Урок как основная форма организации обучения. Типологии и структура уроков. Требования к современному уроку

Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Этапы комбинированного урока:

1. Организация начала урока

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Всесторонняя проверка знаний

4. Подготовка к усвоению нового учебного материала.

5. Усвоение новых знаний.

6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

7. Закрепление новых знаний.

8. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

1. Организация начала урока

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

3. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Современные требования:

· четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

В основе классификации видов урока лежат различные критерии.

1. этапы учебного процесса

Ÿ вводный урок

Ÿ урок первичного восприятия учебного материала

Ÿ урок осмысления учебного материала

Ÿ урок закрепления усвоенного материала

Ÿ урок выработки навыков

Ÿ урок повторения и обобщения

Ÿ контрольно-зачетный урок

Ÿ смешанный урок

2. превалирующий метод обучения на уроке

Ÿ урок – лекция Ÿ урок – рассказ
Ÿ урок – беседа Ÿ самостоятельный урок
Ÿ урок – экскурсия Ÿ лабораторный урок

Также в дидактике виды уроков подразделяются на две основные группы

1. Уроки классического типа

Ÿ Уроки когнитивного типа (урок – наблюдение, урок-эксперимент, поисковый урок, урок философского обобщения, межпредметный урок и т.д.)

2. Уроки нетрадиционного типа

Ÿ Уроки креативного типа (уроки моделирования, творчества, сочинений, защиты творческих работ, эвристическая беседа, диспут, диалог, урок-наоборот, урок в школе будущего и т.д.)

Ÿ Уроки оргдеятельного типа (консультация, рефлексия, с групповой работой, целеполагания, проект, самооценка, разработка и защита индивидуального образовательного плана и т.д.)

Ÿ Уроки коммуникативного типа (бинарный урок, урок взаимоконтроля, урок-вернисаж, аукцион, спектакль, круглый стол, выставка, конференция и т.д.)

Кроме структурных частей урока можно выделить и эмоциональный этапы урока:

1. Завязка

Коммуникационная атака, прием неожиданности

2. Кульминация

Центральная часть урока; осмысление материала; спорная часть

3. Развязка

Эмоциональное завершение урока («Квадрат эмоций», «Барометр настроений»)

Преимущества этой системы обучения таковы:

Ÿ четкая организационная структура

Ÿ удобство управления деятельностью класса

Ÿ возможность коллективного взаимодействия и решение учебных задач

Ÿ последовательный характер овладения содержанием образования

Ÿ постоянное эмоциональное влияние учителя на детей

Ÿ экономия времени.

Вместе с тем классно-урочная система имеет и недостатки:

Ÿ ориентировка на среднего ученика, что создает трудности для слабых и задерживает развитие сильных учащихся

Ÿ трудности учета индивидуальных особенностей детей

Ÿ одинаковый темп и ритм работы

Ÿ ограниченное общение между учениками

Ÿ частая смена в расписании учебных предметов

Ÿ преимущественно вербальный характер деятельности.

Существует множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить ее на другие.

Подготовка учителя к уроку. Планирование урока. Организация учебной деятельности Щучащихся на уроке. Анализ и самооценка урока.

В процессе подготовки и проведения урока условно выделяют 6 этапов, которые тесно связаны со структурой занятия, но имеют несколько другую направленность, т.к. относятся в основном к деятельности преподавателя ОБЖ.

1 этап – планирование урока

2 этап – подготовка к уроку

3 этап – проведение урока

4 этап – подведение итогов урока

5 этап – организация учебной домашней работы

6 этап – самоанализ и самооценка урока

В плане урока предлагается отражать:

· цели и задачи урока с конкретным указанием того, что должны запомнить, понять учащиеся, какие навыки отработать;

· тему урока и план ее изложения (составляется произвольно, по желанию учителя: в виде пунктов плана, тезисов, текста заданий и т.п.);

· вопросы для опроса (могут быть выполнены в форме карточек, задач или заданий);

· задание для самостоятельной работы и закрепления учебного материала (вопросы, параграфы учебника, упражнения, примеры);

· задание на дом.

Примером для самоанализа и самооценки урока может служить подход, описанный Т.И. Ильиной. Этот подход включает в себя 10 параметров, по которым осуществляется анализ и самооценка урока.

Вот какие основные параметры она предлагает:

1. Общая структура урока

2. Реализация основной дидактической цели

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения

4. Воспитание в процессе урока

5. Соблюдение основных принципов дидактики

6. Выборов методов обучения

7. Работа учителя на уроке

8. Работа учащихся на уроке

9. Гигиенические условия на уроке

10. Специальные условия урока

В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы.

Анализ и самооценка урока Качество и эффективность урока во многом зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своего урока. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести. Анализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, т.е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока.(см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незна чительными сокращениями и модификациями.
1.Общая структура урока
2. Реализация основной дидактической цели урока
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения
4. Воспитание в процессе урока
5. Соблюдение основных принципов дидактики
6. Выбор методов обучения
7.Работа учителя на уроке
8.Работа учащихся на уроке
9. Гигиенические условия урока
10. Некоторые специальные задачи

42. Проблема контроля и педагогической оценки учебной деятельности учащихся. Неуспеваемость учащихся, её причины.

В отечественной дидактике принята четырех балльная система отметок: «5» - владеет в полной мере (отлично); «4» - владеет достаточно (хорошо); «3» - владеет недостаточно (удовлетворительно); «2» - не владеет (неудовлетворительно). Оценка ЗУН производится на основе: 1) показатели сформированности знаний: владение понятиями, фактами, владение научной проблематикой, владение теориями, закономерностями и правилами, владение методами и процедурами. 2) показатели сформированности умений: построение алгоритма операций; моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение; самоанализ результатов выполнения действий составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности. 3) показатели сформированности навыков: аналогично, что и для умения, но его выполнение оценивается, например, скоростью и т.д. Контроль и учет ЗУН имеет образовательную, воспитательную, развивающуюся функции.

Неуспеваемость учащихся

В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска.

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

1. Социально-экономические — материальная необес печенность семьи, общая неблагополучная обстановка семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное — недостатки семейной жизни.

2. Причины биопсихического характера — это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания.

3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя — решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям — психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении — грубый брак в работе учителя.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учебе:

— жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей;

— единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;

— неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

— пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства.

1. Педагогическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Пре- ,; имущества последних в том, что занятия в них проводятся ; по результатам серьезной диагностики, с подбором груп- <: повых и индивидуальных средств обучения. Их ведут спе- j циальные учителя, посещение занятий обязательно. !

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в ] учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с не- | успевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Конечно, неуспеваемость — это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты Комплексным должно быть и ее решение.

Наши рекомендации