Дифференцированный подход к обучению в начальной школе
Если проанализировать исторический путь развития начальной школы, то становится очевидным, что цели начального образования оставались практически неизменными со времен первых народных школ. Koгдa ребенок должен был приобрести умения и навыки чтения, письма, счета, ориентировки в окружающем мире. Не повлияли существенно на изменения целей начальногo звена обучения и переход к обязательному 10 летнему образованию в советский период. Массовая школа продолжала работать по старинке, делая основной упорна формирование знаний, умений и навыков.
1. в настоящее время совершенно очевидно, что при определении конкретных задач начального образования необходимо исходить из положения о том, что школа должна обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, формировать элементарную культуру деятель-ности и поведения учащегося, его интеллект и общую культуру. Именно эти ценности становятся сегодня основой совершенствования процесса начального образования. В соответствии с этим усвоение предметных знаний и умений должно рассматриваться скорее как средство результат обучения, а не как главная его цель.
Сейчас на повестке дня - гуманизация образования, т. е. построение учебного процесса с максимальным учетом индивидуальности каждого учащегося. В международной Конвенции о правах ребенка (1989 г.) определяется приоритетность интересов детей перед интересами общества, осуждаются любые формы дискриминации в области воспитания и образования. Специальными статьями Конвенции юридически установлено право ребенка на сохранение своей индивидуальности, на получение определенного уровня воспитания и обучения в соответствии со своими особенностями и возможностями.
Гуманизацией образования я занимамаюсь в течение 16 лет. Это дает каждому ребенку шанс максимального развития с учетом его особенностей, интересов, склонностей.
Любая общеобразовательная школа сталкивается с проблемой выбора метода эффективного обучения детей, различающихся по уровню подготовленности, способности к освоению того или иного предмета и мотивации его изучения.
Обычно в малокомплектной сельской школе эта проблема решается путем использования различных методик уровневой дифференциации внутри класса. Опыт свидетельствует, что эти формы дифференциации и существующие методики уровневой дифференциации внутри классов предполагают различия в требованиях к уровню усвоения материала и дифференцированную форму изложения новых тем или закрепления пройденного материала. К тому же специфика работы в рамках одного и того же урока с учащимися, сильно различающимися по уровню подготовки или мотивации изучения предмета, требует от учителя очень высокой профессиональной квалификации и трудоемкой подготовки к уроку.
Идея дифференцированного обучения - позволила оптимально решать задачи вариативности и индивидуализации обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся. При этом предмет преподается для всех учащихся по единой программе, но с различной глубиной и скоростью усвоения материала.
Изучение нового материала производится в интересах учащихся на основании их индивидуальных особенностей, способностей, интересов, уровня подготовки. Как бы выделяется три группы
Группа Ав нее входят дети с ослабленным вниманием и сниженными характеристиками памяти, неполноценностью тонких форм зрительного и слухового восприятия, сниженной умственной активностью, низким уровнем развития мышления и логики. Несформированная готовность к школьному обучению, речевые отклонения, затруднения в усвоении навыков чтения и письма, ограниченность знаний об окружающем мире, бедная лексика, низкая работоспособность, низкий уровень познавательной мотивации - вот тот"букет" проблем, которые предстоит разрешить. Не обязательно, чтобы ребенок в группе А по всем предметам. К примеру у него низкий уровень логи ческого мышления, но неплохо развита речь, поэтому по чтению он включен в группу В.
Учитель обеспечивает группе А посильный темп обучения. Детям дается меньший объем знаний, осуществляется постоянное возвращение к пройденному - до полного усвоения темы. Для компенсации обедненного внутреннего мира учеников используются эмоционально насыщенные формы и методы работы, яркая и образная наглядность. Предусматриваются опора на опыт учащихся, обязательная комфортность урока и ситуация успешности. На уроках проводятся логопедические и другие коррекционные упражнения и игры.
Группа В- среднего уровня. Казалось бы, здесь должно быть меньше проблем у учителя. Но в ней есть, с одной стороны, ученики, находящиеся в пограничной зоне с группами низкого и высокого уровней, с другой - "середняки", которые считают, что им достаточно имеющихся знаний и умений, и не стремятся к большему. Отсюда пассивность, не использование имеющихся интеллектуальных возможностей, неадекватность самооценки. Учитель постоянно развивает у этих учеников умение сравнивать свои результаты с прошлыми достижениями и результатами группы; создает ситуацию успеха; поддерживает высокую самооценку, переводя ребенка с позиции"как все" на позицию "я смог", "у меня получилось"; использует групповую работу, работу в парах; обучает приемам само- и взаимоконтроля; опирается на активные методы обучения. Привлекательной для учащихся является возможность перевестись по тому или иному предмету в группу С.
Группа С- высокого уровня. В нее первоначально отбираются дети с высокой степенью подготовленности к обучению в школе. Как правило, они характеризуются интересом к познанию, хорошей работоспособностью, высоким темпом учебной работы. Хорошая память, умение концентрировать внимание, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, любознательность, активность на уроках, адекватность (для большинства) самооценки и уровня притязаний - вот тот потенциал, на который опирается учитель, работающий в группе С.
Группа высокого уровня способна к усвоению сложного материала. Но при этом учебный процесс не ускоряется (иначе это стало бы барьером при переходе из группы В в группу С), он углубляется, становится насыщеннее. Особое внимание обращается на обучение школьников рефлексии, что способствует объективности самооценки. В этих группах учебный процесс очень демократичен: свободный выбор творческих заданий, свободные высказывания детей типа "я согласен (не согласен) с мнением..." и т. п. Осуществляется настоящая педагогика сотрудничества.
Проиллюстрирую сказанное на примере уроков русского языка в третьем классе. Учащиеся работают по учебнику русского языка в соответствии с учебной программой для I - IV классов.
Проводится работа по формированию навыков каллиграфически правильного письма, развитию речи и мышления детей. Организую работу
по изучению темы по-разному.
Детям с хорошо развитой памятью и речью, высокой мотивацией к учению, отличным фонематическим слухом, адекватным темпом работы. Им предлагаются задания, где на уровне грамматики содержится материал на сообразительность, аналитико-синтетическое мышление, где можно проявить наблюдательность, умение строить доказательство, использовать термины.
Дети, которые, усваивая материал без особых затруднений, не имеют высокой мотивации к учению. У ребят достаточный для этого возраста словарный запас, но, как правило, они с трудом могут объяснить значение слова. Некоторые учащиеся имеют повышенный уровень тревожности, плохо владеют навыками самостоятельной работы. Для этих детей задания продумываются так, чтобы каждый этап урока имел яркую мотивацию. В ход урока внесено много игровых моментов. Наряду с работой над новой темой обязательно проводится повторение изученного.
Для учащихся, у которых медленный темп работы и плохо развиты различные виды памяти, мышление, невысокий уровень мотивации. У кого нарушен фонематический слух. Чтобы дети усвоили тему, создается ситуация успеха. На своих уроках широко использую наглядность; придерживаюсь поэтапности формирования умственных действий; в урок вношу много игровых моментов, а также заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления.
Уроки русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание"
Цель: ввести понятия "состав
слова", "окончание"; учить находить окончания в словах; создать условия для развития внимания, памяти, орфографической зоркости; пополнить словарный запас учащихся; воспитывать умение общаться, доброжелательное отношение друг к другу.
ХОД УРОКА
1. Ориентационно-мотивационный этап.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня для работы нам необходимы улыбки. Давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение поможет нам в работе.
11. Проверка домашнего задания.
111.Операционно-познавательный этап.
1. Чистописание.
Задание: не отрывая руки, изобразить цветы (педагог показывает на доске).
2. Сообщение новых знаний. Учитель предлагает ученикам
собрать из слогов название изображенных цветов (карточки со слогами лежат на партах
НИ СНЕЖ ПОД КИ
Демонстрируется, как можно
графически показать состав слова:
,
ПОД - приставка
СНЕЖ - корень
НИК - суффикс
И - окончание
- Ребята, чтобы подснежникам стало веселее, выберите из группы слов те, которые могли бы подружиться с этими
цветами.
теплые
нежные
ранние
ужасные
прекрасные
Дети вместе с учителем записывают полученные словосочетания, выделяют части слова.
- Прочитайте словосочетания. Все ли здесь правильно? Какую часть слова нужно
изменить?
вижу цветы
любуюсь цветы
подхожу к цветы
Ученик у доски исправляет ошибки. Третьеклассники записывают измененные словосочетания. Учитель обращает их внимание на то, что окончание является изменяемой частью слова.
3. Работа с правилом.
Первый раз правило читает хорошо читающий ученик. Дети отвечают на вопрос: что вы узнали об окончании? Затем правило читают все ученики (про себя или шепотом), после чего отвечают на вопросы: что такое окончание? В какой части слова находится окончание? Каким знаком выделяется окончание? Для чего служат окончания в словах? Кто может все рассказать об окончании?
4. Закрепление полученных знаний.
Упр. 211: прочитайте задание. Назовите словосочетания со словом рыжий. Запишите два словосочетания коллективно, одно самостоятельно. Выделите в словах, обозначающих признак предмета, окончания. (Проводится проверка.)
5. Физкультминутка (под музыку).
- Представьте себя цветком. На вас подул легкий ветерок. Ветер усилился. Стал стихать. Выглянуло солнышко. Цветок ему улыбнулся (дети выполняют соответствующие движения).
Обведите взглядом контур того цветка, который вам больше всего понравился.