ШТА — ШТА — ШТА

Ребенок запоминает и произносит слоговые ряды самостоятельно.

АШ — ОШ ОШ — УШ ИШ — УШ ЫШ — ЕШ АШ — ОШ — АШ ОШ — УШ — ОШ ИШ — УШ — ИШ ЫШ — ЕШ — ЫШ
АШ— ОШ — ИШ —АШ ИШ — УШ — ОШ — ИШ ОШ— АШ — УШ — ОШ

Выучите наизусть чистоговорки, загадки, стихи.

ша — ша — ша — нашли мы малыша

ши — ши — ши — красивые ландыши

шо — шо — шо — я рисую хорошо

шу — шу — шу — дайте соску малышу

аш — аш — аш — дайте карандаш

уш — уш — уш — принимаем душ

ыш — ыш — ыш — большой камыш

шу — шу — шу — письмо пишу

ши — ши — ши — что-то шепчут камыши

шу — шу — шу — я платком машу

Над бабушкиной избушкой  
висит хлеба краюшка.  
  (Месяц)
  Два брюшка,
  Четыре ушка.
  (Подушка)
Стоит Антошка на одной ножке.  
  (Гриб)
  Белые горошки
  на зеленой ножке.
  (Ландыш)
  Пляшет крошка,
  А всего одна ножка.
  (Волчок)
  Шли сорок мышей,
  Несли сорок грошей;
  Две мыши поплоше
  Несли по два гроша. * * *
  По тропинке,
  По дорожке
Шли четыре понарошки,  
  А навстречу
На горошке  
Проезжали  
Три картошки.  
Если каждой понарошке  
Дать на завтрак по картошке,  
То одной  
Из понарошек  
Что достанется? —  
Горошек.  
(В. Голяховский)  
Белка с ветки в свой домишко  
Перетаскивала шишку.  
Белка шишку уронила.  
Прямо в мишку уродила.  
(А. Блинов)  
     

Звук [ж]

Артикуляция этого звука такая же, как и при звуке [ш].Только произнося его, мы включаем голос. Ребенок повторяет за взрослым песенку жука — ж-ж-ж-ж. Если звук не удается вызвать сразу, то его отрабатывают так же, как звук [ш].

Ребенок произносит слоги отраженно.

ЖА — ЖА — ЖА ЖИ — ЖИ — ЖИ ЖЕ — ЖЕ — ЖЕ ЖО — ЖО — ЖО АЖА — АЖА ИЖИ — ИЖИ ЕЖЕ — ЕЖЕ ОЖО — ОЖО
ЖВА ЖВИ ЖВЕ ЖВО ЖВУ ЖДА ЖДИ ЖДЕ ЖДО ЖДУ ЖЛА ЖЛИ ЖЛЕ ЖЛО ЖЛУ ЖМА ЖМИ ЖМЕ ЖМО ЖМУ ЖНА ЖНИ ЖНЕ ЖНО ЖНУ

Закрепить звукопроизношение в словах и коротких предложениях. Разберите и объясните ребенку значения слов: жар— жарить — жарко — пожар — пожарный.

Выучите наизусть чистоговорки, стихи.

жа — жа — жа — иголки у ежа

жу — жу — жу — флажок держу

жи — жи — жи — вкусные коржи

жу — жу — жу — я на солнышке лежу

же — же — же — машина в гараже

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком»

(И. Демьянов)

Жук над пашнею кружит.

Озабоченно жужжит:

«Я круж-жу, кру-жу, круж-жу,

Я друзей ищу, ж-ж-жу, ж-ж-жу!

Дифференциация звуков [ш] — [ж]

Ребенок произносит отраженно слоги.

ША — ЖА ШИ — ЖИ ШЕ — ЖЕ ШО — ЖО ШУ — ЖУ ЖА — ША ЖИ — ШИ ЖЕ — ШЕ ЖО — ШО ЖУ — ШУ АША — АЖА АШИ — АЖИ АШЕ — АЖЕ АШО — АЖО АШУ — АЖУ

Слоговые ряды для запоминания.

ША — ЖА — ША ШИ — ЖИ — ШИ ШЕ — ЖЕ — ШЕ ШО — ЖО — ШО ШУ — ЖУ — ШУ ЖА — ША — ЖА ЖИ — ШИ — ЖИ ЖЕ — ШЕ — ЖЕ ЖО — ШО — ЖО ЖУ — ШУ — ЖУ
ША — ША — ЖА ШИ — ШИ — ЖИ ШЕ — ШЕ — ЖЕ ШО — ШО — ЖО ШУ — ШУ — ЖУ ЖА — ЖА — ША ЖИ — ЖИ — ШИ ЖЕ — ЖЕ — ШЕ ЖО — ЖО — ШО ЖУ — ЖУ — ШУ

Ребенок повторяет слова парами.

Жар — шар, шарить — жарить, шалость — жалость, шут — жуть, шутка — жутко, шить — жить, шест — жесть, Луша — лужа, крушить — кружить, скошу — скажу, машет — мажет, тушить — тужить.

Выучите чистоговорку.

ша — ша — ша — тяжелая ноша

жа — жа — жа — видели ужа

шо — шо — шо — ну и хорошо

ож — ож — ож — идет сторож

ши — ши — ши — давай пляши

жи — жи — жи — какие лужи

шу — шу — шу — я тебя прошу

жу — жу — жу — я с тобой дружу

Добрый уж тем знаменит,

Что не жалит, а шипит.

Уж ползет в камыши,

И оттуда: «Ши — ши — ши».

Звук [ч]

Проще всего вызвать звук [ч],если предложить ребенку слитно произнести на выдохе звуки [тш].Произнося эти звуки, кончиком языка ударяют в небо, при этом получается звук [ч].Артикуляция губ та же, что и при звуке [ш].Если звук не получается, предложите ребенку несколько раз подряд произнести слоги ать, отьиуть, нажимая при этом пальцами углы рта. У него получится ач, оч, уч.

Закрепление звука в слогах.

АЧ — АЧ — АЧ ИЧ — ИЧ — ИЧ ЕЧ — ЕЧ — ЕЧ ОЧ — ОЧ — ОЧ УЧ — УЧ — УЧ ЯЧ — ЯЧ — ЯЧ ЧА — ЧА — ЧА ЧИ — ЧИ — ЧИ ЧЕ — ЧЕ — ЧЕ ЧО — ЧО — ЧО ЧУ — ЧУ — ЧУ

Закрепите произношение звука в словах и коротких предложениях.

Спросите у малыша: «Как чикают ножницы?» (чик — чик — чик).

Попросите ребенка назвать слова, где звук [ч] в конце, можете даже устроить с ним соревнование, кто больше придумает (мяч, грач, врач луч и т. д.)

Попросите сказать ласково слова: собака, кошка, сын Ваня, Таня, мама и т. д.

Выучите наизусть чистоговорки:

ча — ча — ча — не горит свеча

чо — чо — чо — очень горячо

чу — чу — чу — это я кричу

чи — чи — чи — вот мои ключи

че — че — че — мы мечтаем о мяче

оч — оч — оч — скоро ночь

ач — ач — ач — прилетел грач

ич — ич — ич — упал кирпич

очка — очка — очка — распустилась почка

Жил маленький мальчик:

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик...

Он жил меж цветочков;

В тени их листочков...

Так милый красавчик

Жил маленький наш с пальчик.

В. Жуковский

Дифференциация звуков [ц] — [ч]

ЦА — ЧА — ЦА ЦО — ЧО — ЦО ЦУ — ЧУ — ЦУ ЦЫ — ЧИ — ЦЫ ЦЕ — ЧЕ — ЦЕ ЧА — ЦА — ЧА ЧО — ЦО — ЧО ЧУ — ЦУ — ЧУ ЧИ — ЦЫ — ЧИ ЧЕ — ЦЕ — ЧЕ ЧА — ЧА — ЦА ЧО — ЧО — ЦО ЧУ — ЧУ — ЦУ ЧИ — ЧИ — ЦЫ ЧЕ — ЧЕ — ЦЕ

Спросите у ребенка, какой звук он слышит в словах (на звук [ч]один хлопок, а на звук [ц]— два): водица, добыча, цапля, чайник, цепи, чеки, вчера, цветы и т.д.

Закрепите звуки чистоговорками.

ца — ца — ца — нет кольца

ча — ча — ча — не горит свеча

цо — цо — цо — дай кольцо

чо — чо — чо — как горячо

цу — цу — цу — зову курицу

чу — чу — чу — я кричу

цы — цы — цы — вот борцы

чи — чи — чи — мои ключи

це — це — це — сижу на крыльце

че — че — че — мечтаю о мяче

Звук [щ]

Звук [щ]часто становится по подражанию, так как упражнения для его постановки те же, что и для звука [ш].Если звук все же не удается вызвать, то ребенку можно предложить произнести длительное [ш-ш-ш-ш],подложив под кончик языка шпатель, который прижмет язык к средней части твердого неба, в результате чего образуется щель между языком и небом, и у ребенка получится звук [щ-щ-щ].

Проговаривайте слоги, как в предыдущих случаях, ща, щи, що, щу, ще, ащ, ощ, ущ, ищ. Закрепляйте звукопроизношение, произнося отраженно слова, короткие предложения, словосочетания.

Поиграйте в «съедобное — несъедобное»: щавель, щегол, щепка, щека, щука, щель, щи, овощи, клещи, борщ.

Какие из этих слов обозначают профессию: щит, точильщик, носильщик, щипцы, каменщик, трещотка, часовщик, хрящик, сыщик, ныряльщик, прыщик, гонщик.

Говори не торопись и смотри не ошибись:

Волки рыщут — пищу ищут.

Щука щетку проглотила

Щетка ей щекочет глотку.

У щучки чешуйки, а у чушки щетинки.

Закрепите звук [щ] в чистоговорках, загадках, поговорках, стихах.

ща — ща — ща — иду я без плаща

щи — щи — щи — приготовлю щи

щу — щу — щу — я тебя ищу

ще — ще — ще — я в плаще

щу — щу — щу — леща тащу

щи — щи — щи — выросли плющи

ещ — ещ — ещ — огромный клещ

* * *

Щенок жалобно пищит.

Тащит он тяжелый щит.

* * *

В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут.

А. Пушкин

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Дифференциация звуков [ш] — [ж]

Ребенок произносит слоги отраженно.

ША — ЖА ШИ — ЖИ ШЕ — ЖЕ ШО — ЖО ШУ — ЖУ ЖА — ША ЖИ — ШИ ЖЕ — ШЕ ЖО — ШО ЖУ — ШУ АША — АЖА АПШ — АЖИ АШЕ — АЖЕ АШО — АЖО АШУ — АЖУ

Слоговые ряды для запоминания.

Ш А — ЖА — ША ШИ — ЖИ — ШИ ШЕ — ЖЕ — ШЕ ШО — ЖО — ШО ШУ — ЖУ — ШУ ША — ША — ЖА ШИ — ШИ – ЖИ ШЕ — ШЕ — ЖЕ ШО — ШО — ЖО ШУ — ШУ — ЖУ ЖА — ША — ЖА ЖИ — ШИ — ЖИ ЖЕ — ШЕ — ЖЕ ЖО — ШО — ЖО ЖУ — ШУ — ЖУ ЖА — ЖА — ША ЖИ — ЖИ — ШИ ЖЕ — ЖЕ — ШВ ЖО — ЖО — ШО ЖУ — ЖУ — ШУ

Ребенок повторяет слова парами.

Жар — шар, шарить — жарить, шалость — жалость, шут — жуть, шутка — жутко, шить — жить, шест — жест, шесть — жесть, Луша — лужа, крушить — кружить, скошу — скажу, машет — мажет, тушить — тужить.

Закрепите звукопроизношение в коротких предложениях. Выучите чистоговорки:

ша — ша — ша — тяжелая ноша

жа — жа — жа — видели ужа

шо — шо — шо — ну и хорошо

ши — ши — ши — давай пляши

жи — жи — жи — колючие ежи

шу — шу — шу — я тебя прошу

жу — жу — жу — я жука держу

Дифференциация звуков [ш] и [с]

Произнесите слова со звуками [с]и [ш]и проверьте, может ли ребенок их различать на слух. Воспользуйтесь опять разноцветными ленточками, чтобы ребенок на один звук показывал один цвет, на другой — другой.

Ваш, вас, нас, наш, сук, жук, сани, шея, шторм, сторож, шел, сел, шорох, синий, шила, сила.

Ребенок произносит слоги отраженно.

СА — ША СО — ШО СЕ — ШЕ СИ — ШИ СУ — ШУ СЫ — ШИ ША — СА ШО — СО ШЕ — СЕ ШИ — СИ ШУ — СУ ШИ — СЫ АСА — АША АСО — АШО АСЕ — АШЕ АСИ — АПШ АСУ — АШУ АСЫ — АШИ

Слоговые ряды для запоминания.

СА — ША — СА СО — ШО — СО СИ — ШИ — СИ СУ — ШУ — СУ ША — СА — ША ШО — СО — ШО ШИ — СИ — ШИ ШУ — СУ — ШУ

Слова произносятся парами отраженно.

вас — ваш нас — наш усы — уши¶ сел — шел нос — нож¶ пасу — пашу салат — шалаш сутки — шутки крыса — крыша миска — мишка сорт — шорты присел — пришел сила — шила каска — кашка касса — каша сытый — шитый

Разберите с ребенком ряды слов, объясните их значение, и составьте с этими словами короткие предложения.

Наши рекомендации