Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.
Характеристика | |
Законченность во времени | |
Постоянство применения | |
Обязательность посещения | |
Гибкость и экономичность | |
Воспитывающий характер | |
Развивающий характер |
9. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:
Элементыструктуры урока | Этапы деятельности ученика |
Возникновение интереса к учению | |
Усвоение знаний | |
Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем | |
Упражнение | |
Контроль | |
Самоконтроль |
Приведите примеры не менее трех классификаций уроков.
Основание классификации | Тип урока в данной классификации | Вид урока в данной классификации | Источник информации |
1. | |||
2. | |||
3. |
СРСП 5. Тема: педагогический контроль и учет
результатов деятельности школьников.
Цель: раскрыть место и функции контроля в процессе обучения; проанализировать комплекс критериев и показателей оценки ЗУН учащихся.
Что такое педагогический контроль?
1) сложный дидактический комплекс, включающий ряд тесно связанных звеньев;
2) необходимая составляющая процесса обучения, выражающаяся в проверке и оценивании знаний, умений и навыков учащихся;
3) руководство и управление учебной деятельностью учащихся на основе принципа обратной связи в процессе обучения;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
2.Оценка – это:
1) количественное выражение уровня обученности учащихся;
2) суждения типа «хорошо», «неплохо» и др.;
3) средство стимулирования учебы;
4) средство влияния на личность ребенка;
5) средство создания дисциплины и порядка в классе.
Ответ: _______________________________
3. В некоторых странах при составлении контракта между учителем и обучаемым ставят вопросы; «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получать оценки или будете овладевать курсом без оценок?» Если обучаемый хочет учиться без контроля и без оценок, плата за обучение в 3-4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объективного оценивания.
Почему? Как вы это объясните? _______________________________________ (ответ)
Заполните следующую таблицу.
Определение понятия. Педагогический контроль – это... | Признаки понятия | Совпадающие признаки | Несовпадающие признаки |
«...административно-формальная процедура проверки работы учителя и школы» (Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого) | |||
«...получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся (внешняя обратная связь), а также <...> самим учеником о его познавательных действиях и их результатах (внутренняя обратная связь)» (Сорокин Н.А., Шайденко Н. А. Дидактика) | |||
«...сложный дидактический комплекс, включающий ряд таких тесно взаимосвязанных между собой звеньев, как проверка, оценивание, учет результатов обучения» (Дидактика / Под ред. О.А.Абдуллиной) |
Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств преодоления неуспеваемости.
Педагогическая профилактика | |
Педагогическая диагностика | |
Педагогическая терапия | |
Воспитательное воздействие |
6. Учитель, проверив изготовленный учеником объект труда, поставил оценку «2». Возвращая изделие, он сказал:
А) Задание для групп 1 и 2.«Очень плохо выполнено. Строчки неровные. Крой никуда не годится, да и карман пришит криво».
Б) Задание для групп 3 и 4. «Очень плохо выполнено. Плоскости не параллельны. Размеры не соблюдены, да и заусениц много».
Как вы считаете, правильно ли поступил учитель? Насколько его действия соответствуют функциям педагогического контроля?
Да, потому что…. | Нет, потому что…. |
А что бы сделали вы в данной ситуации? ________________________________________ (ответ).
Можно ли заменять отметки, выставляемые в классный журнал, словесными формулировками (оценками)? При каких обстоятельствах?
Ответ ________________
Познакомьтесь с системой педагогического контроля и учета педагога В.Ф.Шаталова (Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Просвещение, 1987). Охарактеризуйте эту систему, пользуясь следующей таблицей.
Суть системы педагогического контроля и учета | Достоинства данной системы | Недостатки данной системы |
Практическое занятие 1
Тема: Сущность и структура целостного педагогического процесса, его законы и закономерности
Цель: Усвоить важнейшие категории дидактики и методологические основы обучения
План занятия:
1.Современное понимание сущности и структуры обучения
2.Методологические и психологические основы обучения. Движущие силы обучения, учение как познавательная деятельность школьников
3.Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения
4.Содержание образования
Методические рекомендации:
Общее понятие о процессе обучения дается в каждом из источников №2-7 необходимо выписать из источников №2-7 определения процесса обучения. Сравнить их, найти сходства и различие. Попытаться объяснить причины расхождений в определениях. Надо дать представление об изменении характера обучения в историческом плане, используя источник №2.Для раскрытия понятий «преподавание»и «учение»-источник №5. Там же можно найти и некоторые признаки процесса обучения.
Второй вопрос раскрывается в источниках №2-7.Ответ на 3-й вопрос можно найти в источниках №2-7 но наиболее удачно, на наш взгляд, материал изложен в источнике №2,с.76-83
Следует обратить особое внимание на психологическое содержание каждого этапа, объяснить психологические процессы, протекающие на каждом этапе
Ответ на 4-й вопрос можно найти в источниках №7.
Наиболее развернутая характеристика элементов содержания процесса обучения дана в источниках №2 с.29-30,№6 с 111-115
Выпишите в педагогический словарь следующие определения «процесс обучения», «знания», «умения», «навыки», а так же перечень этапов познавательной деятельности.
Составьте планы выступлений по вопросам.
Вопросы и задания:
1.В чем состоит единство и специфика процессов познания и учения?
2.Покажите, как из структуры деятельности вытекает состав основных компонентов обучения.
3.Охарактеризуйте основное внутреннее противоречие процесса обучения.
Практическое занятие 2
ТЕМА.Сущность и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе
Цель занятия:определить сущность процесса воспитания, проанализировать задачи современного воспитания и пути их реализации в практике работы школы.
Формы проведения:семинар