Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.

  Характеристика
Законченность во времени  
Постоянство применения  
Обязательность посещения  
Гибкость и экономичность  
Воспитывающий характер  
Развивающий характер  

9. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:

Элементыструктуры урока Этапы деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль

Приведите примеры не менее трех классификаций уроков.

Основание классификации Тип урока в данной классификации Вид урока в данной классификации Источник информации
1.      
2.      
3.      

СРСП 5. Тема: педагогический контроль и учет

результатов деятельности школьников.

Цель: раскрыть место и функции контроля в процессе обучения; проанализировать комплекс критериев и показателей оценки ЗУН учащихся.

Что такое педагогический контроль?

1) сложный дидактический комплекс, включающий ряд тесно связанных звеньев;

2) необходимая составляющая процесса обучения, выражающаяся в проверке и оценивании знаний, умений и навыков учащихся;

3) руководство и управление учебной деятельностью учащихся на основе принципа обратной связи в процессе обучения;

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________

2.Оценка – это:

1) количественное выражение уровня обученности учащихся;

2) суждения типа «хорошо», «неплохо» и др.;

3) средство стимулирования учебы;

4) средство влияния на личность ребенка;

5) средство создания дисциплины и порядка в классе.

Ответ: _______________________________

3. В некоторых странах при составлении контракта между учителем и обучаемым ставят вопросы; «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получать оценки или будете овладевать курсом без оценок?» Если обучаемый хочет учиться без контроля и без оценок, плата за обучение в 3-4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объективного оценивания.

Почему? Как вы это объясните? _______________________________________ (ответ)

Заполните следующую таблицу.

Определение понятия. Педагогический контроль – это... Признаки понятия Совпадающие признаки Несовпадающие признаки
«...административно-формальная процедура проверки работы учителя и школы» (Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого)        
«...получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся (внешняя обратная связь), а также <...> самим учеником о его познавательных действиях и их результатах (внутренняя обратная связь)» (Сорокин Н.А., Шайденко Н. А. Дидактика)    
«...сложный дидактический комплекс, включающий ряд таких тесно взаимосвязанных между собой звеньев, как проверка, оценивание, учет результатов обучения» (Дидактика / Под ред. О.А.Абдуллиной)    

Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств преодоления неуспеваемости.

Педагогическая профилактика  
Педагогическая диагностика  
Педагогическая терапия  
Воспитательное воздействие  

6. Учитель, проверив изготовленный учеником объект труда, поставил оценку «2». Возвращая изделие, он сказал:

А) Задание для групп 1 и 2.«Очень плохо выполнено. Строчки неровные. Крой никуда не годится, да и карман пришит криво».

Б) Задание для групп 3 и 4. «Очень плохо выполнено. Плоскости не параллельны. Размеры не соблюдены, да и заусениц много».

Как вы считаете, правильно ли поступил учитель? Насколько его действия соответствуют функциям педагогического контроля?

Да, потому что…. Нет, потому что….
     

А что бы сделали вы в данной ситуации? ________________________________________ (ответ).

Можно ли заменять отметки, выставляемые в классный журнал, словесными формулировками (оценками)? При каких обстоятельствах?

Ответ ________________

Познакомьтесь с системой педагогического контроля и учета педагога В.Ф.Шаталова (Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Просвещение, 1987). Охарактеризуйте эту систему, пользуясь следующей таблицей.

Суть системы педагогического контроля и учета Достоинства данной системы Недостатки данной системы
       

Практическое занятие 1

Тема: Сущность и структура целостного педагогического процесса, его законы и закономерности

Цель: Усвоить важнейшие категории дидактики и методологические основы обучения

План занятия:

1.Современное понимание сущности и структуры обучения

2.Методологические и психологические основы обучения. Движущие силы обучения, учение как познавательная деятельность школьников

3.Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения

4.Содержание образования

Методические рекомендации:

Общее понятие о процессе обучения дается в каждом из источников №2-7 необходимо выписать из источников №2-7 определения процесса обучения. Сравнить их, найти сходства и различие. Попытаться объяснить причины расхождений в определениях. Надо дать представление об изменении характера обучения в историческом плане, используя источник №2.Для раскрытия понятий «преподавание»и «учение»-источник №5. Там же можно найти и некоторые признаки процесса обучения.

Второй вопрос раскрывается в источниках №2-7.Ответ на 3-й вопрос можно найти в источниках №2-7 но наиболее удачно, на наш взгляд, материал изложен в источнике №2,с.76-83

Следует обратить особое внимание на психологическое содержание каждого этапа, объяснить психологические процессы, протекающие на каждом этапе

Ответ на 4-й вопрос можно найти в источниках №7.

Наиболее развернутая характеристика элементов содержания процесса обучения дана в источниках №2 с.29-30,№6 с 111-115

Выпишите в педагогический словарь следующие определения «процесс обучения», «знания», «умения», «навыки», а так же перечень этапов познавательной деятельности.

Составьте планы выступлений по вопросам.

Вопросы и задания:

1.В чем состоит единство и специфика процессов познания и учения?

2.Покажите, как из структуры деятельности вытекает состав основных компонентов обучения.

3.Охарактеризуйте основное внутреннее противоречие процесса обучения.

Практическое занятие 2

ТЕМА.Сущность и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе

Цель занятия:определить сущность процесса воспитания, проанализировать задачи современного воспитания и пути их реализации в практике работы школы.

Формы проведения:семинар

Наши рекомендации