Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Выделяют следующие феномены свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.
Объем внимания. Число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующий характер, носит название объема внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Объем внимания является изменчивой величиной. Он зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать материал.
Различают два вида объема внимания – при одновременном или последовательном получении материала. В первом случае под объемом понимается максимальное количество объектов, которые можно удержать в поле ясного сознания за мгновение времени при одновременном его предъявлении. Обычно здесь называется, известная по успешности работы памяти и восприятия, магическая формула 7±2 предмета, элемента. Во втором случае надо проявлять внимание к предметам, явлениям, поступающим последовательно с интервалом в 1–2 с. Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает человек в единицу времени, и, следовательно, у него возникает более богатая сенсорная база для ее логической переработки.
Устойчивость внимания – это его временная характеристика. Устойчивость - та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. Устойчивость внимания может зависеть от деятельности работы нервной системы, тогда имеет место колебание внимания. Колебание – это тот циклический характер процесса, при котором определенные содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его. Периоды непроизвольных колебаний равны 2-3 сек., доходя, максимально, до 12 сек. Если прислушаться к тиканью часов и попытаться сосредоточиться на нем, то человек буде то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур – в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура, а остальные в этот момент становятся фоном.
Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, и внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-то предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.
Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.
К их числу, в первую очередь, относятся: особенности материала, с которым работает человек, степень его трудности, его знакомость для человека, отношение к этому материалу со стороны субъекта внимания, а также индивидуальные особенности личности.
Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Одновременно, само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.
Свойство, противоположное устойчивости, называется отвлекаемостью. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становиться непроизвольным.
Более всего отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, из-за отсутствия интереса, или чувства ответственности за дело, которым занят в данный момент человек.
Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального. Это степень или интенсивность нашего сосредоточения на предмете внимания. Она представляет собой основной показатель выраженности внимания, тот фокус, в котором собрана наша психическая деятельность. В этом случае посторонние раздражители не могут отвлечь субъекта от той деятельности, того предмета, которым он поглощен. Концентрация внимания зависит от возраста и опыта работы, от состояния нервной системы. Она отличается высокой степенью интенсивности, что делает ее необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности. Показателем сосредоточенности, или концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.
Противоположностью сосредоточенности является рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной мысли или внутреннем образе. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и суженности внешнего внимания. Рассеянность такого вида, как следствие внутренней сосредоточенности, не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже для адаптации человека к окружающему миру подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчивое, легко отвлекаемое.
Переключение внимания – представляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может происходить произвольно и непроизвольно. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Произвольное переключение внимания означает сознательное, осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой под влиянием изменения задач познания и внешних условий протекания деятельности.
В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, отношение субъекта к каждой из этих деятельностей. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Распределение внимания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с ними. Это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных предметов. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по описаниям современников, мог делать одновременно семь не связанных между собой дел.
Однако, как показывает практика, человек способен обычно выполнить только один вид сложной сознательной деятельности. Иногда, правда, человек выполняет два вида деятельности равной сложности. Ученые при этом утверждают, что успех определяется тем, насколько один из видов деятельности автоматизирован и не требует осознанного внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельностей невозможно. Поэтому очень часто высказывается предположение, что у человека имеет место субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких видов деятельности. На самом деле происходит быстрое последовательное переключение с одной деятельности на другую.
Исполнительское внимание имеет социализированный характер, так как, во-первых, в репетиционной работе внимание студента-музыканта постоянно находится в сложной психологической взаимообусловленности со вниманием преподавателя, концертмейстера, ансамблистов, оркестрантов, дирижера, в связи с чем оно имеет не только индивидуальную, но и более широкие социальные формы.
При включении музыканта в коллективное внимание (например, на фоне игры ансамблистов), сосредоточение каждого из включенных в общую организацию деятельности функционирует в разноплановой форме: а) оно проявляется в направленности внимания на свою игру, и, б) на игру других музыкантов. Последнее обстоятельство обусловливает достижение соподчиненности в группе и выход на действительно кооперированное внимание в его слитно-целостном виде.
Во-вторых, исполнитель адресует свою игру слушательской аудитории и его внимание, соответственно, включается в сложную структуру концертно-музыкальной аудитории, то есть имеет характер коллективной организации. При этом, внимание музыканта- исполнителя имеет лидирующую функцию, оно ведет внимание слушателей и определяет собой актуализацию сосредоточения аудитории. Не остается вне внимания исполнителя и то, как воспринимается и оценивается его игра слушателями, а также общая атмосфера в зале. Поэтому, в процессе концертного выступления, внимание музыканта функционирует в режиме слитности со вниманием слушателей и выявляется в сложной форме соподчиненности; с одной стороны, оно влияет на общее и коллективное внимание, с другой - в какой-то мере зависит от него. Здесь необходимо отметить, что во время игры для исполнительского внимания не всегда характерен высокий уровень социального единения с залом. Психологически целесообразным и оправданным в отдельные моменты выступления является состояние "социального или публичного одиночества". Как справедливо заметил Ф. Бузони: "...музыкант должен обладать способностью возбуждать внимание публики, а в психологические моменты - забывать о ней" (Ф. Бузони. О пианистическом мастерстве// Исполнительское искусство в зарубежных странах. - Вып. 1.- С.146.)
Выше изложенное дает основание отнести исполнительское внимание к социализированной форме сосредоточения, социальная акцентированность которого вытекает из специфики музыкальной деятельности, ее обращенности к слушателям.
В процессе социализации внимания музыканта-исполнителя можно выделить два плана.
Во-первых - общеличностный, так как социализация исполнительского внимания выявляется в русле всеобщей социализации личности. Из этого следует, что на процесс социализации исполнительского внимания большое влияние оказывают индивидуально-личностные качества музыканта, при этом роль отдельных из них более значительна. В свою очередь, социализация внимания связана с развитием личности. Аналогично существует двусторонняя связь между социализацией исполнительского внимания и уровнем его сформированности.
Во-вторых - профессионально-специализированный план, так как внимание музыканта социализируется непосредственно в деятельности в процессе музыкального обучения.
Следовательно, социализацию исполнительского внимания необходимо рассматривать не только в личностном контексте, акцентируя индивидуальные особенности личности музыканта, но и в профессионально-деятельностном контексте, указывая на своеобразие музыкальной деятельности и выделяя следующие ее формы: 1) косвенно-опосредованная; 2) малая форма; 3) собственно социализированная форма; и, 4) постдеятельностная форма социализации исполнительского внимания.
Сначала обратимся к рассмотрению первой из обозначенных позиций. В этом случае мы имеем в виду ту систему социально акцентированных представлений, которая возникает у музыканта в процессе работы над произведением, когда, по сути дела, он находится в социальном одиночестве. На этой стадии имеется возможность говорить о приоритете личностных позиций в деятельности музыканта. Психические состояния, сопровождающие изучение музыкального произведения, имеют преимущественно локально-камерный характер, это - состояние именно личных переживаний. Внимание музыканта сосредотачивается на раскрытии авторской концепции произведения, на его воплощении в игре.
Важным звеном в цепочке психолого-профессиональной подготовки ученика к концертному выступлению является работа в классе с педагогом, что и дает основание выделить малую форму социализации. В этой ситуации внимание ученика, включенное в структуру коллективного сосредоточения, претерпевает ряд изменений. Причем роль внимания преподавателя по отношению к ученику - ведущая, его сосредоточение определяет динамику внимания ученика. Эффект социального воздействия педагога имеет и ряд других проявлений.
Далее обратимся к третьему из исходно обозначенных вариантов социализации исполнительского внимания - к его собственно социализированной форме, осуществляемой в процессе концертного выступления. Выход на сцену вводит музыканта в новое социальное состояние - он оказывается объектом всеобщего внимания и именно с этого момента его внимание реально включено в большой социум. Необходимо отметить, что еще до выступления музыканта на сцене концертного зала, устанавливаются исходные социальные связи и определенная мера контактности. Дальнейший процесс углубления социальных отношений связан с исполнением музыкантом своей программы. Музыкант своей игрой формирует социализированную форму внимания - коллективное. Данный вариант социализации исполнительского внимания имеет совершенно иную форму, нежели в процессе предконцертной деятельности. Это - активная социализация, однако эффект социального воздействия ситуативно имеет и другой вектор - аудитория влияет на психическое состояние исполнителя.
Подчеркнем, что рассмотренные выше формы социализации исполнительского внимания производны от трех основных этапов музыкального обучения: самостоятельной работы, занятий в классе с педагогом и концертных выступлений.
В заключение обратимся к постдеятельностной форме социализации исполнительского внимания, выявляющейся как непосредственно после завершения выступления, так и в "отставленной" во времени форме. Постдеятельностная социализация проявляется как в совместном обсуждении, так и в единоличном анализе выступления. Определенное влияние на переход исполнительского внимания в коллективную форму сосредоточения после завершения игры оказывает результат выступления. Однако, шлейф концертного состояния сохраняется довольно долго в представлении музыканта вне зависимости от успешности выступления.
Социализация внимания музыканта-исполнителя была рассмотрена нами в широком спектре его актуализации. В процессе же собственно социализации внимания музыканта просматривается парадоксальное столкновение его полярных позиций, и именно данное проявление является одним из специфических особенностей социализации исполнительского внимания.