Рост и развитие детского организма и характеристика отдельных возрастных периодов
Рост и развитие, дифференцировка тканей и органов, формообразование. Рост – это увеличение размеров развивающегося организма в результате размножения клеток тела, увеличения их объема и возрастания массы живого вещества. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, что зависит от роста и развития скелета. Он является одним из важнейших показателей здоровья и физического развития детей. Одновременно с ростом совершается физическое развитие – происходит усложнение строения, или морфологическая дифференцировка тканей и органов и их систем, изменяется форма органов и всего организма, совершенствуются и усложняются функции и поведение. Рост и развитие организма связаны взаимной закономерной зависимостью. В процессе роста и развития накапливаются количественные изменения, приводящие к появлению новых качеств.
Единство физического и психического развития детей.Все выдающиеся педагоги отмечали, что знание анатомии и физиологии очень важно в обучении и воспитании детей. Только на основе знаний анатомических, физиологических и психологических особенностей, свойственных каждому возрасту, возможно воспитание чувств, отвлеченного мышления, сознания, познавательной и волевой деятельности. Только при точном знании строения и функций организма детей каждого возраста возможны научно обоснованная охрана здоровья детей, рациональная организация их обучения и воспитания и совершенствование физического развития. Физическое и психическое развитие детей взаимосвязаны: это положение выдвинул известный педагог и анатом П.Ф. Лесгафт. Совершенствование физических способностей и развития, обучение двигательным умениями и навыкам, ознакомление с основами личной и общественной гигиены, формирование волевых, нравственных и эстетических качеств невозможно без знания возрастных особенностей психического развития; физическое воспитание производится посредством воздействия на психику детей и в свою очередь отражается на развитии психики. Физическое развитие обуславливает психическое, что особенно четко обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, проявляющемся при слабоумии. Детей, с рождения лишенных больших полушарий головного мозга, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. После удаления половых желез и при не-
достаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.
Умственная работоспособность возрастает после уроков физического воспитания, кратковременных дозированных физических упражнений на общеобразовательных уроках и перед приготовлением домашних заданий.
Роль речи в физическом и психическом развитии детей. Для физического и психического развития детей большое значение имеет речевая функция, которая оказывает ведущее влияние на развитие чувств, мыслей и воли школьника и на его физическое воспитание. С возрастом роль речи в формировании личности школьника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям увеличивается.
Речь является орудием формирования и выражения мыслей, посредством речи производится обучение и воспитание детей. С возрастом у детей увеличивается способность отражения объективной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.
В младшем школьном возрасте преобладает конкретное, наглядно-образное и практически-действенное мышление. Конкретные образы и действия развивают у младших школьников конкретную память, которая в свою очередь оказывает большое влияние на их мышление.
В среднем школьном возрасте начинает постепенно преобладать словесное, отвлеченное, абстрактное мышление, которое становится ведущим у старших школьников. В этом возрасте преобладает словесная, смысловая память.
Дети обучаются письменной речи посредством устной. Совершенствование письменной речи приводит к еще большему развитию устной речи и процесса мышления.
В процессе развития способности к обобщениям, к отвлеченному мышлению происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному целенаправленному вниманию. Произвольное и непроизвольное внимание воспитывается и тренируется в процессе психической и физической деятельности детей.
Речь и мышление развиваются одновременно в процессе общения с окружающими людьми посредством речи, во время игры, физических упражнений и трудовой деятельности детей. Речь оказывает влияние на психическое развитие детей.
Возрастная физиология взаимосвязана с возрастной психологией, которая изучает закономерности возникновения, развития и проявлений психики детей. Ее предмет — изучение содержания психики, т. е. того, что именно и как отражает человек в окружающем его мире. Психика — результат рефлекторной, или отражательной, деятельности головного мозга людей. Физиология изучает только физиологические механизмы работы головного мозга. Особенно важно изучение функций трудовой деятельности организма человека и его речи, которые являются физиологической основой психики.
2 С. И. Гальперин
Организм как единое целое. Организм представляет собой
единое целое, в котором строение и функции всех тканей, органов
и систем органов взаимосвязаны. Изменение строения и функций
любого органа и системы органов вызывает изменения строения
и функций других органов.
Воздействие внешней среды на организм и ответная реакция организма на условия жизни, как упоминалось,.происходит посредством нервной системы. Внешняя_среда оказывает влияние на регуляцию обмена веществ, а следовательно, на рост и развитие всего организма и отдельных органов и тканей.
Решающее значение для роста и развития организма детей имеют социальные и экономические условия жизни: жилище, питание, бытовые и гигиенические условия, трудовая деятельность, физические упражнения, перенесенные заболевания и др. На рост и развитие детей влияют также время года, климат и географические условия; наиболее благоприятен умеренный климат. При одинаковых материальны условиях жизни дети интенсивнее растут, развиваются, прибавляют в весе летом (в июле и августе) и осенью, в первой половине года вес тела не изменяется или даже уменьшается (в мае и июне). Все эти факторы экзогенные.
Однако экзогенные факторы, например, солнечная радиация, повышение и понижение средней температуры внешней среды и
другие, не являются основными, определяющими рост и развитие
детей. Оказалось, что в годы повышенной солнечной радиации и
температуры внешней среды рост и развитие детей снижались, а половое развитие задерживалось вследствие ухудшения материальных условий жизни. От одной трети до половины детей, поступивших в некоторые школы-интернаты, отличались низким физическим развитием или развитием ниже среднего. При разных
условиях внешней среды через 6 лет обучения и воспитания в этих
школах у подавляющего большинства детей физическое развитие
стало средним и выше среднего. Существенное влияние на физическое развитие детей оказывают труд, физические упражнения
и подвижные и спортивные игры, особенно на свежем воздухе.
Внешние факторы могут оказывать свое действие, в зависимости от внутренних, или эндогенных факторов, активно противодействующим экзогенным. К эндогенным факторам относятся наследственность, состояние нервной системы и деятельность желез внутренней секреции, особенно гипофиза, надпочечников, половых желез, щитовидной, околощитовидной и вилочковой желез.
Некоторые наследственные факторы, например рост родителей, также не имеют решающего влияния, так как улучшение материальных условий жизни увеличивает средний рост детей, родившихся от менее высоких родителей.
Внутриутробные факторы также отражаются на росте и развитии детей уже после рождения.
Условия жизни особенно быстро изменяют рост, вес и окружность грудной клетки. Рост и ширина плеч и таза медленнее изменяются в зависимости от условий жизни и являются более
устойчивыми показателями физического развития, особенно ширина таза, которая мало изменяется при неблагоприятных условиях. Решающее влияние социальных и экономических условий жизни доказано резким отставанием роста и развития детей неимущих классов по сравнению с имущими в царской России и в капиталистических странах.
Акцелерация. Акцелерация — ускорение темпов физического и умственного развития подрастающего поколения. Она замечена еще в прошлом столетии, но особенно резко выражена в последние 45—50 лет. Она начинается еще во внутриутробном периоде. За последние 100 лет длина новорожденных возросла на 5—6 см, из них за последние 30 лет — на 2—2,5 см. За последние 10—15 лет количество новорожденных весом от 3 до 4 кг увеличилось с 20 до 45%. Значительно больше стало новорожденных весом в 4 и более кг, а за 30 лет средний их вес возрос на 0,5 кг. Физическое развитие новорожденных зависит от здоровья и роста матери и более позднего деторождения.
Не исключено, что на акцелерацию влияют физические факторы (радиоволны, электромагнитные поля в биосфере, солнечное излучение), но основная причина акцелерации — социальные условия жизни: увеличение городского населения, улучшение питания, жилых и школьных помещений, повышение материального благосостояния, изменения характера брака и семьи, совершенствование охраны здоровья матери и ребенка, профилактика болезней и повышение эффективности лечения, охрана природы (атмосферного воздуха, воды и почвы). В акцелерации особенно велико значение массового распространения рационального физического воспитания и спорта.
В социалистических странах акцелерация характерна для всего населения, а в капиталистических — для обеспеченных классов.
После Великой Октябрьской революции забота о детях, значительное улучшение условий жизни детей (питания, жилищно-бытовых), успехи здравоохранения и особенно медицинского обслуживания матерей и детей, предупреждения болезней и излечения, массовое распространение физкультуры и спорта привели к уменьшению детской смертности более чем в 10 раз и по сравнению с дореволюционным периодом. Акцелерация состоит в особенности в ускорении темпов роста, веса и полового созревания. Она наблюдается в городах и сельских местностях СССР.
50 лет тому назад люди достигали максимального роста к 25— 26 годам, а в настоящее время юноши в среднем почти заканчивают рост в возрасте 18—19 лет, а девушки — 16—17лет.
В СССР за каждые 10 лет средний рост детей, как передний вес, увеличивался все более ускоренными темпами. С 1925 г. физическое развитие детей все более повышалось, а в годы Великой Отечественной войны оно несколько снизилось. После войны физическое развитие детей снова начало улучшаться и с 1955 г. превысило довоенный уровень. Еще в 1956 г. средний рост 2* 35
мальчиков увеличился на 13—14 см, а девочек — на 7— 8 см по
сравнению с 1885 г. '
В настоящее_время по сравнению, с довоенными годами, у школьников рост увеличился на-4,6-1 1,6 см, вес — на 3,4— 103 Тег, окружность грудной клерки — на 2,5-8,1 см.
ВГ1965 г. по сравнению с 19277. средний рост 19-летних юношей в Москве увеличился на 7,0 см, а средний вес — на 7 кг. В среднем дети и подростки физически развиваются в настоящее время на 2 года быстрее, чем 10 лет тому назад. Акцелерация отмечается в большинстве случаев с 10 — 12 лет и особенно возрастает в период полового созревания, в 16 — 18 лет и позднее. Чем раньше наступает половое созревание, тем больше ускорение роста.
В последние годы половое созревание наступает значительна 2 — 3- десятилетия тому .назад. За каждые 10 лет первые менструации начинаются на 4—6 месяцев раньше. В течение периода полового созревания средний рост увеличивается за каждые 10 лет по сравнению с предыдущим десятилетием на 2 см, а вес — на 0,5 кг. Акцелерация проявляется также в увеличении объема черепа, размеров грудной клетки, в более позднем снижении аккомодации глаза и появлении старческой дальнозоркости (на 5 — 8 лет), в удлинении детородного периода на 6—8 лет, более длительном сохранении половых функций, или замедлении наступления климакса.
Физическая акселерация обусловливает и более раннее умственное развитие формирование личности. На ускорение умственного развития влияют научно-техническая революция, увеличение информации (кинофильмы, телевидение, радиовещание, журналы для молодежи, газеты). Значительная роль принадлежит увеличению контактов между детьми и между ними и родителями, участию в общественно-полезном труде, самостоятельному передвижению на далекие расстояния, экскурсиям, посещениям промышленных предприятий, музеев и т. п.
Умственная акцелерация должна учитываться педагогами также, как и физическая. Акцелерация выдвигает необходимость пересмотра учебных программ , методов обучения и воспитания, введения новых стандартов школьной мебели, оборудования школьных мастерских (станков, верстаков, размеров- инструментов), сельскохозяйственного инвентаря, оборудования спортивных залов, площадок, одежды и обуви.
Следовательно, акцелерация имеет существенное значение для обучения и воспитания детей и подростков и прежде всего для их физического воспитания, так как вызывает необходимость постоянного пересмотра возрастных норм физического развития и совершенствования методик физического воспитания. Перед физиологами стоит задача исследования роли акцелерации в темпах и характере развития отдельных функций организма детей и подростков, а перед психологами — связи с акцелерацией их психического развития,
Значение упражнения для роста и развития организма д е т ей. П. Ф. Лесгафт, исходя из единства формы и функции и ведущей роли функции, создал функциональную анатомию. Он утверждал, что на развитие организма человека и его органов можно воздействовать «направленным упражнением». Система направленных упражнений является, по его мнению, средством не только физического, но и умственного и эстетического воспитания.
Физические упражнения совершенствуют деятельность нервной и мышечной систем, вызывают направленные изменения обмена веществ в определенных отделах нервной системы, мышечных группах и во внутренних органах и тем самым существенно изменяют рост и развитие организма. Например, прыжки, висы, подтягивания способствуют росту детей.
Основные закономерности развития организма человека. С момента зарождения и до смерти организм человека проходит последовательный ряд закономерных морфологических, биохимических,, и физиологических (функциональных) изменений. Ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. Поэтому для обучения и воспитания детей недопустимо чисто количественно уменьшать свойства взрослого человека соответственно возрасту, росту или весу организма ребенка.
От взрослого человека ребенок отличается специфическими особенностями строения, биохимических процессов и функцией организма в целом и отдельных органов, которые качественно и количественно изменяются в -различные периоды его жизни. Эти изменения обусловлены наследственными факторами, в значительной мере предопределяющими этапы роста и развития. Однако решающее значение для проявления наследственных факторов и проявления новых качеств организма, формирования возрастных особенностей детей имеют: 1) обучение и воспитание, 2) поведение (деятельность скелетной мускулатуры), 3) питание и гигиенические условия-жизни, 4) половое созревание.
Рост и развитие отдельных органов, их систем и всего организма происходит неравномерно и неодновременно — гетерохронно. Гетерохрония состоит в периодах ускорения и замедления роста и развития, в отсутствии паралеллизма в росте и развитии.
Отдельные органы и их системы растут и развиваются неодновременно, одни функции развиваются раньше, а другие позднее. Гетерохрония обусловлена не только филогенезом и его повторением в онтогенезе (биогенетический закон). Она определяется условиями существования, изменяющимися на всех этапах онтогенеза детей. Так как единство организма и условий его жизни обеспечивается нервной системой, то в результате изменений условий существования организма прежде всего изменяются функции и строение нервной системы. Следовательно, в росте и развитии организма, отдельных его органов и систем решающее значение имеют условные и безусловные рефлексы. Оба вида рефлексов составляют высшую нервную деятельность, обеспечивающую жизнь в изменяющемся
окружающем мире. Все функции организма вызываются и изменяются условнорефлекторно. Врожденные, безусловные рефлексы преобразуются приобретенными, условными. Условные рефлексы не повторяют безусловных, а существенно от них отличаются. Некоторые условные рефлексы при сохранении одних и тех же у условий жизни в ряде последовательных поколений переходят в безусловные. Так как при осуществлении высшей нервной деятельности изменяется обмен веществ нервной системы, то на протяжении многих поколений изменилось ее строение. В результате строение нервной системы человека, особенно головного мозга, коренным образом отличается от строения нервной системы животных. Следовательно, ведущая роль в онто- и филогенезе принадлежит вышей нервной деятельности. В текущих реакциях организма имеют значение взаимные переходы возбуждения в торможение и сдвиги взаимоотношений желез внутренней секреции.Установлено, что у животных обмен веществ зависит от величины поверхности тела. У млекопитающих удвоение веса тела происходит за счет одинакового количества энергии, содержащейся в пище, независимо от того, растет животное быстро или медленно. Иначе говоря, продолжительность периода времени, не обходимого для удвоения веса, обратно пропорциональна интенсивности обмена веществ (правило Рубнера). Это правило имеет некоторое значение и для организма человека. Однако как в период роста, так и после его окончания количественные и качественные отличия обмена веществ организма человека не зависят полностью от этого правила. После окончания роста млекопитающие на 1 кг веса тела потребляют одинаковое количество энергии, а человек почти в 4 раза больше. Это обусловлено социальными условиями жизни человека, главным образом его трудовой деятельностью.
В онтогенезе человека исключительная роль принадлежит скелетной мускулатуре. При мышечном покое 40% энергии освобождается в" мышцах, а при мышечной деятельности освобождение энергии резко увеличивается.
Движения человека — необходимое условие его существования, они составляют его поведение, производятся в процессе труда, общения с окружающими посредством речи, при удовлетворении потребности в пище, питье и т. д. Они основное условие xopoшего самочувствия и положительных эмоций. Следовательно, двигательная деятельность человека обусловлена его социальными и физиологическими потребностями, а не субъективным фактором —любовью к мышечным ощущениям (кинезофилией).
При мышечной деятельности значительно возрастает информация, поступающая из внешней среды через внешние органы чувств (экстерорецепторы). Этой информации принадлежит ведущая роль в рефлекторном регулировании физической и умственной работоспособности. Нервные импульсы, поступающие из экстерорецепторов, вызывают изменения функций всех внутренних органов, что приводит к увеличению обмена веществ и кровоснабжения нервной системы, двигательного аппарата и внутренних органов. Л это обеспечивает при мышечной деятельности усиление всех функций организма, ускорение его роста и развития.
Характер, интенсивность и продолжительность мышечной деятельности детей и подростков зависят от социальных условий: общения с окружающими людьми посредством речи, обучения и воспитания, особенно физического воспитания, подвижных игр, спортивной и трудовой деятельности. Социальные закономерности определяют поведение детей и подростков в школе, вне школы, в семье, их участие в общественно-полезной деятельности.
Изменения характера функционирования скелетных мышц вызывают рефлекторные изменения строения и функций нервной системы, возрастные различия в строении и развитии скелета и двигательного аппарата, инервации внутренних органов, их роста и развития, в первую очередь органов сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Физиологический механизм этого действия скелетных мышц состоит в том, что при их напряжении (тонусе) и сокращениях раздражаются находящиеся в них, в суставах и сухожилиях особые рецепторы (проприорецепторы).
Раздражение проприорецепторов при мышечной деятельности — непременное условие постоянной регуляции движений нервной системой, точного корригирования их координации, образования новых двигательных рефлексов и навыков. Как подчеркивал И. П. Павлов, это главная функция проприорецепторов. Другая их функция состоит в том, что приток центростремительных импульсов из проприорецепторов в нервную систему повышает ее работоспособность, особенно головного мозга (моторно-церебральные рефлексы). Третья их функция — рефлекторная регуляция работы внутренних органов, обеспечивающая координацию движений и изменений функций внутренних органов (моторно-висцеральные рефлексы). Следовательно, мышечная деятельность детей и подростков, а также взрослых — основное условие умственной и физической работоспособности.
Раздражение проприорецепторов, а также действие продуктов обмена веществ, образующихся при мышечной деятельности, и поступление в кровь гормонов вследствие рефлекторного возбуждения функций желез внутренней секреции изменяют обмен веществ организма и приводят к возрастным изменениям роста и развития организма в целом и отдельных его органов.
Следовательно, рост и развитие детей определяются социальными условиями их жизни.
В первую очередь и в наибольшей степени растут и развиваются те органы, которые в наибольшей степени работают при сокращениях скелетных мышц, а также те мышцы, которые больше функционируют. Поэтому рост и развитие организма, систем органов и отдельных органов происходит неравномерно, гетерохронно. В процессе роста и развития происходит накопление веществ и энергии в структуре организма, которое обеспечивает дальнейшие рост и развитие и увеличивает коэффициент полезного действия.
Более экономное использование веществ и энергии в результате совершенствования физиологических механизмов регуляции обмена веществ приводит к уменьшению уровня обмена веществ на единицу веса тела. Умственная и 'физическая тренировка ускоряет рост и развитие организма и повышает уровень умственной и физической работоспособности детей. В прямой зависимости от функций скелетной мускулатуры находится также развитие торможения в нервной системе, которое обеспечивает совершенствование координации ее деятельности и всех функций организма.
Возникновение торможения совпадает с появлением тонуса скелетной мускулатуры, обеспечивающего стояние, и с началом производства движений, передвигающих тело в пространстве. Узловые переломные периоды роста и развития в значительной мере зависят, от изменений характера тонуса скелетной мускула-туры и ее сокращений.
Переход от младенческого периода к преддошкольному, или ясельному, связан с освоением позы стояния и началом овладения ходьбой и речью. Эта деятельность скелетных мышц вызывает изменения строения нервной системы и совершенствование ее функций, изменения строения скелета и скелетной мускулатуры, регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличение объема и веса сердца, легких и других внутренних органов. Отлучение от вскармливания грудью, изменение консистенции и состава пищи и появление молочных зубов приводят к перестройке пищеварительного канала, изменениям его двигательной и секреторной функций и всасывания. Существенно возрастает уровень обмена веществ на 1 кг веса тела вследствие участия тонуса и сокращений скелетных мышц не только в передвижениях организма, но и в теплопроизводстве в состоянии покоя. В конце преддошкольного периода формируются механизмы бега, продолжают развиваться функции устной речи.
Переход к дошкольному периоду связан с прекращением поддерживания относительного постоянства температуры тела в покое посредством напряжения скелетной мускулатуры. С началом до-школьного возраста скелетная мускулатура в покое полностью расслабляется. Двигательные нейроны головного мозга приобретают форму, характерную для взрослого, развитие головного мозга приводит к значительному увеличению его веса (в 3 раза больше, чем у новорожденного). Совершенствование функций головного мозга и особенно механизма торможения вызывает снижение уровня обмена веществ на 1 кг веса тела, появление тормозящего влияния нервной системы на деятельность сердца и дыхание, увеличение периода бодрствования и уменьшение периода сна.
Переход к младшему школьному возрасту характеризуется быстрым развитием мышц кистей рук, образованием простейших трудовых и бытовых двигательных навыков, началом выработки мелких точных движений рук. Эти изменения двигательной деятельности обусловлены началом обучения в школе и особенно обучением письму и простейшему труду. К началу младшего школьного возраста в результате усложнения и увеличения числа движений и большой двигательной подвижности в основном заканчивается развитие нейронов головного мозга, еще более совершенствуются его функции и прежде всего торможение, обеспечивающее координацию тонких и точных движений. К началу этого возрастного периода почти завершается формирование тормозящего влияния нервной системы на сердце, еще больше возрастает вес сердца и легких, а совершенствование регуляции обмена веществ приводит к снижению его уровня на 1 кг веса тела. Начало смены молочных зубов на постоянные сопровождается дальнейшей перестройкой пищеварительного канала и потреблением пищи, соответствующей взрослому.
Переход к среднему школьному возрасту, или подростковому, является результатом начала полового созревания, изменения функций скелетных мышц, усиленного их роста и развития, овладения двигательными навыками труда, физических упражнений и спорта. Двигательный аппарат заканчивает свое морфологическое созревание и почти достигает достаточно совершенного функционирования, свойственного взрослым. В основном закончено формирование двигательной зоны в головном мозге. Уменьшена частота пульса и дыхания и еще более снижен относительный уровень обмена веществ, который, однако, больше, чем у взрослого. Заканчивается смена молочных зубов па постоянные.
Переход к юношескому возрасту связан с усиленным ростом мышц и образованием массивных мышечных волокон, резким возрастанием их силы и существенным усложнением и увеличением деятельности двигательного аппарата. Вес головного и спинного мозга' почти достигает уровня взрослого человека. Начинается окостенение сесамовидных костей.
Зависимость роста и развития детей от деятельности скелетной мускулатуры доказывается также тем, что в тех случаях, когда вследствие заболевания, например воспаления двигательных нервов, или при сращении близнецов происходит ограничение движений, то не только задерживается развитие скелетной мускулатуры и скелета, например развитие грудной клетки, но и резко замедляются рост и развитие внутренних органов — сердца, легких и др.
Дети, болевшие множественным воспалением нервов (полимиелитом) и, следовательно, резко ограниченные в движениях, отличаются от неболевших детей значительно большей частотой сердцебиений и дыхательных движений грудной клетки. Сросшиеся в.области таза девочки-близнецы из-за резкого ограничения движений к 11 годам сохраняли частоту сердцебиений и дыхания, характерную для детей 3 лет. У детей, лишенных возможности производить нормальную динамическую работу, также задержано торможение работы сердца и дыхания, поэтому у них частота дыхания и сокращений сердца такая же, как у детей более младшего возраста.
Каждый возрастной период характеризуется количественно определенными морфологическими и физиологическими показате-
Рост ~ |
лями. Измерение морфологических и физиологических показателей, характеризующих возрастные, индивидуальные и групповые особенности людей, называется антропометрией, Основными антропометрическими показателями физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, ширина плеч, жизненная емкость легких и сила мышц.
Изменения роста и развития в отдельные возрастные периоды. Рост и развитие детей идут непрерывно, однако темпы роста и
развития не совпадают. В некоторые возрастные периоды преобладает рост, в другие —развитие. Эта неравномерность темпов роста и развития, их волнообразность также определяет деление на возрастные периоды.
До 1 года жизни у ребенка преобладает рост, а с 1 года до 3 лет — развитие. С 3 до 7 лет снова ускоряется темп роста, особенно на 6—7-м году, и замедляется темп развития, а с 7 до 10— 11 лет замедляется рост и ускоряется развитие. С наступлением периода полового созревания — с 11—12 до 15 лёт — рост и развитие резко ускоряются. Возрастные периоды ускорения ро
8 10 12 Возраст, годы |
Рис. 7. Годовое прибавление роста и веса у мальчиков и девочек, %: 1 — сплошная линия — мальчики, 2 — прерывистая — девочки |
ста называются периодами-] вытягивания (до 1 года, с 3 до 7, с 11—12 до 15 лет)^ а некоторого замедления роста — периодами округления (с 1 до 3, с 7 до 10—*' лет (рис. 7).
Рост и развитие отдельных частей тела происходят непропорционально, т. е. их относительные размеры изменяются. Например размеры головы с возрастом относительно уменьшаются, а абсолютная и относительная длина рук и ног увеличивается (рис. 8) Неравномерно растут и развиваются и внутренние органы. ч
В росте и развитии детей наблюдаются также половые разлив чия. Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут почти одинаково. С 11—12 лет девочки растут быстрее. У мальчика] в периоде полового созревания — с 13—14 лет темп роста ускоряется. В 14—15 лет рост мальчиков и девочек почти одинаков, а с 15 лет мальчики растут быстрее, и это преобладание росл
12 |
25 |
2 6
Возраст, годы Рис. 8. Изменение пропорций тела с возрастом
Рост
6 7 8 9 10 11 12 1J П 15 16 17 Возраст, годы
Рис. 9. Изменения роста и веса от 1 года до 17 лет: сплошная линия — мальчики, прерывистая — девочки
у мужчин сохраняется в течение всей жизни. Затем темп роста замедляется и в основном заканчивается к 16—17 годам у девушек, к 18—19 — у юношей, но замедленный рост продолжается до
22—25 лет.
Длина головы юношей достигает 12,5—13,5% от общей длины тела, туловища—29,5—30,5%, ноги — 53—54 %, руки —45%. По темпу роста на первом месте плечо, на втором — предплечье, медленнее растет кисть. Наибольшее увеличение длины туловища
происходит приблизительно через год после наибольшего увеличения длины ног. В результате роста длина тела взрослого человека больше по сравнению с длиной тела новорожденного приблизительно в 3,5 раза, высота головы — в 2 раза, длина туловища— в 3 раза, длина руки — в 4 раза и длина ноги— в 5 раз. Благодаря расхождению темпов роста и развития не существует строго пропорциональной зависимости между ростом и весом, но, как правило, в одинаковом возрасте чем больше рост,
Рис. 10. Возрастные изменения абсолютного веса органов человека, г: 1 — тело, 2 — мышцы, 3 — скелет, 4 — кишки, 5 — печень, 6 — мозг, 7 — легкие, 8 — сердце, 9 — почки, 10 — селезенка |
тем больше и вес (рис. 9). Темп увеличения веса наибольший на -1-м году жизни. К концу 1-го года вес увеличивается в 3 раза. Затем прибавление веса в год составляет -в среднем 2 кг.
Как и рост, вес мальчиков и девочек до 10 лет приблизительно одинаков, у девочек наблюдается небольшое его отставание. Начиная с 11—12 лет вес девочек больше связан с развитием и формированием женского организма. Это преобладание веса сохраняется у них примерно до 15 лет, а затем в. связи с преобладанием роста и развития скелета и мышц вес мальчиков возрастает, и это превышение веса сохраняется.
Значительны также возрастные различия в увеличении абсолютного (рис. 10) и относительного (рис. И) веса отдельных органов. Окружность грудной клетки с 7 лет больше у мальчиков, а с 12 лет — у девочек. К 13 годам она почти одинакова у обоих полов (у девочек немного больше), а с 14 лет окружность грудной клетки больше у мальчиков и эта разница в дальнейшем сохраняется и увеличивается.
Ширина плеч мальчиков с 6—7 лет начинает превышать ширину таза. Ширина плеч ежегодно увеличивается у детей, особенно между 4—7 годами. У мальчиков этот ежегодный прирост больше, чем у девочек.
37,0 33,0 29,0 25,0 21,0 ПО ЦО 3,0 5,0 2,9 2,5 2,1 V 1,3 0,9 0,5 0,1 |
Классификация возрастных периодов. На основании упомянутых характеристик возрастных изменений роста и физического развития, а также физиологических функций создано несколько схем деления возраста детей, подростков, юношей и взрослых на периоды. Эти схемы учитывают особенности неравномерного морфологического, физиологического и умственного развития. Они весьма условны, так как возрастные периоды нерезко отграничены, переходы постепенны.
1-Ю 11-20 21-30 31-W U-50 5HQ 60-70 71-8081-90 Возраст, годы |
Рис. П. Возрастные изменения относитель- ного веса органов человека (в % к общему весу тела): |
Различаются следующие возрастные периоды: ^младенческий—до 1 года, 2) преддошкольный, или первое детство,— с 1 до 3 лет, 3) дошкольный, или второе детство, — с 3 до 7 лет, 4) младший школьный — с .7 до 12 лет, 5) средний школьный— с 12 до 15 лет и 6) старший школьный — с 15 до 18 лет. Каждый возрастной период отличается ана-
7 — мышцы, 2 — скелет, 3 — мозг, 4 — кишки, 5 — - печень, 6 — * легкие, 7 — сердце, 8 -»• почки, 9 — селезенка |
томическими, физиологическими и психологическими особенностями, знание которых обязательно и необходимо учителю и школьному врачу для рациональной организации обучения и воспитания.
Предложена также другая схема возрастных периодов: новорожденный—1—10 дней, грудной возраст—10 дней—1 год, раннее детство—1—3 года, первое детство — 4—7 лет, второе детство— мальчики — 8—12 лет, девочки — 8—11 лет, подростковый период — мальчики — 13— 16, девочки — 12— 15 лет, юноше-. ский возраст —юноши—17—21 год, девушки—16—20 лет. Зрелый возраст делится на два периода: I — мужчины — 22—35 лет, женщины — 21 —35 лет, 11 — мужчины — 36—60 лет, женщины — 36—55 лет, пожилой возраст — мужчины —61—74 года, женщины — 56—74 года, старческий возраст — мужчины и женщины — 75—90 лет, долгожители — свыше 90 лет.