ШТА — ШТА — ШТА
Ребенок запоминает и произносит слоговые ряды самостоятельно.
АШ — ОШ ОШ — УШ ИШ — УШ ЫШ — ЕШ | АШ — ОШ — АШ ОШ — УШ — ОШ ИШ — УШ — ИШ ЫШ — ЕШ — ЫШ |
АШ— ОШ — ИШ —АШ ИШ — УШ — ОШ — ИШ ОШ— АШ — УШ — ОШ |
Выучите наизусть чистоговорки, загадки, стихи.
ша — ша — ша — нашли мы малыша
ши — ши — ши — красивые ландыши
шо — шо — шо — я рисую хорошо
шу — шу — шу — дайте соску малышу
аш — аш — аш — дайте карандаш
уш — уш — уш — принимаем душ
ыш — ыш — ыш — большой камыш
шу — шу — шу — письмо пишу
ши — ши — ши — что-то шепчут камыши
шу — шу — шу — я платком машу
Над бабушкиной избушкой | ||
висит хлеба краюшка. | ||
(Месяц) | ||
Два брюшка, | ||
Четыре ушка. | ||
(Подушка) | ||
Стоит Антошка на одной ножке. | ||
(Гриб) | ||
Белые горошки | ||
на зеленой ножке. | ||
(Ландыш) | ||
Пляшет крошка, | ||
А всего одна ножка. | ||
(Волчок) | ||
Шли сорок мышей, | ||
Несли сорок грошей; | ||
Две мыши поплоше | ||
Несли по два гроша. * * * | ||
По тропинке, | ||
По дорожке | ||
Шли четыре понарошки, | ||
А навстречу | ||
На горошке | ||
Проезжали | ||
Три картошки. | ||
Если каждой понарошке | ||
Дать на завтрак по картошке, | ||
То одной | ||
Из понарошек | ||
Что достанется? — | ||
Горошек. | ||
(В. Голяховский) | ||
Белка с ветки в свой домишко | ||
Перетаскивала шишку. | ||
Белка шишку уронила. | ||
Прямо в мишку уродила. | ||
(А. Блинов) | ||
Звук [ж]
Артикуляция этого звука такая же, как и при звуке [ш].Только произнося его, мы включаем голос. Ребенок повторяет за взрослым песенку жука — ж-ж-ж-ж. Если звук не удается вызвать сразу, то его отрабатывают так же, как звук [ш].
Ребенок произносит слоги отраженно.
ЖА — ЖА — ЖА ЖИ — ЖИ — ЖИ ЖЕ — ЖЕ — ЖЕ ЖО — ЖО — ЖО | АЖА — АЖА ИЖИ — ИЖИ ЕЖЕ — ЕЖЕ ОЖО — ОЖО |
ЖВА ЖВИ ЖВЕ ЖВО ЖВУ | ЖДА ЖДИ ЖДЕ ЖДО ЖДУ | ЖЛА ЖЛИ ЖЛЕ ЖЛО ЖЛУ | ЖМА ЖМИ ЖМЕ ЖМО ЖМУ | ЖНА ЖНИ ЖНЕ ЖНО ЖНУ |
Закрепить звукопроизношение в словах и коротких предложениях. Разберите и объясните ребенку значения слов: жар— жарить — жарко — пожар — пожарный.
Выучите наизусть чистоговорки, стихи.
жа — жа — жа — иголки у ежа
жу — жу — жу — флажок держу
жи — жи — жи — вкусные коржи
жу — жу — жу — я на солнышке лежу
же — же — же — машина в гараже
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком.
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком»
(И. Демьянов)
Жук над пашнею кружит.
Озабоченно жужжит:
«Я круж-жу, кру-жу, круж-жу,
Я друзей ищу, ж-ж-жу, ж-ж-жу!
Дифференциация звуков [ш] — [ж]
Ребенок произносит отраженно слоги.
ША — ЖА ШИ — ЖИ ШЕ — ЖЕ ШО — ЖО ШУ — ЖУ | ЖА — ША ЖИ — ШИ ЖЕ — ШЕ ЖО — ШО ЖУ — ШУ | АША — АЖА АШИ — АЖИ АШЕ — АЖЕ АШО — АЖО АШУ — АЖУ |
Слоговые ряды для запоминания.
ША — ЖА — ША ШИ — ЖИ — ШИ ШЕ — ЖЕ — ШЕ ШО — ЖО — ШО ШУ — ЖУ — ШУ | ЖА — ША — ЖА ЖИ — ШИ — ЖИ ЖЕ — ШЕ — ЖЕ ЖО — ШО — ЖО ЖУ — ШУ — ЖУ |
ША — ША — ЖА ШИ — ШИ — ЖИ ШЕ — ШЕ — ЖЕ ШО — ШО — ЖО ШУ — ШУ — ЖУ | ЖА — ЖА — ША ЖИ — ЖИ — ШИ ЖЕ — ЖЕ — ШЕ ЖО — ЖО — ШО ЖУ — ЖУ — ШУ |
Ребенок повторяет слова парами.
Жар — шар, шарить — жарить, шалость — жалость, шут — жуть, шутка — жутко, шить — жить, шест — жесть, Луша — лужа, крушить — кружить, скошу — скажу, машет — мажет, тушить — тужить.
Выучите чистоговорку.
ша — ша — ша — тяжелая ноша
жа — жа — жа — видели ужа
шо — шо — шо — ну и хорошо
ож — ож — ож — идет сторож
ши — ши — ши — давай пляши
жи — жи — жи — какие лужи
шу — шу — шу — я тебя прошу
жу — жу — жу — я с тобой дружу
Добрый уж тем знаменит,
Что не жалит, а шипит.
Уж ползет в камыши,
И оттуда: «Ши — ши — ши».
Звук [ч]
Проще всего вызвать звук [ч],если предложить ребенку слитно произнести на выдохе звуки [тш].Произнося эти звуки, кончиком языка ударяют в небо, при этом получается звук [ч].Артикуляция губ та же, что и при звуке [ш].Если звук не получается, предложите ребенку несколько раз подряд произнести слоги ать, отьиуть, нажимая при этом пальцами углы рта. У него получится ач, оч, уч.
Закрепление звука в слогах.
АЧ — АЧ — АЧ ИЧ — ИЧ — ИЧ ЕЧ — ЕЧ — ЕЧ ОЧ — ОЧ — ОЧ УЧ — УЧ — УЧ ЯЧ — ЯЧ — ЯЧ | ЧА — ЧА — ЧА ЧИ — ЧИ — ЧИ ЧЕ — ЧЕ — ЧЕ ЧО — ЧО — ЧО ЧУ — ЧУ — ЧУ |
Закрепите произношение звука в словах и коротких предложениях.
Спросите у малыша: «Как чикают ножницы?» (чик — чик — чик).
Попросите ребенка назвать слова, где звук [ч] в конце, можете даже устроить с ним соревнование, кто больше придумает (мяч, грач, врач луч и т. д.)
Попросите сказать ласково слова: собака, кошка, сын Ваня, Таня, мама и т. д.
Выучите наизусть чистоговорки:
ча — ча — ча — не горит свеча
чо — чо — чо — очень горячо
чу — чу — чу — это я кричу
чи — чи — чи — вот мои ключи
че — че — че — мы мечтаем о мяче
оч — оч — оч — скоро ночь
ач — ач — ач — прилетел грач
ич — ич — ич — упал кирпич
очка — очка — очка — распустилась почка
Жил маленький мальчик:
Был ростом он с пальчик,
Лицом был красавчик...
Он жил меж цветочков;
В тени их листочков...
Так милый красавчик
Жил маленький наш с пальчик.
В. Жуковский
Дифференциация звуков [ц] — [ч]
ЦА — ЧА — ЦА ЦО — ЧО — ЦО ЦУ — ЧУ — ЦУ ЦЫ — ЧИ — ЦЫ ЦЕ — ЧЕ — ЦЕ | ЧА — ЦА — ЧА ЧО — ЦО — ЧО ЧУ — ЦУ — ЧУ ЧИ — ЦЫ — ЧИ ЧЕ — ЦЕ — ЧЕ | ЧА — ЧА — ЦА ЧО — ЧО — ЦО ЧУ — ЧУ — ЦУ ЧИ — ЧИ — ЦЫ ЧЕ — ЧЕ — ЦЕ |
Спросите у ребенка, какой звук он слышит в словах (на звук [ч]один хлопок, а на звук [ц]— два): водица, добыча, цапля, чайник, цепи, чеки, вчера, цветы и т.д.
Закрепите звуки чистоговорками.
ца — ца — ца — нет кольца
ча — ча — ча — не горит свеча
цо — цо — цо — дай кольцо
чо — чо — чо — как горячо
цу — цу — цу — зову курицу
чу — чу — чу — я кричу
цы — цы — цы — вот борцы
чи — чи — чи — мои ключи
це — це — це — сижу на крыльце
че — че — че — мечтаю о мяче
Звук [щ]
Звук [щ]часто становится по подражанию, так как упражнения для его постановки те же, что и для звука [ш].Если звук все же не удается вызвать, то ребенку можно предложить произнести длительное [ш-ш-ш-ш],подложив под кончик языка шпатель, который прижмет язык к средней части твердого неба, в результате чего образуется щель между языком и небом, и у ребенка получится звук [щ-щ-щ].
Проговаривайте слоги, как в предыдущих случаях, ща, щи, що, щу, ще, ащ, ощ, ущ, ищ. Закрепляйте звукопроизношение, произнося отраженно слова, короткие предложения, словосочетания.
Поиграйте в «съедобное — несъедобное»: щавель, щегол, щепка, щека, щука, щель, щи, овощи, клещи, борщ.
Какие из этих слов обозначают профессию: щит, точильщик, носильщик, щипцы, каменщик, трещотка, часовщик, хрящик, сыщик, ныряльщик, прыщик, гонщик.
Говори не торопись и смотри не ошибись:
Волки рыщут — пищу ищут.
Щука щетку проглотила
Щетка ей щекочет глотку.
У щучки чешуйки, а у чушки щетинки.
Закрепите звук [щ] в чистоговорках, загадках, поговорках, стихах.
ща — ща — ща — иду я без плаща
щи — щи — щи — приготовлю щи
щу — щу — щу — я тебя ищу
ще — ще — ще — я в плаще
щу — щу — щу — леща тащу
щи — щи — щи — выросли плющи
ещ — ещ — ещ — огромный клещ
* * *
Щенок жалобно пищит.
Тащит он тяжелый щит.
* * *
В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут.
А. Пушкин
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Дифференциация звуков [ш] — [ж]
Ребенок произносит слоги отраженно.
ША — ЖА ШИ — ЖИ ШЕ — ЖЕ ШО — ЖО ШУ — ЖУ | ЖА — ША ЖИ — ШИ ЖЕ — ШЕ ЖО — ШО ЖУ — ШУ | АША — АЖА АПШ — АЖИ АШЕ — АЖЕ АШО — АЖО АШУ — АЖУ |
Слоговые ряды для запоминания.
Ш А — ЖА — ША ШИ — ЖИ — ШИ ШЕ — ЖЕ — ШЕ ШО — ЖО — ШО ШУ — ЖУ — ШУ ША — ША — ЖА ШИ — ШИ – ЖИ ШЕ — ШЕ — ЖЕ ШО — ШО — ЖО ШУ — ШУ — ЖУ | ЖА — ША — ЖА ЖИ — ШИ — ЖИ ЖЕ — ШЕ — ЖЕ ЖО — ШО — ЖО ЖУ — ШУ — ЖУ ЖА — ЖА — ША ЖИ — ЖИ — ШИ ЖЕ — ЖЕ — ШВ ЖО — ЖО — ШО ЖУ — ЖУ — ШУ |
Ребенок повторяет слова парами.
Жар — шар, шарить — жарить, шалость — жалость, шут — жуть, шутка — жутко, шить — жить, шест — жест, шесть — жесть, Луша — лужа, крушить — кружить, скошу — скажу, машет — мажет, тушить — тужить.
Закрепите звукопроизношение в коротких предложениях. Выучите чистоговорки:
ша — ша — ша — тяжелая ноша
жа — жа — жа — видели ужа
шо — шо — шо — ну и хорошо
ши — ши — ши — давай пляши
жи — жи — жи — колючие ежи
шу — шу — шу — я тебя прошу
жу — жу — жу — я жука держу
Дифференциация звуков [ш] и [с]
Произнесите слова со звуками [с]и [ш]и проверьте, может ли ребенок их различать на слух. Воспользуйтесь опять разноцветными ленточками, чтобы ребенок на один звук показывал один цвет, на другой — другой.
Ваш, вас, нас, наш, сук, жук, сани, шея, шторм, сторож, шел, сел, шорох, синий, шила, сила.
Ребенок произносит слоги отраженно.
СА — ША СО — ШО СЕ — ШЕ СИ — ШИ СУ — ШУ СЫ — ШИ | ША — СА ШО — СО ШЕ — СЕ ШИ — СИ ШУ — СУ ШИ — СЫ | АСА — АША АСО — АШО АСЕ — АШЕ АСИ — АПШ АСУ — АШУ АСЫ — АШИ |
Слоговые ряды для запоминания.
СА — ША — СА СО — ШО — СО СИ — ШИ — СИ СУ — ШУ — СУ | ША — СА — ША ШО — СО — ШО ШИ — СИ — ШИ ШУ — СУ — ШУ |
Слова произносятся парами отраженно.
вас — ваш нас — наш усы — уши¶ сел — шел нос — нож¶ пасу — пашу салат — шалаш сутки — шутки | крыса — крыша миска — мишка сорт — шорты присел — пришел сила — шила каска — кашка касса — каша сытый — шитый |
Разберите с ребенком ряды слов, объясните их значение, и составьте с этими словами короткие предложения.