцией является контролирующая (уже нет времени на обучение). Если ведется текущая проверка усвоения изучаемого материала, то в этом случае доминировать должна обучающая функция. Главной может быть и воспитывающая функция, например, когда учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке. В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна.
Виды проверки:
• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем по
стоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каж
дом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, кон
трольных письменных заданий, проверки с помощью различ
ных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделан
ных на компьютере и др.
• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим
названием. Осуществляется она теми же методами и приемами,
что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится,
например, по окончании изучения определенной темы или раз
дела, как межпредметная проверка по одной теме на разных
учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.
• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-
то другого установленного в классе или школе периода.
J
• Заключительная (итоговая) — это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов. Требования к данной группе методов:
— объективность;
— всесторонность;
— систематичность;
— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);
— индивидуализация;
— дифференциация;
— учет специфики учебного предмета;
— разнообразие форм и методов.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система проверки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладения знаниями постоянно контролируются.
Методы контроля и самоконтроля:устные — индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.; практические — практические работы, опыты; графические — графики, схемы, таблицы; программированные — машинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.
Устные методы контроля |
Наиболее распространенным является индивидуальный опрос,когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот
вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результате нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим
ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.
Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка знаний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обязательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению определить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценочное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.
Фронтальный опрос.Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показывают в ответ на вопрос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.
Уплотненный опрос— это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, сделав краткие записи на доске. 4—6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на один временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 мин будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина.
Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, развитию речи, осознанию своего знания или незна-
ния, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил домашнее задание.
Письменные методы контроля. |
Письменные методы контроляразнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие
методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работуне более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задание, аналогичное домашнему. Требования:подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.
Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.
Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как своей педагогической деятельности, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.
Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний, умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в слож-
ной, ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностике обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда глубоко осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.
О практических работахбыло сказано ранее и отмечалось, что они в основном направлены на выявление степени усвоения знаний детьми и выработки у них необходимых умений и навыков.
Графические методыпроверки заключают-
ПГрафические^ся в Том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица (график или схема), в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
Программированные" методы проверки |
Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать
в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа ими хорошо оснащена.
Такие карточки могут быть следующих видов: 1. Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один конкретный точный ответ (даты, факты, законы, правила и т. п.), и не менее четырех-пяти вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напро-
тив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учитель получает полную картину ответов учеников. При хорошей организации такая проверка занимает 5—7 мин.
2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в
прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого
столбика соответствует номеру левого столбика (например, да
ты и названия войн).
3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных сло
вах или предложениях. Надо заполнить пропуски.
4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы
выбранных из перечисления ответов. Например: что из пере
численного относится к методам проверки знаний? В ответах
перечислены все методы проверки знаний вперемешку со сло
весными, наглядными и практическими методами.
Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложении не должно быть заданий, требующих долгого раздумывания или допускающих вариативные ответы.
Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.
Формы контроля:
• Коллоквиум— промежуточная форма контроля, которая
прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения мате
риала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие воз
никших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к
систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального
опроса, но требует более длительного времени и большей глу
бины ответов. Могут использоваться моменты группового и
индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материа
ла и выработки необходимых умений и навыков.
• Зачетнаясистема, как и коллоквиумы, дает возможность
более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.
• Экзаменявляется специфической формой проверки и
оценки знаний и одновременно средством государственного
контроля за работой образовательных учреждений. В нашей
отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до это
го проводились «испытания»).
Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие преподавателя и детей в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических от-
ветов, собеседования, ответов по заранее заготовленным вопросам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения учащимися изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.
Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ; сбор дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, изготовление поделок в мастерских, написание реферата, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем качественном уровне.
Экзамен организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, беседу по реферату или конспекту, по прочитанной дополнительной литературе.
На всех формах контроля должна быть спокойная, доброжелательная обстановка, ответы оцениваться объективно и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.
Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что он дает возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Воспитательная роль зачетно-экзаменационной системы диагностики состоит в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать силы; в пробуждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобные формы контроля недопустимы с младшими школьниками.
Формы учета:оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.). Критерии оценки знаний учащихсятаковы: глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;твердое знание материала в пределах программных требований — че-
тырьмя;неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами;наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу(используется очень редко). Практически четырехбалльная система не позволяет достаточно объктивно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время в некоторых школах и вузах стали использовать 10-балльную систему, которая позволяет более точно оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.
Несколько слов о поурочном балле.За активную учебно-познавательную деятельность на уроке, других формах занятий, а также за работу в течение длительного времени ученик получает «поурочный балл» — положительную высокую оценку, символизирующую прочность его знаний, прилежание, активность, познавательный интерес. Но этот балл может иметь и отрицательный эффект, если используется учителем непродуманно. Ученики для наблюдения за их работой и активизации учебной деятельности определяются до начала урока. Нельзя выставлять поурочный балл только за серию ответов с места — они нередко делаются по учебнику. Намеченных учащихся надо специально опрашивать в течение урока, учитывая разные виды их деятельности.
Выражение оценки в отметках при работе с шестилетками нецелесообразно.
Выбор методов обучения |
Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности учителя. В теории и практике сложились следующие критерии этого, которые должны соответствовать:
— целям и задачам обучения и развития;
— специфике учебного предмета;
— особенностям содержания изучаемого материала;
— реальным учебным возможностям школьника (воз
растным, интеллектуальным и т. п.);
— имеющимся условиям (наличие кабинетов, физкультур
ного зала, наглядных и технических средств и т. п.) и от
веденному для обучения времени;
— возможностям самих учителей.
Таким образом, методы обучения — это и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явле-
ний, и способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности детей и одновременно — способы стимулирования, контроля и коррекции этой деятельности.
В последние десятилетия в теорию и практику обучения все интенсивнее входит технология активного обучения. (В других источниках можно встретить названия: активные методы, методы активного обучения.)
Вопросы и задания
1. Приведите любое определение понятия «методы обучения» и обос
нуйте его.
2. По какому основанию сделана классификация Ю.К. Бабанского?
Назовите основные группы методов по этой классификации.
3. Охарактеризуйте каждую группу и каждый метод, входящий в нее.
4. Посетите в школе урок по предмету своей специализации. Какими
методами пользовался учитель? Насколько целесообразно и методиче
ски правильно они были использованы? Вы применили бы те же методы
или выбрали бы другие? Какие? Почему?
5. Дайте развернутую характеристику условий выбора методов обуче
ния и приведите примеры по каждому из них.
Заставьте ученика работать, работать самостоятельно,
приучите его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе,
как собственными силами, что-либо усвоить...
А. Дистервег