Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения
(разработана доцентом А.А. Андреевым)
Часть I
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ходпроведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 — в полной мере;
4 — в значительной степени;
3 — на достаточном уровне;
2 — в незначительной степени;
1 — практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи). | |||||
2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах). | |||||
3. Ответственность (умение держать слово). | |||||
4. Воля (умение не отступать перед трудностями). | |||||
5. Хорошие манеры поведения. | |||||
6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни). | |||||
7. Образованность. | |||||
8. Ум (способность здраво и логично мыслить). | |||||
9. Высокие жизненные запросы. | |||||
10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения). | |||||
11. Честность в отношениях с людьми. | |||||
12. Доброта в отношениях с людьми. | |||||
13. Чуткость в отношениях с людьми. | |||||
14. Справедливость в отношениях с людьми. | |||||
15. Терпимость к взглядам и мнениям других. |
Обработка полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1—5);
б) блок жизненной компетентности (6—10);
в) блок морально-психологических качеств личности (11—15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15-ти качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Часть II
Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Ходпроведения. Родители заполняют опросный лист со следующим текстом:
Утверждения | Совершенно неверно | Едва ли это верно | Скорее всего верно | Совершенно верно |
Школа помогает ребенку: | ||||
а) поверить в свои силы | ||||
б) учиться решать жизненные проблемы | ||||
в) учиться преодолевать жизненные трудности | ||||
г) учиться правильно общаться со сверстниками | ||||
д) учиться правильно общаться со взрослыми |
Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши
дети):
Обработка полученных данных. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Часть Ш
Цель: получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов):
1. Что больше всего радует Вас в жизни?
2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?
3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?
4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?
5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?
6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?
7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)? 8 Какой должна быть хорошая школа?
9. В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?
10. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?
Обработка полученных данных. Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.
2.3.7. АНКЕТА «ВАШЕ МНЕНИЕ»
(составлена И.А. Забуслаевой)
Цель: выявить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в учебном заведении.
Ход проведения. На производственном совещании предлагается учителям выразить степень удовлетворенности различными сторонами жизни в школе по пятибалльной системе оценок:
1. Удовлетворенность организацией учебного процесса (нагрузка, расписание и т.д.):
5 — очень доволен(а);
4 — доволен(а), но нагрузка очень большая;
3 — затрудняюсь ответить;
2 — не доволен(а);
1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.
2. Удовлетворенность условиями труда (наличие кабинета, оборудование, освещенность, температурный режим и т.д.):
5 — очень доволен(а);
4 — доволен(а), но хотелось бы лучших условий;
3 — затрудняюсь ответить;
2 — не доволен(а);
1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.
3. Удовлетворенность содержанием труда:
5 — работа очень нравится, реализую в ней все свои способности;
4 — работа нравится;
3 — затрудняюсь ответить;
2 — работа не очень нравится;
1 — работа совсем не нравится, ищу другую.
4. Удовлетворенность моральной оценкой своего труда:
5 — меня очень ценят коллеги и администрация;
4 — меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен(а);
3 — затрудняюсь ответить;
2 — меня недостаточно ценят, я заслуживаю большего;
1 — меня так низко ценят, что я хочу увольняться.
5. Удовлетворенность заработной платой:
5 — очень доволен(а);
4 — вполне доволен;
3 — затрудняюсь ответить;
2 — не доволен(а);
1 — совсем не доволен(а), хочу увольняться.
Обработка полученных данных. Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить степень удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательного учреждения.