Классификации нарушений слуха. Классификации нарушений слуховой функции у детей и взрос­лых представляют интерес как для врачей-оториноларингологов (отиатров)

Классификации нарушений слуховой функции у детей и взрос­лых представляют интерес как для врачей-оториноларингологов (отиатров), так и для сурдопедагогов. В оториноларингологии разра­ботаны медицинские классификации, позволяющие проводить ле­чение и профилактику заболеваний, ведущих к нарушениям слу­ха. В настоящее время широко применяются классификации, ос­нованные на принципе определения остроты слуха количествен­ным методом. Для получения необходимых показателей проводит­ся исследование слуха, в котором выявляется уровень восприятия частот в зоне речевого диапазона (500— 10 000 Гц). Расчет средней потери слуха производится путем вычисления средней арифмети­ческой порогов слышимости трех чистых тонов — 500, 1000 и 2000 Гц. Некоторые классификации отражают способность вос­принимать речь с учетом как расстояния от говорящего, так и критерия громкости. Исследованию слуха предшествует сбор анам­нестических сведений, включающих данные о времени потери слуха, ее причине и т.п.

Ведущий параметр аудиологического изучения — острота слу­ха, которая характеризуется абсолютным порогом, обеспечиваю­щим ощущение минимальной интенсивности звука.

В нашей стране среди медицинских классификаций наибольшее распространение получила классификация тугоухости и глухоты у детей Л.В.Неймана.

В зависимости от средней потери слуха в области частот рече­вого диапазона (500, 1000, 2000, 4000 Гц) выделены три степени тугоухости:

I степень — потеря слуха не превышает 50 дБ, возможно
разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоя­
нии более 1 м;

II степень — потеря слуха от 51 до 70 дБ, речь разговорной
громкости воспринимается на расстоянии менее 1 м;

IIIстепень — потеря слуха от 71 до 75 — 80 дБ, речь разго­
ворной громкости неразборчива даже у самого уха.

На основании данной классификации диагноз «глухота» ста­вится при потере слуха 75 — 80 дБ и больше.

По объему воспринимаемых частот глухие дети, имеющие ос­татки слуха, делятся на четыре группы:

первая группа — дети, воспринимающие только самые низкие частоты (128 — 256 Гц), вообще не различающие звуков речи, ре­агирующие только на громкий голос у уха и интенсивные звуки па близком расстоянии (крик, скрип, скрежет);

вторая группа — дети, воспринимающие частоты 128, 256, 512 Гц, реагирующие не только на громкий голос у уха, но и





Классификации нарушений слуха. Классификации нарушений слуховой функции у детей и взрос­лых представляют интерес как для врачей-оториноларингологов (отиатров) - student2.ru различающие низкочастотные форманты (гласные о, у) и интен­сивные неречевые звуки окружающего мира на близком расстоя­нии;

третья группа — дети, воспринимающие низкие и средние ча­стоты (128, 256, 512, 1024 Гц), реагирующие на голос разговор­ной громкости около уха и различающие три-четыре гласных зву­ка; многие из них распознают некоторые знакомые слова;

четвертая группа — дети, воспринимающие широкий диапа­зон частот — от 128 до 2048 Гц; большинство из них слышат голос разговорной громкости около уха и на небольшом расстоянии, различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы.

Глухие дети третьей и четвертой групп имеют возможность раз­личать сравнительно менее интенсивные и более разнообразные по частотной характеристике звуки (школьный звонок, звучание музыкальных инструментов и т.д.) на довольно близком рассто­янии. Расширение объема воспринимаемых частот увеличивает способность восприятия голоса, различения звуков речи и нере­чевых звуков окружающего мира. Определение степени сниже­ния слуха — наиболее распространенный критерий в установле­нии правильного диагноза у ребенка.

Существуют и другие подходы, основанные на учете характера понижения слуха, его локализации в слуховом анализаторе, при­чин нарушения, состояния развития речи.

В 1997 г. ВОЗ была утверждена единая Международная класси­фикация степеней тугоухости (табл. 1).

Согласно этой классификации нормальным считается слух при порогах слышимости на речевых частотах, не превышающих 10 дБ. Легкое нарушение слуха регистрируют при порогах слышимости 10 — 25 дБ. Тугоухость I степени выявляется при порогах слыши­мости 26 — 40 дБ; II степени — 41 — 55 дБ и т.д. Для определения степени тугоухости учитываются усредненные значения порогов звуковосприятия на четырех частотах: 0,5; 1; 2 и 4 кГц.

Таблица 1

Наши рекомендации