Педагогическая категория «отношение» как суть воспитания

А теперь — о самой сути воспитания,. которая и позволит ответить на вопрос «КАК воспитывать?», т.е. выстроить методику воспитания.

С.Т. Шацкий писал: «Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства... Но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал... обсчитывать».

Предельно ясно и понятно, что и умение считать, и умение обсчитывать требуют одного и того же навыка -умения считать. Знания нравственных норм одному человеку нужны, чтобы «подняться выше», а другому — чтобы занять более выгодную личностную позицию, «обойдя», обманув человека нравственно чистого, воспитанного. Кому из житейской практики неизвестны случаи беспомощности высоконравственного человека перед негодяем, грубияном, ханжой, хищным расхитителем, хапугой и т.п.; у него, человека нравственно воспитанного, «нет слов» доказать очевидное, нет в его обиходе безнравственных средств.

Несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, хорошо знают нормы уголовного права: кому, при каких обстоятельствах, за что... сколько лет полагается. Знают — и нарушают. А если опросить (что мы делали неоднократно) школьников обычных общеобразовательных школ на предмет знания конкретных норм уголовного права -встретимся с катастрофической правовой безграмотностью. Не знают — но... и не нарушают.

Браконьер, грабящий водоемы во время нереста рыбы, хорошо знает природу рыбы, идущей на нерест, и пользуется этим знанием в своекорыстных целях. Инспектор рыбнадзора тоже владеет этим знанием и поэтому знает, когда и где надо искать браконьера.

Подростки знают, что молоденькая учительница страдает (вплоть до слез) от их козней, и вновь, и вновь ставят ее в неловкое положение, наслаждаясь ее страданиями. И вдруг находится один, который воскликнет: «Да хватит вам, изверги, ведь ей больно!» И все как бы прозрели, поняли — и... сжалились.

Примеров много, их можно приводить до бесконечности. Во всех случаях имеется в виду отношение человека к окружающей действительности. Уважает чужую собственность — будет честно «считать», нет - будет «обсчитывать». Любит людей, уважает их человеческое достоинство, знает нравственные нормы отношений и почитает их неукоснительными для исполнения — никогда не обидит, не обманет, не нагрубит, не поставит в неловкое положение, не доведет до слез... А нет — унижение и обида других людей становятся нормой жизни. Любит природу истинной человеческой любовью, действенно способствует ее процветанию, оберегает и обогащает — никогда не станет браконьером. А потребительское отношение приводит к неадекватным относительно человеческих ценностей суждениям, поступкам, эмоциям определяется это отношением к знаниям, нормам, традициям, обычаям, к живой и неживой природе, к человеческим ценностям — любви, дружбе, достоинству, к произведениям искусства, достижениям науки и техники... Ко всему, что окружает человека.

А теперь обратимся к известным мыслителям, философам, педагогам, общественным деятелям. К. Маркс: «...сущность личности... есть совокупность всех общественных отношений». К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». А.С. Мака-' ренко, говоря о трудновоспитуемых детях, несовершеннолетних правонарушителях, неоднократно писал,.что в этих случаях мы имеем дело «не с технической дефективностью личности, а с испорченными отношениями личности с обществом». С родителями, педагогами, просто встречными людьми, с нравственными и правовыми нормами...

Современная психология определяет позицию личности (т.е. успешность ее деятельности, самочувствие в общении с другими людьми, поведение...) как «место личности в системе общественных отношений» (политических, экономических, социальных, правовых, половых, материальных...).

Во всех приведенных выше жизненных примерах и теоретических доводах есть общее понятие - ОТНОШЕНИЕ. Нетрудно заметить, что нравственная воспитанность ассоциируется с хорошим, позитивным отношением, а безнравственность, нравственная невоспитанность или незрелость — с негативным отношением. Не значит ли это, что категория «отношение» есть сущностная характеристика воспитания?

Попробуем по-рассуждать несколько иначе, идя от только что родившегося человека — ребенка; Он, этот беспомощный несмышленыш, имеет много человеческого (внешнее и внутреннее строение органов, инстинкты, задатки и собственный опыт внутриутробной жизни и жизни после рождения), но и еше, по меткому выражению И.П. Павлова, рефлекс «Что такое?», положенный в основу познавательной потребности. Малыш, схватив пальчиками погремушку, начинает ее изучать: грызет, лижет, рассматривает, гремит (слушает). Выхватив из обширного поля зрения лицо человека, склонившегося над колыбелькой, начинает его ощупывать, щипать, захватывать беззубыми десенками... Ж.-Ж. Руссо писал: «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению». Современные исследования пренатального развития доказывают, что обучение и воспитание ребенка начинаются еще до его рождения.

На основании первоначальных знаний формируется и отношение: это добрая мама, это сладкая конфетка, это «злой врач», это интересная книжечка, а это — бабушкина «баюльная» песенка: «Бабуля, включи себя погромче»; это уроки любимой учительницы: встает до зари и готов бежать в школу; а эта девочка-пятиклассница выбросила в помойку дневник музыкальной школы: «Больше я на твою музыку не пойду!» Это все отношения. И именно от них зависит будущая воспитанность-невоспитанность человека, кстати, проявляющаяся сызмальства: полугодовалый ребенок, стучащий погремушкой по лицу мамы, уклоняющейся от ударов и просящей: «Не надо, сыночек», а он радуется и продолжает стучать... Это уже отношение.

ЧТО ТАКОЕ «ОТНОШЕНИЕ»

Чтобы понять суть воспитания, надо хорошо разобраться в том, что такое отношение. Какова его природа? В чем педагогический смысл этой философско-психологической категории? И как быть педагогу, поставившему себе цель сформировать личность ребенка, прекрасную во всех отношениях, оцениваемых с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ?

Видимо, прежде всего, надо понять, откуда оно, это отношение берется, как возникает? Центром гуманистической педагогики, принятой нами за идеал, является разбивающаяся личность ребенка. Она, эта личность, существует, проявляется, развивается в деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурной, игровой, в свободно выбиваемой деятельности общения на досуге. Развиваются все органы и все сферы личности. И при этом ребенок вступает в определенные, заданные средой, материальным и человеческим окружением отношения добра — зла, истинного — ложного, прекрасного — безобразного. В общении с предметами, явлениями, ценностями материального и духовного мира складывается определенный опыт отношений; развивающийся человек поднимается на следующую ступеньку своего развития: физического, психического, социального... И опять вступает в деятельность и в отношения. И т.д...

Значит, есть «три кита» воспитания: ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТНОШЕНИЕ, между собой взаимосвязанные, неразрывные. Обогащение деятельности детей ведет к обогащению отношений, а следовательно, к прогрессивному развитию личности. Введение в деятельность детей безнравственных отношений к предмету деятельности, к людям, неизбежно приводит к появлению безнравственных качеств личности. Личность безнравственная, вступающая в руководство даже позитивной деятельностью, насаждает неизменно безнравственные отношения людей в этой деятельности.

ОТНОШЕНИЕ с точки зрения психологии определяется как «взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в ситуации выделенного, неизменного объекта к другим объектам, явлениям, свойствам» (СНОСКА: Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевс-кого. М., 1990. С. 298).

Итак, в развитии человека (ребенка, школьника) идут, количественно и качественно нарастая, как бы два параллельных процесса: первый — накопление знаний о мире, навыков и умений их применения в жизни, на практике и способов их получения. Это удел обучения в самом широком смысле этого слова — от материнских уроков, как есть горячую манную кашу, рисовать домик, приласкать котенка, поздравить дедушку... до самых высоких достижений современного образования. И второй — процесс формирования отношений к приобретаемым ребенком знаниям, умениям, навыкам их получения. Возьмем для примера детские открытия в области отношений (именно отношений, а не знаний!), которые поднимают или отбрасывают их назад в нравственном, эстетическом, экономическом, правовом, половом, социальном... развитии, т.е. влияют на уровень воспитанности. Итак, высказывания детей различного возраста.

Малыш-пятилетка объясняет товарищам: «Маленькую березку ломать нельзя. Она живая. Мы с папой видели, как у нее слезки капали, когда кто-то сломал ветку».

У В. Драгунского есть рассказ «Друг детства»; малыш не хочет употреблять старого, драного плюшевого мишку в качестве боксерской груши - нельзя же колотить друга детства, которого некогда кормил, пеленал, укладывал спать вместе с собой в кроватку.

Первоклассница пришла с первого урока математики: «Нам учительница рассказывала, что без математики никто, нигде прожить не может (дальше перечисление конкретных фактов, доказывающих значимость математики). Я буду хорошо учиться по математике»;

Подростки после урока физики: «Вот это да! Надо же, был такой человек по имени Дизель. Это тот, который изобрел дизельный двигатель. Никто не хотел признавать его открытия. Так он всю оставшуюся жизнь ходил по разным городам и странам, доказывая полезность своего открытия. Но никто не верил. И он... покончил жизнь самоубийством. Вот досада: видел бы он, как его дизель сейчас для нас важен. Прожить нельзя».

Алеша М., семиклассник, совершил около 80 мелких краж: из школы, магазинов, у друзей, соседей по дому... Крал все, что плохо лежит. На удивленный вопрос работника милиции: «А что же на это говорили родители?», ответил: «Да, они говорили, что хорошо, покупать не надо...»

Все так или иначе влияет либо позитивно, либо негативно (нейтрального быть не может) на формирование отношения ребенка к миру, а значит — на его воспитание. Причем это влияние настолько тонкое, что на первый взгляд кажется неуловимым и несущественным. На самом деле педагог должен обладать мастерством «высшего пилотажа», чтобы наверняка с позиций намеченной воспитательной цели влиять на то или иное отношение ребенка.

К примеру, одна и та же информация взрослого может быть носителем различных отношений. У В. Леви (СНОСКА: Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. С. 37) показаны различные варианты каждодневного требования — реплики «Садись заниматься» или «Иди делать уроки»:

§ - Виноватый: «Знаю, что тебе не хочется, но хотя бы для очистки совести, хотя бы для вида...»

§ — Сверхолекающий: «Я и только я знаю, что тебе надлежит делать в каждый момент, без меня ни шагу. Всегда с тобой, всегда вместе».

§ Отстраняющий: «Делай в принципе, что угодно. Главное, чтобы тебя не было видно и слышно».

§ Обвиняющий: «Опять будешь ловить мух, лентяй - злостный халтурщик, бессовестный. Я тебе покажу, я заставлю!»

И за этим — действие школьника, которое, повторенное изо дня в день, закрепляет определенное отношение.

Еще один ракурс проблемы отношения как категории педагогической: оно по своей природе — категория ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ: человек САМ на основании СВОИХ имеющихся знаний и опыта, взглядов, критериев оценки, убеждений, интересов и склонностей выбирает привлекательное для него отношение к предметам, людям, живой-неживой природе, явлениям и событиям духовной жизни человека.

Кому незнакомо: «Терпеть не могу перловую кашу!», «Скромность — это не для меня. Скромный — это рохля и растяпа, который сегодня не выживет», «Не буду учить эту дурацкую географию!», «Дружба? — Это романтическая химера^ придуманная взрослыми для маленьких детей. Каждый ищет материальную выгоду» и т.д. и т.п.

Позиция учителя-воспитателя трудна вдвойне. Шесть-семь уроков в день он приходит к детям в качестве учителя — носителя и интерпретатора конкретных знаний, которые в силу их достоверности он вправе давать декларативно: закон Ома, теорему Пифагора, химические свойства кислоты, содержание «Слова о полку Игореве», причины падения Римской империи... А на седьмой-восьмой урок он приходит к тем же детям в качестве классного руководителя (воспитателя).

Своим воздействием, которое может быть реализовано в самых разных творческих формах, он пытается влиять на отношение детей к музыке (конкретной), поэзии (определенной), живописи (отдельным произведениям), интересному (для самого педагога!) человеку... Высказывая свое отношение, он не может приказать, заставить детей принять его отношение, сделать своим. «Музыка Бетховена (Моцарта, Шопена, Паганини...) прекрасна, восхитительна...», — говорит учитель. И они слушают. И звучит Бетховен... В классе тишина: слушают. А в конце классного часа — маленькая анонимная анкетка: «Понравилось ли вам размышлять под музыку Бетховена?» и ответы: «Да, конечно, но Бритни Слирс лучше!», «Металлический рок — это класс!», «Нирвана» — это да!» И подобных — около 75% (иногда больше, иногда меньше). Что это: невнимание, неуважение к учителю, к Бетховену, конкретно к «Лунной сонате» или к классической музыке? Ничего подобного! Просто «каждый выбирает по себе» (Ю. Левитанский). Отношение избирательно.

Но как же тогда быть педагогу, задавшемуся целью сформировать определенное отношение учащихся к какой-то определенной ценности? Очевидно, надо так представить отношение, чтобы оно настолько поразило, удивило, пленило воспитанника, чтобы он его принял, захотел присвоить. Читаем у Л.Н. Толстого: «Воспитание, передача знаний тогда настоящие, когда передается важное, нужное содержание (нравственное учение) в ясной, разумной, понятной форме (наука) и так, что оно пленяет, заражает, увлекает своею искренностью того, кому передается (искусство)...»

И у Д.С. Лихачева о Пушкине в его «Раздумьях»; «Пушкин — величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвыышенной лицейской дружбы, в любви — возвышенный идеал отношения к женщине-музе («Я помню чудное мгновенье»). Он создал возвышенный идеал печали. Три слова — «печаль моя светла» — способны утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных»). Он открыл возвышающее значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости. Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Именно в воспоминаниях родится у Пушкина притягательный горький образ прошлого и мудрое объяснение настоящего». Это тоже способ формирования отношения.

Но... как формировать позитивные отношения воспитанника к миру? И как преодолеть уже сформировавшиеся негативные? И можно ли этому научиться? Конечно, можно. Современная философия воспитания, раскрывая суть отношения как категории педагогической, дает нам совершенно конкретное знание: отношение существует, проявляется, выявляется... в трех формах — рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной. Форма рациональная (сфера сознания личности). «Две тысячи лет назад Аристотель задавался вопросом: «Как же сознание прикрепляется к телу?» Мы все еще задаем тот же вопрос» (Я. Шеррингтон). Отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях... У Л. Успенского в «Слове о словах» есть такая фраза: «Гло-кая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Можем ли мы сказать, какая она, эта куздра? И как надо относиться к тому, что она делает с бокренком? И хорошо или плохо бокренку? Не можем, ибо не знаем смысла каждого из этих слов. Значит, для воспитания необходимо, чтобы человек научился осмысливать жизнь во всех ее проявлениях; еще у Цицерона: «Жить — значит мыс-литъ». А.Н. Бердяев в своих размышлениях высказал очень важную для нашего понимания воспитания мысль: «Настоящее осмысливание заключается в том, чтобы-понять все происходящее с миром как происходящее со мной». Каждый поступок ребенка (подростка) нуждается в правильном (адекватном) понимании, осмыслении, ибо из серии поступков складывается поведение — нравственное либо безнравственное, В качестве примера можно привести вещественный документ — объяснительную записку десятилетнего мальчика начальнику лагеря отдыха: «Я, Виноградов Игорь, срывал можжевельник в качестве изготовления из него небольшого сувенира и отпугивания комаров. Я, Виноградов Игорь, не имел никакого понятия о том, что можжевельник занесен в Красную книгу. И поэтому приношу искренние извинения за причиненный ущерб».

Наши рекомендации