Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
УДК 376.36
Е.И.Мороз
(студентка 4-го курса, кафедра логопедии и детской речи, 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование », профиль – логопедия, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический
университет»
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
В статье представлены теоретические аспекты особенностей формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Ключевые слова: дизартрия у детей старшего дошкольного возраста, особенности формирования, исследование, анализ результатов, коррекционно – педагогическая работа.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность дошкольного образования. Дизартрия является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова). Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина- Винарская, Е.М. Мастюкова,).Для того чтобы понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевых и сопутствующих им неречевых нарушений.
Нами было проведено комплексное всестороннее обследование группы детей с дизартрией. Были обследованы речевое развитие и психические процессы. Каковы особенности произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией, а также методы и приемы коррекционной работы по ее обследованию и коррекции. Обследование строится на системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния и возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ комбинированного вида детский сад №30. В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Исследование проводилось с детьми 5-6 летнего возраста, количество детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы 10; 5 мальчиков и 5 девочек, у всех исследуемых логопедическое заключение – дизартрия.
Таким образом, в результате эксперимента мы выяснили, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков. В связи с этим проявления нарушений произношения у детей старшего дошкольного возраста значительно различаются. Специфика нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в разной степени несформированности фонематического восприятия.
Далее была проведена коррекционно-педагогическая работа по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста дизартрией, включающая различные упражнения, подобранные для каждого ребенка индивидуально. В заключении можно сказать, что дизартрия формирует у детей старшего дошкольного возраста комплекс проблем, связанных как с речевыми, так и с неречевыми нарушениями. Поэтому для проведения эффективной коррекционно-педагогической логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо тщательно и профессионально грамотно проводить обследование всех сторон развития ребенка.
Подробный анализ истинного состояния детей старшего дошкольного возраста даст возможность наиболее полно спланировать логопедическую работу. В результате динамического экспериментального исследования детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, который проводился на базе ДОУ, были получены конкретные статистически достоверные данные, характеризующие особенности развития речевых и психических процессов детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в возрасте 6-7 лет.
Таким образом, в данной работе нами было проведено исследование особенностей развития речевых и психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и были выявлены потенциальные возможности развития речи. Выработаны методические рекомендации и приемы, направленные на оптимизацию развития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией через систему комплексного обследования и коррекционной работы на основе серии специально разработанных и адаптированных занятий.
Научный руководитель: В.П.Быкова к.п.д., доцент