Дифференцированный подход к обучению в начальной школе

Если проанализировать исторический путь развития начальной школы, то становится очевидным, что цели начального образования оставались практически не­изменными со времен первых народных школ. Koгдa ребенок должен был приобрести умения и навыки чте­ния, письма, счета, ориентировки в окружающем мире. Не повлияли существенно на изменения целей начальногo звена обучения и переход к обязательному 10 летне­му образованию в советский период. Массовая школа продолжала работать по старинке, делая основной упорна формирование знаний, умений и навыков.

1. в настоящее время совершенно очевидно, что при определении конкретных задач начально­го образования необходимо исходить из положе­ния о том, что школа должна обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социали­зацию, формировать элементарную культуру деятель-ности и поведения учащегося, его интел­лект и общую культуру. Именно эти ценности ста­новятся сегодня основой совершенствования процесса начального образования. В соответ­ствии с этим усвоение предметных знаний и уме­ний должно рассматриваться скорее как средство результат обучения, а не как главная его цель.

Сейчас на повестке дня - гуманизация обра­зования, т. е. построение учебного процесса с максимальным учетом индивидуальности каждо­го учащегося. В международной Конвенции о пра­вах ребенка (1989 г.) определяется приоритет­ность интересов детей перед интересами об­щества, осуждаются любые формы дискрими­нации в области воспитания и образования. Специальными статьями Конвенции юридически установлено право ребенка на сохранение своей индивидуальности, на получение определенного уровня воспитания и обучения в соответствии со своими особенностями и возможностями.

Гуманизацией образования я занимамаюсь в течение 16 лет. Это дает каждому ребенку шанс максимального развития с учетом его особенностей, инте­ресов, склонностей.

Любая общеобразовательная школа сталки­вается с проблемой выбора метода эффективно­го обучения детей, различающихся по уровню подготовленности, способности к освоению того или иного предмета и мотивации его изучения.

Обычно в малокомплектной сельской школе эта проблема решается путем использования различных методик уровневой дифференциации внутри класса. Опыт свиде­тельствует, что эти формы дифференциации и существующие методики уровневой дифферен­циации внутри классов предполагают различия в требованиях к уровню усво­ения материала и дифференцированную форму изложения новых тем или закрепления пройденного материала. К тому же специфика ра­боты в рамках одного и того же урока с учащими­ся, сильно различающимися по уровню подготов­ки или мотивации изучения предмета, требует от учителя очень высокой профессиональной квали­фикации и трудоемкой подготовки к уроку.

Идея дифференцированного обучения - позволила опти­мально решать задачи вариативности и индивиду­ализации обучения в соответствии с индивидуаль­но-психологическими особенностями учащихся. При этом предмет преподается для всех учащихся по единой програм­ме, но с различной глубиной и скоростью усвоения материала.

Изучение нового материала производится в интересах учащихся на основании их индиви­дуальных особенностей, способнос­тей, интересов, уровня подготовки. Как бы выделяется три группы

Группа Ав нее входят дети с ослабленным внима­нием и сниженными характеристи­ками памяти, неполноценностью тонких форм зрительного и слухово­го восприятия, сниженной умствен­ной активностью, низким уровнем развития мышления и логики. Не­сформированная готовность к школьному обучению, речевые от­клонения, затруднения в усвоении навыков чтения и письма, ограни­ченность знаний об окружающем мире, бедная лексика, низкая рабо­тоспособность, низкий уровень по­знавательной мотивации - вот тот"букет" проблем, которые предстоит разрешить. Не обяза­тельно, чтобы ребенок в группе А по всем предметам. К при­меру у него низкий уровень логи­ ческого мышления, но неплохо раз­вита речь, поэтому по чтению он включен в группу В.

Учитель обеспечивает группе А посильный темп обучения. Детям дается меньший объем знаний, осуществляется постоянное воз­вращение к пройденному - до пол­ного усвоения темы. Для компенса­ции обедненного внутреннего мира учеников используются эмоцио­нально насыщенные формы и мето­ды работы, яркая и образная наглядность. Предусматриваются опора на опыт учащихся, обяза­тельная комфортность урока и си­туация успешности. На уроках проводятся логопедические и другие коррекци­онные упражнения и игры.

Группа В- среднего уровня. Казалось бы, здесь должно быть меньше проблем у учителя. Но в ней есть, с одной стороны, учени­ки, находящиеся в пограничной зо­не с группами низкого и высокого уровней, с другой - "середняки", которые считают, что им достаточ­но имеющихся знаний и умений, и не стремятся к большему. Отсюда пассивность, не использование имеющихся интеллектуальных воз­можностей, неадекватность само­оценки. Учитель постоянно разви­вает у этих учеников умение срав­нивать свои результаты с прошлы­ми достижениями и результатами группы; создает ситуацию успеха; поддерживает высокую самооцен­ку, переводя ребенка с позиции"как все" на позицию "я смог", "у меня получилось"; использует групповую работу, работу в парах; обучает приемам само- и взаимо­контроля; опирается на активные методы обучения. Привлекатель­ной для учащихся является воз­можность перевестись по тому или иному предмету в группу С.

Группа С- высокого уровня. В нее первоначально отбираются дети с высокой степенью подготов­ленности к обучению в школе. Как правило, они характеризуются интересом к познанию, хорошей ра­ботоспособностью, высоким тем­пом учебной работы. Хорошая па­мять, умение концентрировать вни­мание, быстро переключаться с од­ного вида деятельности на другой, любознательность, активность на уроках, адекватность (для большин­ства) самооценки и уровня притязаний - вот тот потенциал, на кото­рый опирается учитель, работа­ющий в группе С.

Группа высокого уровня способ­на к усвоению сложного материала. Но при этом учебный процесс не ускоряется (иначе это стало бы барьером при переходе из группы В в группу С), он углубляется, стано­вится насыщеннее. Особое внима­ние обращается на обучение школь­ников рефлексии, что способствует объективности самооценки. В этих группах учебный процесс очень де­мократичен: свободный выбор твор­ческих заданий, свободные выска­зывания детей типа "я согласен (не согласен) с мнением..." и т. п. Осу­ществляется настоящая педагогика сотрудничества.

Проиллюстрирую сказанное на примере уроков русского языка в третьем классе. Учащиеся работа­ют по учебнику русского языка в соответствии с учебной программой для I - IV классов.

Проводится работа по формированию навыков калли­графически правильного письма, развитию речи и мышления детей. Организую работу

по изучению темы по-разному.

Детям с хорошо развитой памятью и речью, высокой мотивацией к учению, отличным фонематическим слухом, адекватным темпом работы. Им предлагаются задания, где на уровне грамматики содержится материал на сообразительность, аналитико-синтетическое мышление, где можно проявить наблюдательность, умение строить доказательство, использовать термины.

Дети, которые, усваивая материал без особых затруднений, не имеют высокой мотивации к учению. У ребят достаточный для этого возраста словарный запас, но, как правило, они с трудом могут объяснить значение слова. Некоторые учащиеся имеют повышенный уровень тревожности, плохо владеют навыками самостоятельной работы. Для этих детей задания продумываются так, чтобы каждый этап урока имел яркую мотивацию. В ход урока внесено много игровых моментов. Наряду с работой над новой темой обязательно проводится повторение изученного.

Для учащихся, у которых медленный темп работы и плохо развиты различные виды памяти, мышление, невысокий уровень мотивации. У кого нарушен фонематический слух. Чтобы дети усвоили тему, создается ситуация успеха. На своих уроках широко использую наглядность; придерживаюсь поэтапности формирования умственных действий; в урок вношу много игровых моментов, а также заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления.

Уроки русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание"

Цель: ввести понятия "состав

слова", "окончание"; учить находить окончания в словах; создать условия для развития внимания, памяти, орфографической зоркости; пополнить словарный запас учащихся; воспитывать умение общаться, доброжелательное отношение друг к другу.

ХОД УРОКА

1. Ориентационно-мотивационный этап.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня для работы нам необходимы улыбки. Давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение поможет нам в работе.

11. Проверка домашнего задания.

111.Операционно-познавательный этап.

1. Чистописание.

Задание: не отрывая руки, изобразить цветы (педагог показывает на доске).

2. Сообщение новых знаний. Учитель предлагает ученикам

собрать из слогов название изображенных цветов (карточки со слогами лежат на партах

НИ СНЕЖ ПОД КИ

Демонстрируется, как можно

графически показать состав слова:

,

ПОД - приставка

СНЕЖ - корень

НИК - суффикс

И - окончание

- Ребята, чтобы подснежникам стало веселее, выберите из группы слов те, которые могли бы подружиться с этими

цветами.

теплые

нежные

ранние

ужасные

прекрасные

Дети вместе с учителем записы­вают полученные словосочетания, выделяют части слова.

- Прочитайте словосочетания. Все ли здесь правильно? Какую часть слова нужно

изменить?

вижу цветы

любуюсь цветы

подхожу к цветы

Ученик у доски исправляет ошибки. Третьеклассники записыва­ют измененные словосочетания. Учитель обращает их внимание на то, что окончание является изменяемой частью слова.

3. Работа с правилом.

Первый раз правило читает хо­рошо читающий ученик. Дети отве­чают на вопрос: что вы узнали об окончании? Затем правило читают все ученики (про себя или шепотом), после чего отвечают на вопросы: что такое окончание? В какой части сло­ва находится окончание? Каким зна­ком выделяется окончание? Для че­го служат окончания в словах? Кто может все рассказать об окончании?

4. Закрепление полученных знаний.

Упр. 211: прочитайте задание. Назовите словосочетания со сло­вом рыжий. Запишите два сло­восочетания коллективно, одно­ самостоятельно. Выделите в сло­вах, обозначающих признак пред­мета, окончания. (Проводится проверка.)

5. Физкультминутка (под му­зыку).

- Представьте себя цветком. На вас подул легкий ветерок. Ветер усилился. Стал стихать. Выглянуло солнышко. Цветок ему улыбнулся (дети выполняют соответствующие движения).

Обведите взглядом контур того цветка, который вам больше всего понравился.

Наши рекомендации