Учебная деятельность как основа процесса обучения
В основе процесса обучения языку лежит учебная деятельность, осуществляемая с целью передачи (получения) знаний и формирования речевых навыков и умений. Учебная деятельность, как и любой интеллектуальный акт, характеризуется наличием мотива, плана ее выполнения (замысла), исполнения и контроля.
На занятиях по языку структура учебной деятельности реализуется в виде следующих этапов обучения: установка, объяснение, закрепление, развитие, контроль, оценка.
В методической литературе приводятся описания различных моделей учебной деятельности. Вот как выглядит модель сообщающего (или объяснительно-иллюстративного) обучения.
Этап обучения | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Установка | Сообщает цель урока | Усваивает цель урока |
Объяснение | Вводит новую информацию путем ее объяснения или практических действий | Воспринимают информацию, демонстрируя ее понимание |
Объяснение с проверкой понимания | Организует осмысление учебной информации | Достигают углубленного понимания учебной информации (приобретаются знания) |
Закрепление | Организует закрепление учебной информации | В результате выполнения языковых упражнений формируются речевые навыки |
Развитие (практика) | Организует применение учебного материала в различных ситуациях общения | В результате выполнения речевых упражнений формируются речевые умения |
Контроль | Организует контроль с целью проверки уровня сформи-рованности знаний, навыков, умений | Выполняют контрольные задания |
Оценка | Проводит оценку качества учебной деятельности | Участвуют в оценке качества приобретенных знаний, навыков, умений |
Достоинства сообщающего обучения заключаются в систематичности, логичности и последовательности в овладении учебным материалом, его закреплении и активизации в процессе речевой практики.
К недостаткам же относят репродуктивный характер, отсутствие достаточной активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Недостатки пытались преодолеть в рамках так называемого проблемного обучения, на занятиях по языку нашедшего реализацию в различных вариантах коммуникативной модели учебной деятельности.
Для такой модели обучения характерна ориентация учебной деятельности учащихся не на усвоение готовых знаний, сообщаемых преподавателем, а на самостоятельный поиск и усвоение информации в ходе наблюдения и активной мыслительной деятельности учащихся. Считается, что коммуникативная модель учебной деятельности является оптимальной при практической направленности обучения, а максимальная передача инициативы учащимся в ходе занятий способствует созданию творческой атмосферы на уроке.
Такая модель успешно реализуется в рамках концепции обучения в сотрудничестве.
Резюме
Процесс обучения является способом реализации деятельности преподавателя и учащихся на уроке по практике языка, в ходе которого достигаются поставленные цели обучения.
Будучи частью системы обучения, процесс обучения тесно связан с другими ее составляющими — методами и средствами обучения.
Компонентами процесса обучения являются его участники (преподаватель, учащиеся), учебная деятельность как содержательная основа этого процесса, организационные формы такой деятельности.
Требования к профессии учителя языка, определяющего и направляющего процесс обучения, сформулированы в "Профессиограмме учителя иностранного языка". Они включают перечень профессионально-педагогических функций преподавателя, способностей к педагогической деятельности, знаний, навыков, умений, обеспечивающих эффективность педагогического труда и в своей совокупности составляют содержание профессиональной компетенции.
Психолого-педагогическая подготовка студентов к профессии учителя языка ориентирована на формирование профессиональной компетенции, развитие способностей и личностных качеств, обеспечивающих эффективность педагогической работы.
Роль и место учащегося в процессе обучения определяются его возрастом, этапом обучения, индивидуально-психологическими особенностями личности. Конечной целью обучения языку в каждой возрастной группе и на разных этапах обучения является приобретение знаний и умений, обеспечивающих возможность практически пользоваться языком в заданной учебной программой параметрах.
Учебная деятельность, составляющая основу процесса обучения, характеризуется наличием мотива, плана, исполнения и контроля. В ее основе лежит учебная задача, на решение которой и направлены усилия преподавателя и учащихся.
На занятиях по языку используются разные модели учебной деятельности, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Чаще всего находят применение сообщающая (объяснительно-иллюстративная) и коммуникативная (поисковая) модели.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение понятия процесс обучения. Каковы взаимоотношения процесса обучения и других компонентов системы обучения языку?
2. Какова структура системы процесс обучения?
3. Назовите основные функции преподавателя иностранного языка.
4. Какие педагогические умения составляют содержание профессиональной компетенции преподавателя языка?
5. Каковы отличительные особенности школьника и студента как субъектов учебной деятельности?
6. В чем состоит специфика учебной деятельности как компонента процесса обучения?
7. Какие модели учебной деятельности вам известны? Охарактеризуйте содержание коммуникативной модели обучения.
[1] Профессиограмма учителя иностранного языка: Рекомендации / С.Ф Шатилов и др.М., 1985.