Овладение речью как средством общения и культуры
Обеспечение развития первичных представлений:
-о правилах и нормах речевого этикета, необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками (на примерах персонажей мультфильмов, литературы и др.).
-Создание условий для приобретения опыта:
-адекватного реагирования на обращение действием и доступными речевыми средствами;
-общения и взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе игры (разговаривать о любимых игрушках, отвечать на вопросы, договариваться о совместных действиях);
-проявления вежливости в процессе общения, выполнения режимных моментов (здороваться при входе в группу с воспитателем и детьми, говорить «спасибо» при выходе из-за стола, слушать собеседника, при необходимости вежливо выражать просьбу, благодарить за помощь);
-использования форм индивидуального обращения ко взрослому и сверстнику (здравствуйте — здравствуй);
-участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур, игр (пользоваться ласковыми словами, пожалеть, развеселить).
Обогащение активного словаря в различных видах деятельности
Создание условий для приобретения опыта:
-понимания речи взрослого, обращённой к группе детей; понимания и использования некоторых обобщающих понятий (платье, рубашка — это одежда; кукла, мишка, мяч — игрушки и т. д.), многозначных слов (рука у человека и ручка у зонтика), семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (дом — строят, рыба — плывёт и т. д.), глагольной лексики, отражающей действия самого ребёнка, близких людей и некоторых животных; называния предметов быта непосредственного окружения (посуды, ме-бели), предметов личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названий объектов природы и др.;
-использования слов с противоположным значением в процессе рассматривания предмета (этот мишка большой, а тот маленький и т. д.).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Создание условий для приобретения опыта:
-использования правильно согласованных прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (длинная верёвка, маленький зайчик и т. д.), пространственных предлогов (в, над, под, за и т. д.);
-участия в способах словообразования с помощью различных суффиксов в игре (заяц — зайчонок, кот — котёнок);
-участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета одежда? И т. п.), а также рассказать в трёх-четырёх простых предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях.
Развитие речевого творчества
Создание условий для приобретения опыта:
-участия в прослушивании произведения литературы, фольклора, рассматривании иллюстраций к нему, в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения;
-участия в коллективных играх на основе изложения коллективного рассказа (начинает рассказ взрослый, а дети, используя элементы творчества, продолжают);
-употребления запомнившихся слов, выражений, песенок героев литературных произведений.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Создание условий для приобретения опыта:
-правильного произнесения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в диалоге;
-участия в игровых упражнениях по развитию речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, интонации, в игровых ситуациях, вызывающих потребность воспринимать речь не только взрослых, но и сверстников, в воспроизведении ритма стихотворения, звукового образа слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).