Тема №51. Рецензирование научного текста. Структура научной рецензии
2. Цели: Образовательная: ознакомление студентов с определением, сущностью и назначением рецензии, с ее структурой (экспозиция, проблемный вопрос, оценка, выводы). Роль глаголов. Глагольные формы при рецензировании. Лексико-синтаксические конструкции. Языковые стандарты-клише.
3. Задачи обучения:
- Студент должен знать:
-формирование навыков и умений анализировать и составлять текст рецензии и с выделением лексико-синтаксических особенностей данных жанров научной речи
- Студент должен уметь:
- развитие интереса к устной и письменной научной речи, к творческой деятельности студентов.
4. Основные вопросы темы:
1. Рецензирование научного текста.
2. Структура научной рецензии.
Рецензия(лат. Recensio - рассмотрение, разбор) – жанр, отражающий актуальность рецензируемого материала, содержащий ее оценку с определением аргументированности авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявлением недостатков.
Два жанра: рецензия и отзыв тесно связаны между собой по своей цели - выражение отношения к книге, статье, фильму и т.п. Рецензия – осуществляется через – рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление. Отзыв реализуется через рассуждение c объяснением.
Рецензия пишется на что-либо. Круг вопросов более широкий, есть оценка методов исследования, особенности классификации фактов, определение значимости полученных результатов. Особое место в рецензии занимают замечания, которые идут после аргументации каждого тезиса или конце рецензии.
На уровне общей смысловой композиции рецензия имеет две части:
1) сжатое изложение содержания;
2) оценка результатов исследования.
При этом возможны два основных варианта построения: - оценки даются по ходу содержательных частей работы, а затем делается общий вывод о качестве исследования и изложения; - в виде резюме воспроизводится содержание рецензируемого сочинения, а затем отдельно указываются положительные его стороны и недостатки, делается общее заключение.
При написании рецензии ее автор может придерживаться порядка следования элементов введения:
- актуальность темы;
-выбор объекта и предмета исследования;
-корректность постановки цели и алгоритма ее воплощения – задач работы;
- учет основных источников научной информации , избрание методики исследования; - объем и качественные параметры изучаемого материала;
- обоснованность структуры и объема работы;
- логическая правильность и достаточная обоснованность частных и общих выводов ( рекомендаций ) – основная часть рецензии;
- стиль изложения; - резюме-выводы и оценка работы.
5. Методы обучения и преподавания:презентация,работа по тексту, работа в малых группах.
1. Работа по тексту. а) Прочитайте текст «Словари», найдите в нем определение понятий толковый словарь, этимологический словарь, фразеологический словарь, словарь собственных имен
б) Дайте определение данным понятиям с помощью конструкции что представляет собой что
СЛОВАРИ
Словарное богатство русского языка отражено в лингвистических словарях. Словари не просто перечисляют слова. Они объясняют слова, раскрывая их содержание, указывают на их интересные особенности, причем каждый словарь делает это по-своему. Каждый тип словаря по-своему интересен и важен.
Самые «главные», самые важные – толковые словари. Если вы хотите узнать точное значение какого-либо слова, обратитесь к толковому словарю. Толковый словарь объясняет значение слов. Если слово многозначно, словарь приводит все его значения. Есть краткие толковые словари. Таков, например, однотомный «Словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова. К «средним» по объему толковым словарям можно отнести «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (часто его называют просто «Словарь Ушакова») и «Словарь русского языка» в четырех томах (обычно его называют «Малый академический»). Самый большой по объему толковый словарь – 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» (или «Большой академический»). Объем толкового словаря зависит не только от количества слов, включенных в словарь. В словаре С.И. Ожегова – около 57000 слов, а в Большом академическом – 120000, то есть примерно в 2 раза больше, а по объему Большой академический превосходит словарь Ожегова приблизительно в 12 раз. Дело в том, что в «больших» словарях каждое слово объясняется подробнее, глубже, в них приводится гораздо больше примеров употребления слов в произведениях русских писателей, публицистов, ученых.
Толковые словари в какой-то мере являются и словарями произношения: слова в них даются с ударением и с указанием некоторых других «звуковых» особенностей. Приводятся в таких словарях и некоторые грамматические формы слов. Толковые словари дают, как правило, и стилистическую характеристику слова: если слово употребляется преимущественно в устной речи, дается помета разг. (то есть разговорное) или прост. (просторечное). Эта последняя помета одновременно предупреждает о том, что слово нелитературное. Есть и другие по-меты, характеризующие то или иное слово как областное, узкоспециальное и т. д.
В конце каждой словарной статьи (словарной статьей называется часть словаря, посвященная одному слову) в толковых словарях приводятся фразеологические обороты, в которые входит объясняемое слово.
Особое место среди толковых словарей занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля. Словарь содержит более 200000 слов. В него вошла не только литературная лексика 60-х годов Х1Х века, но и огромное количество областных слов.
Есть словари более узкого, более специального назначения, чем толковые.
Если вам ясно значение слова, а затрудняет только его произношение или образование каких-то грамматических форм, наведите справки в «Словаре русского литературного произношения и ударения».
Кто же интересуется происхождением тех или иных слов русского языка, может обратиться к этимологическим словарям. Правда, работа с большинством этимологических словарей (таких, как «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского, «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера, «Краткий этимологический словарь русского языка» В.В. Иванова, Т.В. Шанской, Н.М. Шанского) требуют предварительной языковедческой подготовки.
Очень прост и доступен для понимания неподготовленного читателя этимологический словарь Л.В. Успенского «Почему не иначе?»
Многих интересует происхождение географических названий – наименование частей света, стран, городов, гор, рек и т. п. Здесь поможет топонимический словарь.
Если кто-то хочет узнать первоначальное значение своего имени или кому-то интересно, какие уменьшительные формы существуют от того или иного имени, можно обратиться к словарю собственных имен.
Фразеологические словари содержат фразеологические обороты русского языка с указанием их значения, происхождения, употребления в речи и т. д.
Есть и другие типы словарей: словари синонимов, антонимов, паронимов, орфографические словари, словарь сокращений русского языка, словари языка писателей (например, «Словарь языка Пушкина»), словообразовательные словари, словари пословиц и поговорок и многие другие.
Послетекстовые задания:
2. Работа в малых группах. Задание 1.Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках.
1. Ограничиваются ли словари простым перечислением слов? (раскрывать содержание, указывать особенности).
2. Какими словарями мы пользуемся, когда хотим узнать значение слова? (обращаться к, приводить все значения, приводить примеры)
3. Что, кроме значения, можно узнать о слове из толкового словаря? (указывать ударение, приводить грамматические формы, фразеологические обороты, давать стилистические пометы)
4. Почему 17-томный Словарь русского литературного языка называют «Большим академическим»? Чем он отличается от «малого»? (объем, зависеть от, включать в словарь, превосходить по объему, подробнее, глубже)
5. Что вы можете сказать о Словаре Даля? (занимать особое место, содержать)
6. К какому словарю вы обратитесь, если захотите уточнить произношение слова? (затрудняться, навести справки)
Задание 2. а) Выпишите из текста глаголы перечислять, отражать, зависеть, предупреждать, посвятить, содержать, затруднять с их объектными распространителями. Какими еще существительными могут распространяться данные глаголы?
б) Используя перечисленные в предыдущем упражнении глаголы, передайте смысл данных предложений.
Объем словаря определяется в значительной мере количеством иллюстративного материала.
Текст называет глаголы, требующие двух обязательных распространителей.
Нам заранее сказали об изменении срока экзамена.
Целая глава книги отведена изложению истории вопроса.
Книга хорошо передает дух эпохи.
Словарь включает 25 000 слов.
Плохое оформление книги мешает восприятию содержания.
Задание 3.Обратите внимание на композицию текста. Скажите, сколько в тексте абзацев. Отметьте абзацы, близкие по содержанию, образующие единую композиционно-тематическую часть текста, и более далекие друг от друга. Какие абзацы а) являются уточнением, развитием информации, б) дают новую информацию?
4. Отметьте в каждом абзаце предложения, которые передают основное содержание этого абзаца. Запишите эти предложения в тетрадь в виде назывного плана.
5.Напишите рецензию на данный текст.
3. Работа в малых группах. Задание 1.Прочитайте текст. Постарайтесь выделить основную мысль каждого абзаца.
Жизнь Альфреда Бернхарда Нобеля
Альфред Нобель, шведский экспериментатор и бизнесмен, изобретатель динамита и других взрывчатых веществ, пожелавший основать благотворительный фонд для награждения премией своего имени, принесшего ему посмертную славу. Он отличался невероятной противоречивостью. Нобель тяготел к уединению, покою, не мог терпеть городской суеты. Кроме того, он никогда не курил, не употреблял спиртного, избегал карт и других азартных игр. Хотя Нобеля и называли королем динамита, он сильно противился использованию своих открытий в военных целях. Он заявлял о том, что война является «ужасом из ужасов и самым страшным преступлением», а затем добавил: «Мне бы хотелось изобрести вещество или машину, обладающей такой раздражительной мощностью, чтобы всякая война вообще стала невозможной».
Альфреду Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме и стал четвертым ребенком в семье. Он родился очень слабым, и все его детство было отмечено многочисленными болезнями. В октябре, когда Альфреду было 9 лет, вся семья приехала к отцу в Россию. Здесь ему наняли частного репетитора. Он показал себя трудолюбивым учеником, особенно увлекающимся химией и физикой. В 1850 году, когда Альфред достиг 17-летнего возраста, он отправился в продолжительное путешествие по Европе, во время которого посетил Германию, Францию, а затем США. В Париже он продолжал изучение химии, а в США встретился с Джоном Эриксоном, шведским изобретателем паровой машины. Вернувшись в Санкт-Петербург через 3 года, Альфред Нобель начал работать в компании отца, которая специализировалась на производстве боеприпасов в ходе Крымской войны (1853-1856), В этот период он увлекся взрывчатыми веществами. В 1864 году Альфред сделал первое свое открытие. Запатентованный новый взрывчатый материал назывался «динамит», или «безопасный взрывчатый порошок Нобеля». Затем он изобрел бездымный порох, впервые как взрывчатое вещество стал использовать нитроглицерин. Новое взрывчатое вещество позволило осуществить такие захватывающие проекты, как прокладка Альпийского туннеля на Сент-Готарусской железной дороге, расчистка русла Дуная или прокладка Коринфского канала в Греции. Динамит стал также средством ведения буровых работ на Бакинских нефтепромыслах. 10 декабря 1896 года Альфреда Нобеля не стало. Он умер от кровоизлияния в мозг. После смерти «динамитного короля» осталось колоссальное состояние. Его 93 завода выпускали 66,5 тыс. тонн различных взрывчатых веществ в год. Большие суммы были вложены в другие предприятия и ценные бумаги во многих странах мира. Иначе говоря, состояние его оценивалось в 33 млн. шведских крон (9,2 млн. американских долларов) – огромная по тем временам сумма. За год до смерти Альфред Нобель составил завещание о том, чтобы вся принадлежавшая ему недвижимость была продана, а на вырученные средства следовало образовать фонд его имени. Для определения лауреата, как того хотел учредитель премии, по каждому из направлений созданы специальные Нобелевские комитеты. Шведская Королевская Академия наук из числа своих 54 членов образовала три комитета – по физике, химии и экономике. Каролинский институт в Стокгольме выбирает комитет по литературе, Норвежский парламент – комитет, присуждающий премии мира. Альфред Нобель писал в своем завещании: «…присуждение наград не должно связываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству». В завещании не было речи о премиях по экономике. В 1968 году Шведский банк (он отмечал тогда свое 300-летие), отдавая должное исключительной личной роли Альфреда Нобеля как экономиста- практика, специалиста в области управления производством, вышел с предложением о присуждении премии его имени также выдающимся ученым-экономистам. Предложение было одобрено Нобелевским фондом, и с этого времени наиболее видные ученые-экономисты стали выдвигаться кандидатами на присуждение премии, которая официально называется несколько иначе, чем остальные: Премия памяти Альфреда Нобеля по экономике.
-
Обсуждаем содержание текста 1) Каким был Альфред Нобель? 2) Почему он не хотел, чтобы его открытия были использованы в военных целях? 3) В какой семье родился Нобель? 4) Как сложилась его дальнейшая жизнь? 5) Какие изобретения сделаны Нобелем? В каких целях он использовал их? 6) Какое завещание оставил после себя Альфред Нобель? 7) Как называется премия, которую присуждают ученым- экономистам? 8) Докажите, что Альфред Нобель был интернационалистом? 9) Передайте основную мысль каждого абзаца назывными предложениями.
Задания к тексту:
1. Объяснение значений терминов и терминосочетаний.
2. Определение подстиля данного текста.
3. Выделение основной мысли данного текста.
4. Примеры доказательств с опорой на языковые средства о принадлежности данного текста к рецензии.
5. Нахождение синтаксических конструкций, характерных для научного стиля.
6. Написать рецензию на данный текст.
6. Литература:
Основная литература:
1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.
2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.
Дополнительная литература:
1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.
2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)
3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.
4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.
5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.
6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.
7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)
8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)
7. Контроль:тесты
1. Тема №52. Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва.
2. Цели: ознакомление студентов с понятием о научном отзыве, его определением, сущностью и назначением рецензии, со структурой научного отзыва Языковые стандарты-клише каждой структурной части научного отзыва.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
-формирование навыков и умений анализировать и составлять текст научного отзыва с выделением лексико-стилистических особенностей данного жанра научной речи.
Студент должен уметь:
-развитие интереса к устной и письменной научной речи, к творческой деятельности студентов.
4. Основные вопросы темы:
1.Научный отзыв как жанровая разновидность научной речи.
Отзыв – небольшое критическое произведение, кратко описывающее книгу, фильм, картину, спектакль. В отзыве говорится, прежде всего, о первых впечатлениях от прочитанного (увиденного), затем высказывается мнение о сюжете, героях произведения, приводятся примеры, определяется тема и идея. В отзыве не предполагается детальный анализ художественного произведения.
2. План составления рецензии, отзыва:
1. Объект критики:
А) Ф.И.О, автора, название работы;
Б) выходные данные: название журнала, год издания, количество страниц;
2. Краткое изложение вопросов, поднимаемых автором в статье, книге: основная тема, характеристика сути поднимаемой проблемы;
3. Положительные моменты исследования: актуальность, новизна, проблематичность, оригинальность подхода к решению проблемы;
4. Спорные моменты исследования: факты, положения, вызывающие сомнение;
5. Собственный подход к решению проблемы (рациональные замечания и предложения);
6. Вывод, оценка, рекомендации рецензента.
При написании рецензии важно ответить на следующие вопросы:
1. О чем данная статья? Какая основная тема статьи?
2. Что интересного, нового Вы узнали из текста?
3. Какие положения текста вызывают у Вас сомнение (с чем бы Вы не согласились? О чем бы Вы поспорили?)
4. Как Вы решили бы эту проблему?
5. Как Вы оцениваете труд автора?
6. Что бы Вы порекомендовали автору?
3.Синтаксические конструкции, используемые для составления рецензии (отзыва):
-посвящена проблеме, вопросу (чего?); исследуется, рассматривается вопрос, ставятся вопросы (о чем);
-убедительно доказывает, аргументирует (что?); своевременно обращает внимание на (что?), главное достоинство (чего?) заключается в (чем?);
- мы согласны с (кем? чем?), полностью разделяем мнение автора о (чем?), мы считаем, что...; можно согласиться с (кем? чем?); представляется ценным (полезным, нужным, обоснованным) утверждение (кого?) (о чем?); заслуга автора состоит в том, что...;
- представляется целесообразным уточнить (выяснить) (что?); нельзя не заметить, что...; нельзя не отметить некоторых недостатков; к замечаниям можно отнести (что?); мало уделяется внимание (чему?); автор не учел результатов уже имеющихся по этой проблеме работ; к сожалению, автор не упоминает в своей работе о (чем?); недостаточно обосновано положение о (чем?);
- представляется правильным вывод о том, что...; итак, автор совершенно правильно приходит к выводу о (чем?); в заключительной части дается правильный вывод о (чем?); в статье представлен глубокий полезный материал для (кого? чего?); думается, что..'.; статья представляет (что?);
- рекомендуется для (кого?); предназначена, адресована (кому); представляет интерес для (кого?); статья полезна не только..., но и...;
5. Методы обучения и преподавания:презентация,работа в малых группах, работа с текстом
1. Работа в малых группах. Задание 1. Реализация отзыва через рассуждение-описание. Основные вопросы, характерные для рассуждения-описания: с какой целью, для чего и зачем.
Задание 2. Напишите отзыв об одном из словарей, изданных в 90-х годах (Орфографический словарь, Словарь русских личных имен, Толковый словарь русского языка и др.)
2. Работа с текстом.Прочитайте текст. Определите, почему он так называется.
Секрет образованности
Часто встречается у студентов-первокурсников наивный взгляд, будто чтение, как дыхание, дается каждому грамотному само собой… Чтение настоящей книги должно быть взаимодействием с ней, то есть, ничего не вкладывая в читаемое от себя, вы рискуете и не получить ничего от книги. Но это касается творческого чтения. А самый процесс чтения, его технология, тоже не дается сразу. Одно дело – читать дома, другое – в библиотеке. А чтение в библиотеке похоже на своеобразную школу.
Сначала мое чтение было хаотичным. Читаемая по теме книга включала в сносках и примечаниях ссылки на другие источники. Роясь в каталогах, чтобы найти их шифры и заказать себе эти другие источники, я сплошь да рядом наталкивалась на интригующие названия. Не нужно по теме – а знать так хочется! И чтение разветвлялось, непрерывно множилось – главная его магистраль переходила во встречные дороги, дороги – в улицы, улицы – в переулки, переулки – в тропинки, тропинки – в необъятную даль бездорожья…
Главная тема окружалась спиралями знаний, объяснений, переходов в новые и новые проблемы, связанные с основной темой. Я пробиралась по лесу знаний, заходя в разные стороны. И чтоб не забывать прочитанное, стала конспектировать его в тетрадку. Конспектирование сначала велось вслепую, от-до; потом я научилась отличать существенное от случайного и записывать только существенное. Не только о самом тексте – о его языке, стиле, удачном и неудачном месте, верной или неверной мысли – и конспект стал превращаться в разговор с книгой. Нельзя было писать на полях – книга библиотечная! И впечатление, ответная мысль, резкое несогласие неизбежно вторгались в конспект.
Шли дни, месяцы, годы такого чтения. И вырастала привычка. Замечательная привычка, сделавшаяся моей «подругой» на всю долгую жизнь. Привычка находить нужную книгу; а в книге находить ее самое нужное место; а нужное место правильно конспектировать, ставя номер страницы. Привычка вдумчивого чтения, открытия цитатной мысли у автора; усвоение побочных мест, могущих пригодиться; привычка чувствовать себя в книге не как в гостях, а как дома. Словом, привычка хорошо понять и оставить в записях для памяти нужную тебе книгу. Пусть она потом забудется. Но память хранит ее в своей кладовой до первого нужного случая. Постепенное приобретение простого опыта, что изолированной науки в мире нет и все познанное человеком перекликается, - оно-то и составляет секрет образованности. Хаотическое мое чтение первых лет оказалось исключительно полезным, научило искать и находить связь. (М. Шагинян.)
Задания к тексту.
Работа в малых группах. Задание 1.
1. Объясните, почему автор считает, что чтение в библиотеке – это своеобразная школа.
2. Разделите текст на пять частей по назывному плану.
а) творческое чтение;
б) технология чтения в библиотеке;
в) разговор с книгой;
с) привычка вдумчивого чтения;
д) секрет образованности.
Задание 2. Прочитайте повествовательный план текста. Объясните, как вы понимаете главную мысль каждой из его частей.
а) чтение настоящей книги должно быть взаимодействием с ней;
б) чтение в библиотеке похоже на своеобразную школу;
в) конспект стал превращаться в разговор с книгой;
с) вырастала привычка хорошо понять и оставить в записях для памяти нужную тебе книгу;
д) постепенное приобретение простого опыта, что изолированной науки в мире нет и все познанное человеком перекликается, - и составляет секрет образованности.
Задание 3. Используя синтаксические конструкции составьте отзыв на данный текст.
6. Литература:
Основная литература:
1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.
2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.
Дополнительная литература:
1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.
2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)
3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.
4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.
5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.
6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.
7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)
8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)