Тема 18. Развитие школы и педагогики в СССР в 1917–1945гг
Первые документы Советского государства о народном образовании: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы». Реализация партийно-государственной школьной политики в деятельности Наркомпроса (А.В.Луначарский и Н.К.Крупская) (См. табл. 42, 43).
Поиски новых организационных форм и методов обучения: обучение на основе комплексов, лабораторный план, метод проектов. Унификация структуры общеобразовательной школы (1934г.) Признание урока основной формой обучения. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников.
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936г.) и его роль в дальнейшем развитии педагогики.
Ученическое самоуправление. Деятельность пионерской и комсомольской организации в общеобразовательной школе. П.П.Блонский, С.Т.Шацкий (См. табл. 44).
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны. Создание Академии педагогических наук РСФСР.
* * *
Принятые после октября 1917г. государственные акты в области народного образования – «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР (октябрь 1918г.) и ряд правительственных декретов – утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Школа была провозглашена светской, независимой от церкви; родной язык каждого народа должен был стать основой образования во всех типах общеобразовательной школы. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, устанавливалось равенство мужчин и женщин в сфере образования, как и во всех других областях общественной жизни.
Методами преподавания стали исследовательские, опытно-экспериментальные. В эти годы была попытка предоставить педагогам на местах свободу творчества, инициативы, вводились примерные необязательные программы. Здесь появились комплексные программы, которые были интересны и отвечали достижениям современной педагогической мысли. Но они разрушали традиционную систему учебных предметов, знаний, навыков, что в конечном счете снизило качество общеобразовательной подготовки учащихся. Доминирование в начале 30-х годов метода проектных заданий разрушало классно-урочную систему. Школа растворялась в социальной среде.
Партийно-правительственные постановления 1931–1936гг. привели к стабилизации, когда за исключением содержания образования была воспроизведена прежняя «школа учебы», естественно, с некоторыми деформациями и модернизациями. Вновь был установлен примат знаний над средствами их овладения, трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов, школа оказалась изолированной от внешней среды, устанавливались строгие нормы и правила, регламентирующие всю школьную жизнь (См. табл. 45).
Рекомендуемая литература
1. История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1999.
2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. / Под ред. И.П.Кузина и др. – М., 1980.
3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917 – 1973 гг. – М., 1974.
4. Проблемы истории советской школы и педагогики: Экспериментальное учебное пособ. Часть I–III / Под ред. З.И.Равкина. – М., 1991.
5. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1995.
6. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. – М., 1990.
Таблица 42
Развитие школы и педагогики в СССР в 1917–1945гг. |
10 ноября 1917г. А.В.Луначарский назначен Народным комиссаром просвещения. 11 ноября 1917г. – Обращение А.В.Луначарского к гражданам России. «Расходы на народное просвещение должны стоять высоко: щедрый бюджет просвещения – гордость и слава для каждого народа». |
Школа II ступени – 4 года
от 13 до 17 лет
21 января 1918г.
Декрет об отделении школы от церкви.
16 ноября 1918г.
Положение о единой трудовой школе.
Декрет ВЦИК
Принципы трудовой школы:
1. Бесплатность обучения.
2. Совместность обучения.
3. Всеобщность обучения.
4. Светскость обучения.
Структура школы
Таблица 43
Педагогические взгляды Н.К.Крупской (1869–1939гг.) | |
Цель школы – воспитание у детей коммунистического мировоззрения и морали, большевистской целеустремленности, высоких волевых качеств, любви к Родине; воспитание коллективиста, интернационалиста, атеиста. Задача – борьба за знания, общественная работа, самоуправление. | |
О воспитании коллектива | О политехнизме и трудовом воспитании |
Коллектив – это «группа, сплоченная переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой. 1. Идейно-политическая направленность преподавания. 2. Организация жизни детей, режим. 3. Товарищеская взаимопомощь. 4. Совместные переживания. 5. Формирование общественного мнения. 6. Добровольные объединения по интересам. | – живая и неживая природа; – энергетика; – географические основы экономических отношений; – способы обработки металлов; – общетрудовые умения и навыки. – осмысление трудовых процессов; – применение в трудовой деятельности приобретенных в процессе трудового обучения знаний, умений и навыков; – развитие конструктивных способностей детей; – творческий труд; – развитие интереса школьников к различным видам труда; – оплата труда учеников. |
Таблица 44
Педагогические идеи П.П.Блонского (1884–1941гг.) | Педагогические идеи С.Т.Шацкого (1878–1934гг.) |
3. Школа должна быть научной, т.е. она должна строиться на изучении окружающего (природы, почвы, погоды и т.д.). 1.Самодеятельность Дух самодеятельности должен проникать во всю школу, все занятия 2. Школа Должна быть связана с жизнью в деревне Требования к личности учителя Задачи новой школы «Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а самую действительность; не жизнь сужайте до учения, но учение расширяйте до жизни. А самое главное: любите жизнь…» 1. Учитель должен знать жизнь и быт трудящихся масс, обладать организаторскими способностями, являться коллективистом, агитатором, пропагандистом. 2. Новый учитель – это прежде всего человек новой психологии и новой, коммунистической, идеологии. 3. Обязанности учителя: знать свой предмет, уметь пробуждать интерес ребенка к нему, уметь учить учеников мыслить, знать возрастные особенности, психологию детей, заботиться об укреплении их здоровья, формировать у них высокую нравственность, эстетические взгляды и чувства. П.П.Блонский резко критикует классно-урочную систему обучения, на смену которой в рамках того же исследовательского подхода использует заимствованную из практики зарубежной школы «студийную систему» («варианты – Дальтон – план» и «метод проектов»). | Создал Первую опытную станцию по народному образованию, которая решала задачи как теоретического, так и практического плана: организацию учебно-воспитательного процесса в школе, трудового воспитания детей и организации их досуга. С.Т.Шацкий предметом своих исследований сделал влияние условий среды на социализацию ребенка. В числе важных педагогических проблем выделял вопросы самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, в том числе проблемы лидерства в детском сообществе. Школа – центр воспитания молодежи. |
Таблица 45
Период исканий путей строительства школы