Учебная деятельность как основа процесса обучения

В основе процесса обучения языку лежит учебная деятельность, осуществляемая с целью передачи (получения) знаний и формирова­ния речевых навыков и умений. Учебная деятельность, как и любой интеллектуальный акт, характеризуется наличием мотива, плана ее выполнения (замысла), исполнения и контроля.

На занятиях по языку структура учебной деятельности реализуется в виде следующих этапов обучения: установка, объяснение, закрепле­ние, развитие, контроль, оценка.

В методической литературе приводятся описания различных моде­лей учебной деятельности. Вот как выглядит модель сообщающего (или объяснительно-иллюстративного) обучения.

Этап обучения   Действия преподавателя   Действия обучающихся  
Установка   Сообщает цель урока   Усваивает цель урока  
Объяснение   Вводит новую информа­цию путем ее объяснения или практических действий Воспринимают информа­цию, демонстрируя ее пони­мание  
Объяснение с проверкой по­нимания   Организует осмысление учебной информации   Достигают углубленного понимания учебной инфор­мации (приобретаются зна­ния)  
Закрепление   Организует закрепление учебной информации   В результате выполнения языковых упражнений фор­мируются речевые навыки  
Развитие (практика)   Организует применение учебного материала в раз­личных ситуациях общения   В результате выполнения речевых упражнений фор­мируются речевые умения  
Контроль   Организует контроль с це­лью проверки уровня сформи-рованности знаний, навы­ков, умений   Выполняют контрольные задания  
Оценка   Проводит оценку качества учебной деятельности   Участвуют в оценке качест­ва приобретенных знаний, на­выков, умений  

Достоинства сообщающего обучения заключаются в систематич­ности, логичности и последовательности в овладении учебным мате­риалом, его закреплении и активизации в процессе речевой практики.

К недостаткам же относят репродуктивный характер, отсутствие дос­таточной активности и самостоятельности учащихся в процессе обу­чения.

Недостатки пытались преодолеть в рамках так называемого проблемного обучения, на занятиях по языку нашедшего реализацию в различных вариантах коммуникативной модели учебной деятельности.

Для такой модели обучения характерна ориентация учебной дея­тельности учащихся не на усвоение готовых знаний, сообщаемых преподавателем, а на самостоятельный поиск и усвоение информации в ходе наблюдения и активной мыслительной деятельности учащихся. Считается, что коммуникативная модель учебной деятельности явля­ется оптимальной при практической направленности обучения, а мак­симальная передача инициативы учащимся в ходе занятий способст­вует созданию творческой атмосферы на уроке.

Такая модель успешно реализуется в рамках концепции обучения в сотрудничестве.

Резюме

Процесс обучения является способом реализации деятельности преподавателя и учащихся на уроке по практике языка, в ходе которо­го достигаются поставленные цели обучения.

Будучи частью системы обучения, процесс обучения тесно связан с другими ее составляющи­ми — методами и средствами обучения.

Компонентами процесса обучения являются его участники (препо­даватель, учащиеся), учебная деятельность как содержательная основа этого процесса, организационные формы такой деятельности.

Требования к профессии учителя языка, определяющего и направ­ляющего процесс обучения, сформулированы в "Профессиограмме учителя иностранного языка". Они включают перечень профессио­нально-педагогических функций преподавателя, способностей к педа­гогической деятельности, знаний, навыков, умений, обеспечивающих эффективность педагогического труда и в своей совокупности состав­ляют содержание профессиональной компетенции.

Психолого-педагогическая подготовка студентов к профессии учи­теля языка ориентирована на формирование профессиональной ком­петенции, развитие способностей и личностных качеств, обеспечи­вающих эффективность педагогической работы.

Роль и место учащегося в процессе обучения определяются его возрастом, этапом обучения, индивидуально-психологическими особенностями личности. Конечной целью обучения языку в каждой воз­растной группе и на разных этапах обучения является приобретение знаний и умений, обеспечивающих возможность практически пользо­ваться языком в заданной учебной программой параметрах.

Учебная деятельность, составляющая основу процесса обучения, характеризуется наличием мотива, плана, исполнения и контроля. В ее основе лежит учебная задача, на решение которой и направлены уси­лия преподавателя и учащихся.

На занятиях по языку используются разные модели учебной дея­тельности, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Чаще всего находят применение сообщающая (объяснительно-иллюстративная) и коммуникативная (поисковая) модели.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение понятия процесс обучения. Каковы взаимоотношения процесса обучения и других компонентов системы обучения языку?

2. Какова структура системы процесс обучения?

3. Назовите основные функции преподавателя иностранного языка.

4. Какие педагогические умения составляют содержание профессиональной компетенции преподавателя языка?

5. Каковы отличительные особенности школьника и студента как субъектов учебной деятельности?

6. В чем состоит специфика учебной деятельности как компонента процесса обучения?

7. Какие модели учебной деятельности вам известны? Охарактеризуйте со­держание коммуникативной модели обучения.

[1] Профессиограмма учителя иностранного языка: Рекомендации / С.Ф Шатилов и др.М., 1985.

Наши рекомендации