Тема № 9. Дидактическое мастерство вузовского преподавателя
План:
1. Понятие о дидактическом мастерстве преподавателя,
его роль и значение в процессе профессиональной деятельности.
2. Структура и содержание дидактического мастерства
преподавателя.
3. Дидактическое мастерство преподавателя в проведении
лекционных занятий.
4. Дидактическое мастерство преподавателя в проведении
практических занятий.
Вопрос № 1
Важнейшей составляющей профессионально-педагогического
мастерства вузовского преподавателя является его дидактическое мастерство.
С позиций
личностного подхода к трактовке мастерства дидактическое мастерство
преподавателя представляет собой определенную совокупность свойств личности,
способствующих достижению высокого уровня самоорганизации преподавательской
деятельности. При деятельностном подходе к трактовке мастерства дидактическое
мастерство преподавателя определяется как совершенное владение преподавателем
методами и приемами обучения.
Роль и значение дидактического мастерства в
профессиональной деятельности вузовского преподавателя трудно переоценить ввиду
того, что его учебно-методическая работа является ведущей, важнейшей и
определяющей общий уровень профессионально-педагогического мастерства.
Вопрос № 2
Опираясь на общую структуру профессионально-педагогического
мастерства вузовского преподавателя возможно выделение структурных компонентов
его дидактического мастерства. Так, гуманистическая направленность личности
преподавателя учебной дисциплины может быть ярко выражена в процессе решения
дидактических задач с центрацией на общеинтеллектуальное и профессиональное
развитие личности студента.
Профессиональное знание служит основой всей
педагогической деятельности преподавателя. Особое место в структуре
профессионального знания занимают знания общей дидактики и дидактики высшей
школы, вооружающие преподавателя глубокими знаниями общих закономерностей и
принципов процесса обучения, пониманием его структуры и этапов организации. Помимо
этого в систему педагогического знания преподавателя неотъемлемой ее частью
входит знание методики обучения конкретной учебной дисциплины. Таким образом, основываясь
на положении о том, что дидактическое мастерство выражается в грамотном владении
основами преподавательской деятельности и успешном применении известных в педагогической
науке и практике дидактических приемов, отметим в качестве важного компонента
дидактического мастерства систему общедидактических и методических знаний
преподавателя.
Среди педагогических способностей, входящих в общую
структуру профессионально-педагогического мастерства преподавателя вуза, для
дидактического мастерства особо значимы коммуникативность, динамизм и
креативность личности. Они во многом предопределяют результаты как обучения в
целом, так и самореализации дидактического потенциала личности преподавателя.
Педагогическая техника
в структуре дидактического мастерства представляет собой комплекс умений
и приемов личностного воздействия (вербального и невербального) преподавателя
на студента в процессе обучения. В процессе обучения от преподавателя в полной
мере ожидается реализация таких
умений
управлять собой, как умение управлять своим эмоциональным и рабочим состоянием,
умение владеть техникой речи. Так как обучение представляет собой процесс взаимодействия преподавателя со
студентами с целью профессионально-личностного развития последних, то
преподаватель призван владеть такими умениями взаимодействия и воздействия на
других, как дидактические умения; организаторские умения; коммуникативные
умения; владение техникой контактного взаимодействия; владение техникой
невербального общения.
Вопрос № 3
Важной формой обучения в вузе является лекция,
представляющая собой систематичное, последовательное изложений преподавателем
определенного раздела учебной дисциплины. Чтение лекционных курсов – один из
важнейших, наиболее сложных и ответственных видов работ вузовских преподавателей.
Преподавателю, читающему курс лекций, необходимо сочетать качества ученого,
педагога и достаточно искусного лектора.
На высоком научном уровне читаемые лекции имеют важное
значение для успешного усвоения студентами знаний, для качественной
профессиональной подготовки будущих специалистов. Лекция – методологическая и
организационная основа для других форм учебных занятий, в том числе и самостоятельной
работы студентов.
Эффективная лекция сочетает в себе глубокое содержание
с рациональной формой его изложения, оптимальную методику подачи материала.
Цели лекции: заложить фундамент знаний по теме, проблеме; сформировать ориентировочную
основу для последующего усвоения и закрепления учебного материала; показать
основные теоретические подходы к изучению темы.
Методически лекция должна отвечать определенным
требованиям:
- содержать в построении три звена: вводная часть,
изложение основного материала, заключение;
- отвечать современному уровню отрасли науки и
практики;
- обладать внутренней композиционной стройностью,
логичностью;
- проводиться преимущественно в активной форме;
-соединять в себе учебное и научное начало;
- давать направление для СРС;
- носить проблемный характер, вызывать познавательный
интерес;
- превосходить и дополнять учебные пособия;
- отличаться выразительностью, эмоциональностью,
живостью изложения и др.
Этапы подготовки преподавателя к чтению лекции:
- составление общего плана курса лекций (просмотр
ФГОС, учебного плана, УМК или учебной программы);
- распределение часов и календарных сроков;
- просмотр научной и учебной литературы по теме;
- определение цели и задач лекции;
- определение основной «канвы» содержания лекции;
- подбор литературы, необходимой для подготовки
содержания лекционного материала, его адаптация к уровню знаний студентов;
- уточнение формулировки темы, составление плана
лекции;
- распределение подобранного материала по пунктам
плана;
- написание конспекта лекции с вычленением главного в помощь
студентам при написании лекции;
- подбор примеров, иллюстративного материала,
статистики;
- дидактическая обработка всей лекции.
Конспект лекции может быть представлен в
различной форме (от полного текста до
сжатых тезисов), однако он должен обязательно содержать: а) точно
сформулированную тему, совпадающую с учебной программой; б) план лекции; в)
список литературы; г) текст (любой формы) содержания лекции с выделением
основного, главного.
При чтении лекции необходимо учитывать ряд
методических правил:
- своевременное начало и конец;
- четкое сообщение темы и плана лекции;
- представление цели лекции;
- установление связи с предыдущей лекцией;
- строгое следование плану лекции без отклонений от
обозначенных вопросов;
- более подробное изложение сложного материала или материала,
слабо освещенного в учебниках;
- выводы после каждого вопроса и общий вывод в конце
лекции;
- интонационное выделение главных моментов;
- точность формулировок, четкость проговаривания
терминов, фамилий, иностранных терминов;
- единый темп говорения и записи;
- учет фаз в динамике восприятия информации;
- активизация познавательной деятельности студентов и
др.
Помимо традиционных видов лекционных занятий в
практике вузовского лекционного преподавания используются лекция-вдвоем, лекция
с запланированными ошибками, лекция-визуализация, проблемная лекция,
видеолекция и др.
Вопрос № 4
Дидактическое и методическое мастерство преподавателя
проявляется не только при планировании, организации и проведении лекционного,
но и семинарского (практического, лабораторного) занятия.
Практическое занятие предназначено для углубленного
изучения дисциплины и выработки у студентов компетенций, т. е. способностей
применения усвоенных знаний для решения практических задач совместно с
преподавателем.
Методика проведения практического занятия может быть
различной. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая
цель – формирование профессиональных или специальных компетенций. При этом цель
занятия должна быть ясна не только преподавателю, но и студентам.
Структура практического занятия включает в себя:
вступительное слово преподавателя; практическая часть как плановая работа;
заключительное слово преподавателя; обмен мнениями.
Разнообразием может отличаться лишь практическая часть
занятия. Это может быть выполнение заданий, решение задач, обсуждение
прочитанных материалов, тренировочные упражнения, проведение микроисследований,
наблюдение и др. Роли преподавателя в ходе занятия: консультант, помощник, модератор,
организатор.
Семинарское занятие преследует цели детального
изучения и закрепления темы. Отличительной особенностью семинара как формы
учебных занятий является активное участие самих студентов в обсуждении
вынесенных на рассмотрение вопросов или проблем. На семинаре должно происходить
активное обсуждение вопросов, высказывание своей позиции по обсуждаемому, звучать
дополнения, оценочные суждения и др.
Функция преподавателя – помощь в правильном построении обсуждения,
поддержка дискуссии, конструктивный анализ всех выступлений.
Дидактическое мастерство преподавателя при организации
и проведении семинарского занятия заключается в оптимальном выборе содержания и
методов обучения, в педагогически целесообразном отборе форм участия студентов
в коллективной работе.
Семинары могут быть различными как по содержанию, так
и по построению, организации работы студентов. В практике применимы как традиционные
семинары, так и рефлексивный семинар, поисковый семинар, семинар-конференция,
семинар-«круглый стол», семинар-«мозговой штурм», семинар-исследование.
К семинарскому занятию предъявляются следующие группы
требований:
1.
Требования
организационного характера:
- наличие четкого расписания
семинарских занятий;
- обеспеченность студентов необходимой обязательной
учебной литературой и методическими рекомендациями.
2. Требования методического характера:
- наличие планов семинарских занятий;
- наличие методических указаний к семинарским
занятиям;
- оптимальное число (3-4) вопросов для обсуждения;
- соблюдение принципов обучения;
- использование различных методов и приемов обучения в
ходе семинарского занятия.
3. Качественные характеристики семинарского занятия:
- научно-теоретический уровень;
- подготовленность студентов и преподавателя к
занятию;
- глубина рассмотрения вопросов;
- внесение в обсуждение элементов дискуссии;
- уровень усвоения студентами учебного материала.