Урок как целостная система
Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок– это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируется в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиямотносятся:
· четкое определение образовательных задач каждого урока;
· рационализация информационного наполнения урока оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
· рациональное сочетание разнооборазных видов, форм и методов;
· творческий подход к формированию структуры урока;
· сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
· обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
· научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают:
· определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
· постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма;
· внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах;
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиямотносятся:
· формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
· изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
· проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
· прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.