Профессиональная педагогика как область педагогики
В рамках педагогики в последние годы выделилась новая область «Профессиональная педагогика». Интерес к ней обусловлен рядом причин:
· развиваются новые типы учебных заведений: гимназии, колледжи, лицеи, высшие профессиональные учебные заведения;
· развиваются авторские частные школы, работающие по собственным концепциям;
· создаются инженерно-педагогические вузы или профессионально-педагогические факультеты в технических вузах, индустриально педагогические колледжи и лицеи;
· профессиональные учебные заведения всё чаще предоставляют населению дополнительные образовательные услуги, организуют собственное производство по выпуску товарной продукции, развивают профессиональные технологии обучения.
Профессиональная педагогика (ПП) как область педагогики определяется:
1) ПП изучает закономерности воспитания, обучения и развития учащихся, разрабатывает принципы обучения и воспитания, педагогические технологии, обосновывает типы профессиональных учебных заведений, систему их управления.
2) Обобщает знания о педагогических теориях, способах проектирования инновационных технологий, путях дальнейшего развития системы профессионального образования (ПО).
3) Это область общей педагогики о подготовке человека к профессиональной деятельности, о профессиональном воспитании нового поколения специалистов.
4) ПП это часть общей педагогики, формирующаяся вместе с совершенствованием системы профессионального образования.
5) ПП отражает новые современные концепции ПО.
6) ПП позволяет педагогам обеспечить взаимодействие законов педагогики и законов производства, на этой основе строить учебный процесс, обеспечивать интеграцию этих законов.
ПП имеет свой понятийный аппарат, свои категории, особенности, обусловленные своеобразием тех явлений, которые она изучает и которые составляют ее фундамент.
Педагогика ПО или профессиональная педагогика – область теоретического и практикоориентированного научного знания, которая распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.
Необходимо преодолеть уже несколько устаревший взгляд на профессиональную педагогику как на систему знаний, относящуюся только к процессу формирования профессионала как специалиста того или иного профиля.
Методологические знания указывают на то, как, каким образом следует действовать для достижения желаемых, нормативно заданных результатов в теории и практике образования. Это связано с методологическими установками целесообразной организации учебного процесса (они «говорят» как должно учить).
С другой стороны, необходимо всестороннее, системное, междисциплинарное изучение явлений и объектов педагогической действительности.
В условиях перехода к современным рыночным условиям возникла необходимость преобразований в подготовке кадров на новых началах: профессиональное образование должно ориентироваться на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.
Профессионализм – это мастерство по приобретённом профессии, позволяющее выпускнику вуза быть конкурентоспособным на рынке труда.
Профессионализм обеспечивает высокую мобильность специалистов, их способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения, обеспечивать самостоятельность поведения.
Для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.
Компетентность педагога – это профессиональные знания и умения по своему предмету.
Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Компетентность специалиста характеризует его профессионализм.
Профессионализм и компетентность – это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи педагога, как и любого специалиста.
Компетентность педагога включает несколько составляющих:
1) специально-педагогическую;
2) методическую;
3) социально-психологическую;
4) дифференциально-психологическую;
5) аутопсихологическую.
Содержание требований к подготовке специалиста, в том числе и педагога, представлено в его квалификационной характеристике.
Нормативная моделькомпетентности специалиста (педагога) представлена в его квалификационной характеристике. Квалификационная характеристика – это свод обобщённых требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.