Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкального мышления младших школьников

Сравнивая исходный и конечный результаты уровня развитости у учеников музыкального мышления, в процессе опытно-экспериментальной работы, можно выявить динамику роста. Результаты такого сравнения в экспериментальной группе, приведены в таблице № 3:

Таблица № 3.

Уровни развитости музыкального мышления младших школьников ЭГ. N (ЭГ) = 10

 
Исходный уровень Конечный уровень  
Уровень Абс. % Уровень Абс. %  
Высокий Высокий  
Средний Средний  
Низкий Низкий  
             

Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:

1. Образное постижение младшими школьниками музыкальных произведений, относящихся к образцам непрограммной музыки, имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что учащимся предлагались произведения без программного названия, т.е. не намечалось то русло, по которому будет двигаться мышление слушателя при восприятии данного музыкального произведения.

2. На начальном этапе развитие музыкального мышления младших школьников происходило при условиях:

- сочетания слушания музыки с ее последующей словесной характеристикой;

- поэтапного слухового постижения младшими школьниками музыкально-художественного образа, которое предусматривало целостное становление этого образа в сознании слушателя на основе первично возникших слуховых представлений через их последующее эмоциональное переживание и детальное осмысление посредством установления аналогий между средствами музыкальной выразительности, создающих определенный музыкальный колорит.

3. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития музыкального мышления младших школьников. При этом ведущими видами деятельности выступили: слушание музыкальных произведений, проведение бесед о прослушанной музыке, ее анализ, использование творческой импровизации в её разновидностях. Динамика роста развития уровня музыкального мышления составила 40%, что отражено в таблице 3.

Заключение

Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека музыкального образа, являющего единство эмоционального и рационального.

На основе анализа литературы по проблеме исследования мы выявили характерные признаки понятия «музыкального мышления»:

- музыкальное мышление является частным видом художественного мышления, поскольку, как и мышление в целом, оно является функцией головного мозга, присущей каждому человеку;

- музыкальное мышление совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- музыкальное мышление имеет творческий характер;

- в нем проявляются специфические свойства музыки.

Формирование и развитие музыкального мышления учащихся должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений. Учитель музыки, организуя процесс развития музыкального мышления школьников должен опираться на его прежний опыт, воспоминания, полученные представления. Именно мышление помогает человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного подключения иных практических действий.

Музыкальное мышление имеет структуру. Современное музыкознание выделяет 2 структурных уровня: «чувственный» и «рациональный». Первый из названных уровней, в свою очередь, включает в себя компоненты: эмоционально-волевой и музыкальные представления. Второй опирается на компоненты: ассоциации, творческую интуицию, логические приёмы. Связующим звеном между двумя уровнями музыкального мышления служит музыкальное («слуховое») воображение. Поэтому основой содержания при развитии у детей музыкального мышления в условиях общеобразовательной школы является активное восприятие (слушание) музыкального материала, элементарное музицирование, сочинительская практика, вовлечение в ситуации создания образных представлений, импровизация, решение творческих заданий на основе включения в игровые формы деятельности и художественное общение. Анализируя различные подходы в изучении музыкального мышления, мы определили в качестве показателей развитости музыкального мышления следующие:

- объем музыкально-интонационного словаря - словаря устного, составленного каждым человеком из наиболее «говорящих ему», «на слуху лежащих» фрагментов музыки, интонируемых вслух или про себя;

- систему интонационных взаимосвязей и отношений, характеризующихся умением устанавливать жанровые, стилистические, образно-выразительные, драматургические связи как внутри одного произведения, так и между несколькими произведениями одного или разных авторов, т. е., владение нормами музыкального языка;

- творчество.

Для повышения эффективности развития музыкального мышления младших школьников мы предлагаем разработанную нами программу. Первая фаза этой программы связана с обогащением музыкально-интонационного словаря школьников. Вторая фаза программы предполагает детальное осмысление их музыкально-художественных представлений посредством творческих заданий, которые включают в себя импровизацию в её различных видах. В ходе экспериментальной работы мы определили наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников, а также проверили эффективность методики развития музыкального мышления в процессе опытно-экспериментального исследования.

Список литературы

1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985.

2. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. - Воронеж, 1998.

3. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский. - М.: Музыка, 1974.

4. Арчажникова Л. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.

5. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М. - Л.: Музыка, 1965.

6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971.

7. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. - М.: Педагогика, 1975.

8. Блонский П. П. Развитие мышления школьников. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

9. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 1997.

10. Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся / Под. ред. И. С. Якиманской. - М., 1991.

11. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. - М., 1982.

12. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. - 1997. - №3.

13. Горюхина Н. В. Обобщение как элемент художественного мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сост. Л.И. Дыс. - Киев: Музычна Украина, 1989.

14. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.

15. Дмитриева Л. Г. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. - М.: МГПИ, 1985.

16. Дыс Л. И. Музыкальное мышление как объект исследования // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей / Сост. Л. И. Дыс. - Киев: Муз. Украина, 1989.

17. Интуиция // БСЭ / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. Энц., 1990. - Т. 10.

18. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984.

19. Каган М. С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996.

20. Кан-Калик В. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. - М.: Педагогика, 1987.

21. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. - 2000. - №7.

22. Лихачёв Д. С. Деятельность, сознание, личность. - М.: Изд. полит. лит., 1977.

23. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. - М., 1982.

24. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-пресс, 1998.

25. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. - Л.: Музыка, 1988.

26. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. - М., 1993.

27. Медушевский В. Музыковедение // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. - М.: Просвещение, 1993.

28. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. / Под ред. Э. Б.Абдуллина. - М., 2002.

29. Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке. - Л.: Музыка, 1990.

30. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.

31. Немов Р. С. Психология. Т.1, Т.2, Т.3. - М., 2002.

32. Нестьев И. Как понимать музыку. - М.: Музыка, 1965.

33. Орлова И. В ритме новых поколений. - М.: Знание, 1988.

34. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. - М.: ЛОГОС, 1995.

35. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2002.

36. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

37. Пиличаускас А. А. Познание музыки как психологическая проблема. - М., 1991.

38. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

39. Подласый И. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 1996.

40. Подуровский В. М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

41. Представление // БСЭ / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. Энц., 1975.

42. Прохорова Л. Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников // Начальная школа. - 2003. - №2.

43. Пушкин В. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1976.

44. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

45. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. - М., 1997.

46. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка, 1972.

47. Рубинштейн С. Основы общей психологии. - СП. б.: Питер, 1999.

48. Самсонидзе Л. Особенности развития музыкального восприятия. - Тбилиси: Мецниереба, 1997.

49. Соколов О. О принципах структурного мышления и музыки // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский - М.: Музыка, 1974.

50. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974.

51. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону., 2000.

52. Струве Г. Музыка для тебя. - М.: Знание, 1988.

53. Сухомлинский В. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3-х т. - Т.I. - М.: Педагогика, 1989.

54. Терентьева Н. А. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание / Программы. - М.: Просвещение, 1994.

55. Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников / Ред. кол. В. Н. Белобородова, К. К. Платонов, М. А. Румер, М. В. Сергиевский. - М.: НИИ ХВ, 1971.

56. Тарасов Г. Психологические основы музыкального воспитания школьников // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. - М.: Просвещение, 1993.

57. Тельчарова Р. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности. - М.: Прометей, 1989.

58. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. - М., 1985.

59. Усачёва В., Школяр Л. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001.

60. Философская энциклопедия / гл. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Сов. Энц., 1964. - Т.3.

61. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Ч.1. Музыкальное произведение как феномен. - М.: Музыка, 1990.

62. Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторство в современной музыке. - М.: Советский композитор, 1982.

63. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. - М.: Интерпраис, 1994.

64. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. - М., 1994. - Вып.2.

65. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. - М.: Педагогика, 1985.

66. Яворский Б. Л. Избр. Труды. Т.II. Часть 1. - М., 1987.

67. Якобсон П. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.

Наши рекомендации